Нужны ли ВМФ РФ свои «скрытые» авианосцы?

10

Специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины наглядно продемонстрировала все сильные и слабые стороны российского военно-морского флота. Успешно подтвердилось, что он силен в нападении, прицельно громя инфраструктуру противника крылатыми и противокорабельными ракетами, однако слаб в обороне. Черноморский флот РФ безвозвратно потерял два больших корабля, включая флагман. Это большая трагедия, но из нее делаются диаметрально противоположные выводы.

Долгие годы специалисты указывали, что критической проблемой ВМФ РФ является относительно слабая противовоздушная оборона, делающая большинство наших военных кораблей легкой целью для авиации и ПКР противника. Увы, это правда. Но, пожалуй, еще большей проблемой является противолодочная оборона нашего военно-морского флота. По счастью, у Украины нет своих субмарин, однако страны блока НАТО и милитаристская Япония имеют мощный современный подводный флот, который представляет для ВМФ РФ значительную опасность. Поскольку порядка 40% нашей «ядерной триады» завязано на морскую компоненту, обеспечение надежной ПЛО является вопросом национальной безопасности России. Тут не до шуток.



О вертолетах и вертолетоносцах


В нашей стране тематика авианесущего флота является сферой столкновения противоположных концепций и шкурных интересов, профессионализма и агрессивного дилетантизма. Сложно найти иную проблему, где царят схожие по накалу страсти. В настоящее время сформировался некий консенсус, что авианосец – это дрянь, фу, а вот вертолетоносец – самое то, что надо. Правда, и тут представители определенной околофлотской тусовочки подозрительно щурятся, дескать, чего это вы тут задумали: большой корабль, взлетная палуба, уж не «криптоавианосец» ли это вы нам подсовываете? Сторонники таких взглядов более предпочли бы построить десяток малых ракетных кораблей, не имеющих почти никакой системы ПВО и ПЛО, чтобы уж точно на каждый МРК хватило по одной противокорабельной ракете, с гарантией.

Но, слава Шойгу, некоторое реальное движение в правильном направлении все же началось. На заводе «Залив» в Керчи заложены два универсальных десантных корабля проекта 23900, каждый из которых, помимо 1000 морпехов и 75 единиц бронетехники, способен нести до 16 вертолетов разных классов и 4 БПЛА. Наличие палубных вертолетов значительно повышает боеспособность корабельной ударной группы (КУГ), в которых идет такой УДК.

Во-первых, на порядок возрастают возможности противолодочной обороны. Да, противолодочный вертолет может садиться и взлетать с корвета, фрегата, БПК или крейсера, осуществлять патрулирование, поиск и уничтожение вражеских подлодок. Однако корабли такого класса не в состоянии обеспечить круглосуточное воздушное дежурство для охоты за субмаринами. У них для этого просто не хватит ни топлива, ни количества винтокрылых машин, ни сменных экипажей.

В СССР когда-то была создана серия крейсеров-вертолетоносцев проекта 1123 «Кондор», предусматривавших до 14 вертолетов на палубе. Однако служба показала, что и этого количества недостаточно, поэтому была разработана модернизированная версия 1123.3 с увеличенным водоизмещением, способным обслуживать до 22 противолодочных вертолетов. К сожалению, улучшенный «Кондор» не построили, заложив вместе него серию авианесущих крейсеров «Кречет», вполне справедливо сочтя, что самолеты с вертолетами на палубе лучше, чем просто вертолеты. Эти цифры мы приводим, чтобы был понятен масштаб проблемы, которую надо решать в ПЛО.

Во-вторых, палубные вертолеты заметно повышают ударную мощь КУГ. Винтокрылые машины способны наносить удары ПКР по малым кораблям и катерам противника, не имеющим современной системы ПВО. В противостоянии за остров Змеиный ударные вертолеты могли бы себя отлично показать, но ведь их к месту действия еще желательно доставить, чтобы они не сжигали драгоценное топливо при перелете из Крыма и несли максимальный боезапас. Вертолеты все же в этом отношении сильно уступают самолетам. Также ударные вертолеты оказали бы неоценимую помощь во время десантной операции в Одесской области. Морской десант – это дело исключительно опасное, и перед его началом побережье должно быть полностью зачищено истребительно-бомбардировочной и штурмовой авиацией, и только тогда огневую поддержку при высадке морской пехоты будут оказывать ударные вертолеты с УДК, барражируя в воздухе и уничтожая все, что смогло уцелеть.

