Стало известно об использовании Россией лазерного оружия на Украине

47

В ходе специальной операции на Украине Россия использует лазерное оружие, которое благодаря своей мощности обладает большой разрушительной силой. Кроме того, оружие позволяет экономить на дорогостоящих запусках ракет. Об этом в интервью Первому каналу рассказал вице-премьер Юрий Борисов.

Они уже начинают поступать в войска. Да, первые образцы уже используются в военных действиях на Украине

– отметил Борисов.



Применяемый на Украине лазерный комплекс получил название «Задира» и способен поражать цели на расстоянии 5 км. О его создании стало известно в 2017 году, когда был подписан контракт со Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики в Сарове на разработку этой боевой установки. В подписании соглашения принимал участие и тогдашний замминистра обороны РФ Юрий Борисов.

Сообщается, что «Задира» работает на неких новых физических принципах. По всей видимости, в основе оружия лежат взрывомагнитные генераторы, формирующие мощные потоки электромагнитного излучения.

Одной из приоритетных областей деятельности института являются исследования в сфере электрофизики с целью создания сильных импульсных магнитных полей и мощных источников энергии на основе взрывомагнитных генераторов.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    47 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +3
      18 мая 2022 15:47
      что то новое для меня. надо искать))
    2. +5
      18 мая 2022 16:06
      Это действительно радует, но 5 км это крайне мало, если бы дистанцию поражения целей смогли увеличить до 9-10 км, вот это было бы просто идеальным результатом.
      1. +8
        18 мая 2022 16:44
        Ну это всего лишь ходовые испытания в реальных боевых условиях. Будет и развитие. Эх, обойдёт Саров Теслу в обуздании молнии)
      2. +7
        18 мая 2022 20:31
        Цитата: sgrabik
        5 км это крайне мало

        Это самая проблемная дистанция, где будет шастать всякая мелочь, для которой зенитный управляемый снаряд/ракета будет слишком жирно/неэкономично.
      3. +6
        19 мая 2022 04:30
        вы не забывайте, что если говорить о лазерном оружии, то дальность поражения напрямую зависит от дальности прямой видимости.. а теперь подумайте, где вы найдёте ровное место, чтобы цель можно было наблюдать на расстоянии 9-10 км?.. наверное только в случае воздушного базирования такого оружия.. так что если речь идёт о сухопутном варианте, то 5 км вполне приемлемо..
        1. 0
          19 мая 2022 18:23
          Цитата: Krilion
          вы не забывайте, что если говорить о лазерном оружии, то дальность поражения напрямую зависит от дальности прямой видимости.. а теперь подумайте, где вы найдёте ровное место, чтобы цель можно было наблюдать на расстоянии 9-10 км?.. наверное только в случае воздушного базирования такого оружия.. так что если речь идёт о сухопутном варианте, то 5 км вполне приемлемо..

          ну да, с высоты 1 метр линия горизонта находится на расстоянии около 4 км. но запас по дальности бы не помешал
        2. 0
          24 мая 2022 19:44
          На вышках сотовой связи... самое место... В горах, чистый воздух. Армения будет в восторге
    3. 0
      18 мая 2022 16:52
      А что "Пересветы"? Они могут посбивать развед-спутники Маска над Украиной?
      1. -2
        18 мая 2022 18:16
        Еще нет. Пока...
      2. +2
        18 мая 2022 19:22
        А что "Пересветы"? Они могут посбивать развед-спутники Маска над Украиной?

        Нет. И без "Пока" Иначе это будет уже не "Пересвет"
      3. +2
        18 мая 2022 20:32
        Цитата: Буланов
        "Пересветы"? Они могут посбивать развед-спутники Маска

        Он только ослепляет.
      4. +1
        19 мая 2022 03:06
        Пишут , что Пересветы" - вчерашний день. Они только ослепляют спутники и электронику летательных апартов. А "Задира" прожигает сам летательный апарат. В основном беспилотники.
    4. 0
      18 мая 2022 18:32
      Несомненно хороший шаг...Лучшее оружие - опробованное, с подтвержденными/измененными характеристиками...
    5. 0
      18 мая 2022 19:25
      «Задира» работает на неких новых физических принципах. По всей видимости, в основе оружия лежат взрывомагнитные генераторы, формирующие мощные потоки электромагнитного излучения.

