Россия проигрывает «схватку ракетных двигателей»
За что боролись, на то и напоролись. После обострения отношений с Вашингтоном многие представители патриотически настроенной общественности и некоторые чиновники предлагали ввести встречные санкции, запретив США покупать российские ракетные двигатели. И вот, американцы сами идут на отказ от РД-180, но почему-то проигравшей в этой ситуации теперь выглядит Россия. Как так вышло?
Как известно, знаменитые РД-180 используются в США на ракетах Atlas III и Atlas V. Советские разработки остаются востребованными и по сей день из-за их высочайшей надежности. По мнению возглавляющего «Роскосмос» Дмитрия Рогозина, сделать двигатели лучше просто невозможно. Скорее всего, это так и есть, коли США долгие годы предпочитали покупать ракетные двигатели у своего конкурента. Однако теперь мотивы у американцев иные:
Во-первых, Соединенные Штаты Америки отчетливо взяли курс на возрождение собственной промышленности, в том числе, аэрокосмической.
Во-вторых, сегодня главной характеристикой ракетного двигателя является не его сверхнадежность, а возможность многократного повторного использования, поскольку половину стоимости запускаемой ракеты составляет именно он. Дорогой двигатель делает ракету-носитель неконкурентоспособной.
В-третьих, отказаться от зависимости космонавтики и ВПК США от поставок из России настойчиво требуют американские политические элиты.
Кто же выбран на роль «убийцы РД-180»?
Это компания знаменитого американского миллиардера Джефа Бэзоса под названием Blue Origin с ее двигателем BE-4. Специалисты еще пять лет назад предупреждали, что Россия может потерять рынок сбыта в США. Так и вышло.
Стало известно, что BE-4 будут установлены и использоваться на новых ракетах-носителях Vulcan. Преимущество двигателей Blue Origin над РД-180 в их многоразовости, поскольку после отработки первой ступени она вместе с BE-4 будет спускаться на Землю с помощью парашютов. Запуск запланирован уже на 2020 год, а всего через 4-5 лет США смогут полностью отказаться от ракет Atlas V, на которых стоят наши отечественные двигатели.
Отказ Соединенных Штатов от дальнейшей закупки РД-180 будет означать серьезные финансовые потери для НПО «Энергомаш». Возможности заменить американский рынок китайским также под сомнением, поскольку КНР интересует не столько конечный продукт, сколько технология его производства. Дальше больше. Штаты вполне могут начать вытеснение РД-180 в пользу своих BE-4 с других рынков с помощью неконкурентных способов, таких как санкции.
Получается так, что действительно надо бояться своих желаний, поскольку они могут исполниться.
Как известно, знаменитые РД-180 используются в США на ракетах Atlas III и Atlas V. Советские разработки остаются востребованными и по сей день из-за их высочайшей надежности. По мнению возглавляющего «Роскосмос» Дмитрия Рогозина, сделать двигатели лучше просто невозможно. Скорее всего, это так и есть, коли США долгие годы предпочитали покупать ракетные двигатели у своего конкурента. Однако теперь мотивы у американцев иные:
Во-первых, Соединенные Штаты Америки отчетливо взяли курс на возрождение собственной промышленности, в том числе, аэрокосмической.
Во-вторых, сегодня главной характеристикой ракетного двигателя является не его сверхнадежность, а возможность многократного повторного использования, поскольку половину стоимости запускаемой ракеты составляет именно он. Дорогой двигатель делает ракету-носитель неконкурентоспособной.
В-третьих, отказаться от зависимости космонавтики и ВПК США от поставок из России настойчиво требуют американские политические элиты.
Кто же выбран на роль «убийцы РД-180»?
Это компания знаменитого американского миллиардера Джефа Бэзоса под названием Blue Origin с ее двигателем BE-4. Специалисты еще пять лет назад предупреждали, что Россия может потерять рынок сбыта в США. Так и вышло.
Стало известно, что BE-4 будут установлены и использоваться на новых ракетах-носителях Vulcan. Преимущество двигателей Blue Origin над РД-180 в их многоразовости, поскольку после отработки первой ступени она вместе с BE-4 будет спускаться на Землю с помощью парашютов. Запуск запланирован уже на 2020 год, а всего через 4-5 лет США смогут полностью отказаться от ракет Atlas V, на которых стоят наши отечественные двигатели.
Отказ Соединенных Штатов от дальнейшей закупки РД-180 будет означать серьезные финансовые потери для НПО «Энергомаш». Возможности заменить американский рынок китайским также под сомнением, поскольку КНР интересует не столько конечный продукт, сколько технология его производства. Дальше больше. Штаты вполне могут начать вытеснение РД-180 в пользу своих BE-4 с других рынков с помощью неконкурентных способов, таких как санкции.
Получается так, что действительно надо бояться своих желаний, поскольку они могут исполниться.
Информация