Спецоперация на Украине показала, какие БПЛА нужны российской армии
Без малого три месяца ожесточенных боев на Украине позволяют уже сейчас сделать несколько промежуточных выводов о возможных путях дальнейшего строительства российской армии по завершении СВО. Практика «на крови» показала, что некоторые ранее популярные идеи оказались исключительно вредными.
Первый вывод, который мы уже сейчас можем сделать, заключается в том, что одним высокоточным оружием войны не выигрываются. Сколько ни запусти по целям «Калибров», «Кинжалов», «Цирконов» и прочих «вундервафль», потом придется воевать уже на земле. Второй вывод вытекает из первого: ставка на небольшую профессиональную армию, идею которой нам так активно навязывали с начала 90-х годов, является ошибочной. Да, ядро Вооруженных сил РФ должно состоять из кадровых военных и контрактников, но армия такой страны, как Россия, должна быть народной, а ее население – с младых ногтей проходить начальную военную подготовку. И третий вывод – беспилотники далеко не «вундервафли», как их расхваливают производители, однако без них на современной войне никуда.
О применении БПЛА хотелось бы поговорить особо. Отдельный материал мы обязательно посвятим беспилотникам, которые применяют против нас ВСУ и Нацгвардия Украины, но сейчас посмотрим, с чем ВС РФ подошли к началу спецоперации.
БПЛА по-русски
Как сообщает телеканал «Звезда», российские военные начали применять беспилотный комплекс «Орлан-10» в качестве ударного:
В ходе спецоперации военнослужащие впервые применили новейшую модификацию беспилотника, который теперь может наносить высокоточные удары по земле и поражать живую силу и технику. Операторы БПЛА находят цель и сбрасывают осколочно-фугасные боеприпасы с высоты двух километров.
Смекалке отечественных разработчиков можно только порадоваться, но печально во всем этом то, что подобными импровизированными техническими решениями приходится затыкать огромные бреши в этом виде вооружений. С большим сожалением приходится констатировать, что российская армия в компоненте беспилотных технологий подошла к СВО слабо подготовленной. Да, в последние несколько лет густо посыпались сообщения о разработке и испытаниях БПЛА различных классов: «Орион», «Орлан», «Ланцет», «Альтиус-У», «Охотник» и других. Однако проблема заключается в том, что почти все это пока что единичные образцы, не запущенные в массовое производство. А они нам сейчас так необходимы!
Так, неоценимую помощь ВС РФ оказали бы разведывательно-ударные БПЛА «Альтиус-У» (бывший «Альтаир»). По заверениям разработчиков, этот беспилотник, оснащенный АФАР РЛС бокового обзора и станцией оптической видовой разведки с оптико-электронной системой, способен находиться в воздухе до 48 часов на высоте до 12 километров. Оттуда он мог бы контролировать стремительные перемещения мобильных бронегрупп ВСУ от города к городу, использующих тактику «жабьих прыжков». Препятствовать этому ВС РФ весьма проблематично, поскольку имеющаяся спутниковая система не позволяет непрерывно мониторить всю территорию Украины, а самолетов ДРЛОиУ у нас так мало, что их можно пересчитать по пальцам руки.
Почему у Минобороны РФ до сих пор нет десятков «Альтиусов-У»? Потому что изначально они разрабатывались под немецкие дизельные двигатели RED A03/V12, поставку которых в Россию заблокировали американцы, и КБ им. Климова пришлось создавать свой двигатель ВК-800В на замену. Контракт на поставку военным первой партии разведывательно-ударных БПЛА данного типа был заключен еще только в прошлом, 2021 году. Когда они реально поступят в войска, неизвестно.
Свой вклад в разрушение военной инфраструктуры ВСУ мог бы внести тяжелый ударный беспилотник С-70. Созданный с использованием технологий «стелс», БПЛА способен нести боевую нагрузку до 8 тонн и сбрасывать авиабомбы весом до 500 килограммов. Однако пока что «Охотник» существует всего в нескольких экземплярах и еще только тестируется. В войска он начнет поступать не ранее 2024 года.