      bully О, сколько нам открытий чудных....
      1. +3
        19 мая 2022 13:16
        Наблюдатель, а невнимательный. Когда говорят о новых физических принципах - это не о каких-то новых, неведомых ранее. А о новых ф.п., которые ранее не использовались в каких либо видах вооружений...
    6. +1
      18 мая 2022 20:24
      Очень хочется надеяться, что подобного рода оружие станет прорывом и в мирной жизни как то новые техпроцессы в металлообработке ,электронике и композитах . В 80-х годах 20 века была брошюрка Воениздата ,,Лазеры в военной деле,, в ней писалось ,что любой процесс связанный с разрушением (испарением) металла потенциально является оружием.
      1. +2
        19 мая 2022 03:13
        Очень мало инфы об этом лазерном оружии. Но где- то промелькала информация (сейчас её не нашёл) о том , что главный недостаток лазерного оружия , это огромное , потребление энергии. И между одним задействованием этого оружия в несколько секунд , до следующего его действия требуется перезарядка не менее получаса.
        Ну может сейчас что- то изменилось и усовершенствовалось. Инфы , повторяюсь. нет.
        1. 0
          19 мая 2022 17:17
          Ich habe irgendwo gelesen aber ich weiß nicht mehr wo, daß Rußland neuartige und sehr leichte und kleine Batterien erfunden hat, die zum Beisiel in starken Radaren an Bord ihrer 4G+++ und 5G Kampfflugzeugen installiert sind und deren Suchreichweite stark erhöhen. Diese Batterientechnologie schien neuartig zu sein und bisher ist darüber nichts von anderen Nationen verlautbart worden. Vielleicht könnte solche Btterientechnik auch die Grundlage sein für eine kampftaugliche Laserwaffe.
          1. 0
            19 мая 2022 20:47
            Возможно . Хотя я читал о других батареях достаточно мощных и долговечных , до 50 лет. Это атомные батареи. но они фонят (излучают радиацию) и поэтому их ставят только на спутники. Вообще вы наверно заметили , что на российских спутниках нет солнечных батарей , как это было раньше. Возможно на них стоят атомные.
            Ещё есть другой вид получения энергии , который изобрели в России. Это синтетическая ткань, которая при нагреве выдаёт электрическую энергию. И чем выше температура нагрева , тем больше получаемой эл. энергии. Например можно положить такую тряпочку на батарею отопления и заряжать от неё смартфон.
            Но вот для боевого лазера , конечно такой энергии крайне маловато.
            Я где- то читал, что чтобы просверлить отверстие в стальной пластине в 1 см. лазер израсходует 5 киловатт..
            А теперь представьте сколько надо эл. энергии , чтобы прожечь летательный апарат на расстоянии в 5 км.
            1. 0
              20 мая 2022 13:17
              Gibt es Materialien, die Laser reflektieren oder absorbieren? Soetwas wie einen Spiegel?
              1. 0
                21 мая 2022 01:05
                Да. Существуют. В основном это металлические зеркала со специальными системами охлаждения.
                При этом луч лазера теряет примерно 2 %. (иногда и больше) своей мощности
                К тому же мощность луча лазера , который необходимо отразить , не более 6 - 7 киловатт
                Большую мощность даже охлаждённое зеркало не выдерживает. Просто искривляется.
                1. 0
                  21 мая 2022 13:24
                  Интересный. Спасибо Таким образом, Россия скоро введет в свои вооруженные силы летающие замороженные самолеты. ( : Ха-ха-ха
      2. 0
        19 мая 2022 11:36
        Цитата: Эдуард Викторович
        любой процесс связанный с разрушением (испарением) металла потенциально является оружием

        Сварка тоже туда?
        1. 0
          19 мая 2022 17:44
          Ja, in Aswovstal und das Schweißgerät nennt sich Tos-2.
    7. 0
      19 мая 2022 09:49
      Цитата: sgrabik
      Это действительно радует, но 5 км это крайне мало, если бы дистанцию поражения целей смогли увеличить до 9-10 км, вот это было бы просто идеальным результатом.

      Технические причины (по данным источника - Зарубин П.В. "Академик Басов...") заключались в том, что при микронной длине волны лазерного излучения практически невозможно было сфокусировать луч на относительно малую площадь. Т.е. если цель находится на расстоянии больше 100 км, то естественное угловое расхождение оптического лазерного излучения в атмосфере в результате рассеивания составляет в 0,0001 град. Это было установлено в специально созданном для обеспечения выполнения программы создания лазерного оружия Институте Оптики Атмосферы в СО АН СССР в г. Томске, который возглавлял акад. В.Е.Зуев. Отсюда следовало, что пятно лазерного излучения на расстоянии 100 км будет иметь диаметр не менее 20 метров, а плотность энергии на площади в 1 см2 при полной энергии лазерного источника в 1 МДж будет меньше 0,1 Дж/ см2. Этого слишком мало - для того, чтобы поразить ракету (создать в ней отверстие в 1 см2, разгерметизировав ее), требуется больше 1 кДж/ см2

      На малом расстоянии, где, в принципе, возможно точное фокусирование на малой поверхности, угловые перемещения цели относительно оружия, не позволяют нагреть до достаточной температуры из-за малого времени удержания лазерного пятна в одной точке. А на 10 километрах пятно будет размером в 2 метра. (Добавлено мной).
    8. 0
      19 мая 2022 09:55
      Цитата: Рома Фил
      Пишут , что Пересветы" - вчерашний день. Они только ослепляют спутники и электронику летательных апартов. А "Задира" прожигает сам летательный апарат. В основном беспилотники.

      Откуда взято? Найдите мой пост в этой теме.Там расписаны причины невозможности такого в АТМОСФЕРЕ. "Задира" , насколько я понял, быстро изготавливается к следующему выстрелу. Но физика лазерного излучения общая у всех.
      1. 0
        19 мая 2022 12:55
        Вице-премьер Борисов презентовал новый лазерный комплекс «Задира»

        Из технических характеристик про «Задиру» известно, что он способен поражать цель на расстоянии до пяти километров и «абсолютно свободно» сбивает беспилотники, прожигая их внутренности за пять секунд. Лазерное оружие воздействует направленным тепловым потоком высокой мощности.
        «Это оружие не убивает, а выжигает электронику у вражеской техники» .......Принципиальным отличием «Задиры» от его предшественника «Пересвета» является то, что он не ослепляет электронику, а уничтожает ее. — отметил Борисов в кулуарах марафона «Новые горизонты»
    9. -2
      19 мая 2022 11:48
      где статистика применения? нет? ну нет ножек, нет и мультиков
      1. +1
        19 мая 2022 20:09
        Цитата: Андрей Беркут
        где статистика применения? нет? ну нет ножек, нет и мультиков

        сейчас вам все покажут и расскажут, с выкладками и чертежами
    10. +2
      19 мая 2022 13:06
      Цитата: Рома Фил
      Вице-премьер Борисов презентовал новый лазерный комплекс «Задира»
      Из технических характеристик про «Задиру» известно, что он способен поражать цель на расстоянии до пяти километров и «абсолютно свободно» сбивает беспилотники, прожигая их внутренности за пять секунд. Лазерное оружие воздействует направленным тепловым потоком высокой мощности.
      «Это оружие не убивает, а выжигает электронику у вражеской техники» .......Принципиальным отличием «Задиры» от его предшественника «Пересвета» является то, что он не ослепляет электронику, а уничтожает ее. — отметил Борисов в кулуарах марафона «Новые горизонты»

      Чего не кажешь во имя престижа. Чинуша, обгадившийся на производстве вооружения. Успешно провалившийся на импортозамещении. Я верю математике и физике. "До внутренностей" нужно как-то добраться. Неужели через щели в обшивке аппарата? Если не поняли- подчёркиваю- луч лазера рассеивается в атмосфере из-за физических свойств атмосферы. И главный враг - вода, в молекулярном состоянии находящейся в воздухе любой влажности. Микрокапли, моментально взрываясь, пáром своим разлагают луч на веник. Чтобы нагреть что-то таким широким пятном- в 2 метра диаметром (на 10 км), мощности нужны в квадрате бóльшими, чем то, что ест сейчас. Мегаваттные лазеры имеют объёмы с многоэтажку. Там складывают мощности оптическими системами, синхронизируя вспышки у сотен. Апертура лазера ( по-простому- диаметр передней линзы) должна быть в несколько метров. В космосе ( вакууме) возможно уничтожение железа и имеющимися сегодня вполне малогабаритными системами. Там луч не расходится и его мощность не размазывается на большую площадь.
      1. -1
        19 мая 2022 18:26
        Цитата: dub0vitsky
        Я верю математике и физике

        думаете конструкторы впк менее сведущи в этих дисциплинах?
      2. 0
        23 мая 2022 21:50
        Может это "лазерная армата"? Она и есть, и ее нет!? Но она есть!
    11. +2
      19 мая 2022 15:37
      Как всегда, аналогов нет ,но и выпуск где то в будушем.Двигатель на Ан -3 будет готов после 2024 года ,а тут ....
    12. 0
      19 мая 2022 17:02
      Цитата: aslan642
      Как всегда, аналогов нет ,но и выпуск где то в будушем.Двигатель на Ан -3 будет готов после 2024 года ,а тут ....