Получше обстоит ситуация со средневысотным БПЛА «Орион» от компании «Кронштадт». Изначально он создавался для оптико-электронной, радиолокационной или радиотехнической разведки и длительного патрулирования, однако, явно глядя на турецкие «Байрактары», разработчик предусмотрел возможность установки на нем четырех ракет класса «воздух – земля» Х-50, которые могут быть заменены на 6 корректируемых свободнопадающих бомб КАБ-20 или 3 КАБ-50, либо на управляемую планирующую авиабомбу УПАБ-50, либо на свободнопадающую авиабомбу ФАБ-50. «Орионы» уже прошли реальную проверку боем в Сирии, уничтожая мелкие группы террористов, оставаясь при этом вне зоны досягаемости их ПЗРК. В 2021 году сообщалось, что компанией «Кронштадт» было завершено строительство завода по производству БПЛА «Орион», «Сириус» и еще двух ударных беспилотников вертолетного типа:
Завершены строительно-монтажные работы в производственном корпусе первого в России специализированного серийного завода крупноразмерных беспилотных летательных аппаратов. Строительство шло с апреля по декабрь 2021 года – это первый авиационный завод, построенный в постсоветской России.
«Сириус» – это дальнейшее развитие «Ориона», он имеет 2 двигателя, дальность полета свыше 10 000 километров и взлетную массу в 5 тонн. Разработка ведется компанией «Кронштадт» в инициативном порядке, БПЛА только начинает тестироваться, летные испытания будут идти до конца года.
Сказанное позволяет сделать вывод, что в ближайшие годы основной «рабочей лошадкой» российской беспилотной авиации будут именно средневысотные БПЛА «Орион», аналоги «Байрактаров». Попытка приспособить для ударов по украинской легкой технике легкие разведывательные БПЛА «Орлан-10», с которых мы начали этот рассказ, вызывает только грусть.
Наши «конструкторы»
По факту «Орлан-10» – это банальный конструктор из импортных комплектующих гражданского назначения. Несколько таких беспилотников попали в руки американцев, которые обнародовали информацию об их внутренней начинке. Туда входят, например, ДВС японской компании SAITO, полетный контроллер на базе микросхемы STM32F103 QFP100 франко-итальянского производителя STMicroelectronics, микросхемы MPXA4115A и MPXV5004DP американской компании Freescale Semiconductor, передатчик RF3110 немецкой компании Municom, датчик компаса HMC6352 американской компании Honeywell, приемник ГЛОНАСС/GPS/QZSS LEA-6N швейцарской компании u-blox, стартер-генератор PTN78020 американской компании Texas Instruments Incorporated, микроконтроллер ATxmega256A3 американской компании Microchip, ресивер DP1205-C915 немецкой компании AnyLink, GPS-трекер с микросхемами китайского производства и т. д.
Также масса импортных комплектующих содержится в начинке БПЛА «Застава», «Гранат», «Элерон» и «Форпост». Несомненно, в самое ближайшее время нехватка иностранных компонентов станет большой проблемой для производства широкого ассортимента российских беспилотников. Импортозамещение их надо было проводить, как говорится, еще вчера.
Дошло до того, что на Донбассе сейчас широко и довольно эффективно применяются обычные гражданские дроны китайского производства типа DJI Mini 2 и Mavic 3. Простые и недорогие, но оснащенные камерой с тепловизором и мощным зумом, подобные квадрокоптеры позволяют вести разведку на тактическом уровне, сберегая жизни личного состава, и корректировать огонь. 26 апреля китайская компания приостановила поставку своих дронов в Россию и на Украину:
DJI проводит внутреннюю переоценку требований соответствия в различных юрисдикциях. В ожидании текущей проверки DJI временно приостановит всю свою деятельность в России и Украине. Мы взаимодействуем с клиентами, партнерами и другими заинтересованными сторонами в отношении временной приостановки деловых операций и прекращения поставок заказов.
Вот так. В общем, плохо это – от кого-то зависеть. Надо делать правильные выводы и побыстрее решать проблемы импортозамещения.
Информация