      Вообще-то эти принципы получения взрывомагнитного генератора, использующего энергию взрыва тротилового заряда, исследованы ещё в 1952 году. Советскими учёными. Получен импульс электрического тока в 100 миллионов ампер. http://elib.biblioatom.ru/text/saharov_nauchnye-trudy_1995/go,72/
      Тогда же исследовали возможность метать металлические детальки с помощью таких импульсных электроустановок. Пуляли алюминиевое колечко в 2 грамма со скоростью в 100 км/сек. Правда, колечко превращалось в пар.
    13. +1
      19 мая 2022 19:16
      Цитата: Викторио
      Цитата: dub0vitsky
      Я верю математике и физике

      думаете конструкторы впк менее сведущи в этих дисциплинах?

      Слушайте их. А не чиновника, прикрывающего свою задницу ересью. И думайте сами. Любой говорящий, имеет какую-то цель, именно, поэтому говорит. Только вы сами, вооружённые знаниями и умеющий логически мыслить, можете найти правду.
      1. 0
        19 мая 2022 20:04
        Цитата: dub0vitsky
        И думайте сами.

        да я вижу, как вы думаете за всех. часом не из этих конструкторов впк?

        Цитата: dub0vitsky
        Любой говорящий, имеет какую-то цель, именно, поэтому говорит.

        вы то сами какую цель имеете, так много тут "говорящий"? разоблачение, сведение счетов или просвещение?
    14. -3
      19 мая 2022 21:06
      Цитата: Викторио
      Цитата: dub0vitsky
      И думайте сами.

      да я вижу, как вы думаете за всех. часом не из этих конструкторов впк?

      Цитата: dub0vitsky
      Любой говорящий, имеет какую-то цель, именно, поэтому говорит.

      вы то сами какую цель имеете, так много тут "говорящий"? разоблачение, сведение счетов или просвещение?

      Разумеется, и у меня есть цель. Вы не ошиблись. Конструктор, в том числе и по заказам МО. 25 лет стаж, ныне пенсионер, и, уже со стажем. Думать за другого невозможно. Поэтому , я и не беру на себя эту задачу, а предлагаю думать вам.
      1. 0
        20 мая 2022 14:39
        Цитата: dub0vitsky
        Думать за другого невозможно

        ? любой руководитель думает за подчиненных. раз не берете на себя эту задачу, то вы не руководитель.

        Цитата: dub0vitsky
        предлагаю думать вам.

        думать — это значит осознанно, то есть включив ум и внимание, активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи. поэтому тут вы тоже мимо, здесь больше треп, времяпрепровождение, удовлетворение каких-то своих амбиций или потребностей, ну либо просто получение информации
    15. +1
      20 мая 2022 10:09
      Ждём сведений о практике...
    16. 0
      20 мая 2022 14:45
      Цитата: Omas Bioladen
      Ich habe irgendwo gelesen aber ich weiß nicht mehr wo, daß Rußland neuartige und sehr leichte und kleine Batterien erfunden hat, die zum Beisiel in starken Radaren an Bord ihrer 4G+++ und 5G Kampfflugzeugen installiert sind und deren Suchreichweite stark erhöhen. Diese Batterientechnologie schien neuartig zu sein und bisher ist darüber nichts von anderen Nationen verlautbart worden. Vielleicht könnte solche Btterientechnik auch die Grundlage sein für eine kampftaugliche Laserwaffe.

      Вы говорите о РАЗМЕРАХ аккумуляторов. Но нужно иметь в виду, что для мощного лазерного импульса, да ещё, учитывая его чрезвычайно малый коэффициент полезного действия, едва достигающий десятка процентов, нужна большая мощность источника. Но большую мощность не передать в накопители энергии в доли секунды. ВОТ главная помеха- МЕДЛЕННАЯ зарядка аккумуляторов или конденсаторных батарей. Отсюда следует, что повторные "выстрелы" можно делать только через длительный промежуток времени, что для реального боя не приемлемо.
    17. -1
      20 мая 2022 17:24
      Цитата: Викторио
      Цитата: dub0vitsky
      Думать за другого невозможно

      ? любой руководитель думает за подчиненных. раз не берете на себя эту задачу, то вы не руководитель.

      Цитата: dub0vitsky
      предлагаю думать вам.

      думать — это значит осознанно, то есть включив ум и внимание, активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи. поэтому тут вы тоже мимо, здесь больше треп, времяпрепровождение, удовлетворение каких-то своих амбиций или потребностей, ну либо просто получение информации

      Думать за подчинённого. Большей глупости придумать невозможно. Корифей кибернетики Норберт Винер в своих трудах писал, что руководитель НИКОГДА не должен делать работу своего подчинённого. Даже тогда, когда ему в данный момент делать совершенно нечего. Любой должен думать только о том, чтобы дело, которое му поручено сделать наилучшим образом. Главный конструктор изделия никогда не думает о деталях. Он думает об изделии в общем. А для проработок узлов, деталей, электросхемы, гидравлики, дизайна и прочего, есть свои конструкторы, которые занимаются этими вещами. и чем выше статус руководителя, том меньше времени ему остаётся на мелочи.
      1. 0
        21 мая 2022 08:57
        Цитата: dub0vitsky
        Большей глупости придумать невозможно.

        верно, конструктору конструкторово, так как-то
    18. 0
      21 мая 2022 14:27
      Цитата: Викторио
      Цитата: dub0vitsky
      Большей глупости придумать невозможно.

      верно, конструктору конструкторово, так как-то

      Принципы кибернетики справедливы для любого общества, машины, отдельного человека. Найдите книгу это автора-"Кибернетика, или управление и связь в животном и машине".
      1. 0
        22 мая 2022 13:41
        Цитата: dub0vitsky
        Цитата: Викторио
        Цитата: dub0vitsky
        Большей глупости придумать невозможно.

        верно, конструктору конструкторово, так как-то

        Принципы кибернетики справедливы для любого общества, машины, отдельного человека. Найдите книгу это автора-"Кибернетика, или управление и связь в животном и машине".

        так уж получилось, что мне выпускнику факультета управления, и проработавшему значительное время управленцем, не довелось прочесть сей несомненно важный и основополагающий документ, да и не только этот. а с конструкторами довелось поработать, и там тоже самое. ты, как руководитель, думаешь, представляешь, объясняешь и ставишь задачу, контролируешь/корректируешь/выбираешь варианты в процессе конструкторской работы, принимаешь чертеж/проект. а далее продолжение с изготовлением. испытанием, обучение и написание инструкций для пользователя, контроль за надлежащей эксплуатацией изготовленного. естественно, чем выше квалификация, опыт, ответственность исполнителя, тем меньше необходимо участие/вмешательство руководителя. формирование, либо поиск такого исполнителя тоже одна из задач руководителя.
    19. 0
      22 мая 2022 16:02
      Цитата: Викторио
      Цитата: dub0vitsky
      Цитата: Викторио
      Цитата: dub0vitsky
      Большей глупости придумать невозможно.

      верно, конструктору конструкторово, так как-то

      Принципы кибернетики справедливы для любого общества, машины, отдельного человека. Найдите книгу это автора-"Кибернетика, или управление и связь в животном и машине".

      так уж получилось, что мне выпускнику факультета управления, и проработавшему значительное время управленцем, не довелось прочесть сей несомненно важный и основополагающий документ, да и не только этот. а с конструкторами довелось поработать, и там тоже самое. ты, как руководитель, думаешь, представляешь, объясняешь и ставишь задачу, контролируешь/корректируешь/выбираешь варианты в процессе конструкторской работы, принимаешь чертеж/проект. а далее продолжение с изготовлением. испытанием, обучение и написание инструкций для пользователя, контроль за надлежащей эксплуатацией изготовленного. естественно, чем выше квалификация, опыт, ответственность исполнителя, тем меньше необходимо участие/вмешательство руководителя. формирование, либо поиск такого исполнителя тоже одна из задач руководителя.

      Три раза перечитывал, и так не понял о чём же это? Одно понятно- управленец, и выпускник ВУЗа по специальности управленец. Так, какое отношение имеете к управлению, если .....? Важно- не кто ты- а какой. Судя по сумбурному набору понятий- никакой.
      1. 0
        23 мая 2022 12:10
        Цитата: dub0vitsky
        Три раза перечитывал, и так не понял о чём же это?

        )

        Цитата: dub0vitsky
        Судя по сумбурному набору понятий- никакой.

        ? это не понятия, это из практики. что касается вашего хамства, ну я всяких повидал, бывает.
    20. 0
      23 мая 2022 07:18
      Если электромагнитный импульс, то какой же это лазер... Это называется немного по другому - мазер, и вряд ли с импульсом на основе взрыва, потому что скорее всего импульс не просто электромагнитный, а высокочастотный. Это последнее время стало проскакивать в сми, и речь шла о перспективе именно воздушного базирования. Воздействие, выжигает всю электронику, а я думаю что не это главное. Скорее всего главное воздействие, это дистанционный подрыв боезарядов, начиненных тротилом. Такие машины уже есть, но делают это локально, в непосредственной близости, при разминировании. Если удалось сделать мазер для подрыва боезарядов на дистанции до 5 км, то сами понимаете возможности такого комплекса.