В-третьих, ввиду отсутствия в российском военно-морском флоте палубного самолета ДРЛОиУ как класса его отчасти может заменить вертолет Ка-31 (Ка-35, разрабатываемый ему на замену). Следует учитывать, что такой вертолет очень сильно уступает самолету ДРЛОиУ по боевому радиусу и дальности действия бортовой РЛС. Это не конкурент американскому «Хоккаю» по части разведки и выдачи данных целеуказания, но все равно намного лучше, чем вообще ничего. 3-4 палубных Ка-31 на палубе УДК или ТАВКР, работая посменно, способны дать хоть какую-то картину происходящего вокруг. Будь у Черноморского флота РФ сегодня такие возможности, вероятно, «Москва» бы была цела. Однако это всего лишь гипотеза.

В совокупности это дает нам основание сделать вывод, что перед ВМФ РФ есть целый ряд задач, которые без палубной авиации нерешаемы. Поскольку полноценные авианосцы, несущие и самолеты, и вертолеты, у нас преданы анафеме как слишком большие, слишком дорогие, слишком беззащитные и слишком «бесполезные», поговорим о «разрешенных» вертолетоносцах, которые, к слову, тоже довольно большие и дорогие, такие же «беззащитные» и куда менее функциональные. Вертолеты ведь надо на чем-то базировать, верно?

«Криптоавианосцы»


Как уже было сказано, слава Шойгу, в России началось строительство двух универсальных десантных кораблей проекта 23900. Полное водоизмещение их достигает 40 000 тонн, а на палубе сможет разместиться 16 вертолетов и 4 БПЛА. Вполне себе размерность легкого авианосца, и, будь у нас истребители короткого взлета и вертикальной посадки (СКВВП), они вполне могли бы базироваться на УДК на американский манер.

Правда, есть важный нюанс. Все-таки авианосец и УДК – это корабли разных классов, созданные под разные задачи. Если первый – это изначально огромный плавучий аэродром, заточенный под обслуживание истребителей, штурмовиков и вертолетов, то УДК конструктивно предназначен именно для перевозки большого количества десанта и бронетехники. Авиакрыло на нем выполняет преимущественно вспомогательную роль, то есть полноценно работать в режиме авианосца такой корабль с дюжиной СКВВП на палубе не сможет. Максимум – это нанесение серии авиаударов по береговой инфраструктуре противника при десантировании, воздушная разведка и прикрытие.

Зададимся вопросом, возможен ли вертолетоносец, который при этом еще и авианосец, «почти» полноценный?

Да, пример такого «криптоавианосца» можно увидеть в Морских силах самообороны Японии. Стремясь обойти наложенные запреты, Токио создал серию из двух авианесущих кораблей, которые довольно оригинально классифицировал как эсминцы-вертолетоносцы. Это, конечно же, эскортные вертолетоносцы класса «Идзумо». По своим ТТХ это довольно любопытный проект. При полном водоизмещении всего лишь в 27 000 тонн длина «Идзумо» составляет 248 метров, ширина – 38 метров, осадка – 7,5 метра. Комбинированная газотурбинная силовая установка мощностью 112 000 л. с., обеспечивающая скорость до 30 узлов. Корабль не беззащитен: его ПВО представлена корабельным зенитно-ракетным комплексом RAM и 20-мм ЗАК Mark 15 Phalanx CIWS.

Самое примечательное – это авиакрыло вертолетоносца, которое изначально состояло из противолодочных вертолетов Mitsubishi SH-60K, собираемых по лицензии вертолетов Sikorsky SeaHawk SH-60 и вертолетов MCH-101, являющихся модификаций вертолета AgustaWestland AW101, используемых как вертолеты-тральщики и как транспортные, в том числе для поисково-спасательных операций. Помимо этого, «Идзумо» и его систершип «Кага» способны при необходимости перевезти до 500 морпехов и до 50 единиц легкой бронетехники.

Несколько лет назад выяснилось, что, закладывая эсминцы-вертолетоносцы, официальный Токио держал в уме все-таки авианосцы. Было решено переоснастить их для эксплуатации американских СКВВП F-35B, для чего палубу покрыли жаростойким покрытием, а на носу соорудили взлетный трамплин. Все ангары и подъемные лифты, о чудо, оказались конструктивно пригодными не только под вертолеты и конвертопланы, но и под палубные истребители. По некоторым данным, обновленное авиакрыло «Идзумо» может достигать 28 летательных аппаратов, включая 20 истребителей пятого поколения F-35B.

Неплохо для корабля весьма скромного водоизмещения всего лишь в 27 000 тонн с обычной силовой установкой. Для сравнения: у российского УДК проекта 23900 оно достигает 40 000 тонн, у ТАВКР «Адмирал Кузнецов» – 59 100, у американского «Нимитца» – чуть более 100 000 тонн, у «Джеральда Форда» – более 112 000 тонн. Да, по функциональности и автономности японские корабли очень сильно уступают американским «супертяжам». Однако «Идзумо» и «Кага» со своими палубными истребителями и вертолетами на порядок увеличивают боевые возможности Морских сил самообороны Японии.

К чему мы все это? К тому, что перед нами реальный пример того, как можно построить настоящий многофункциональный корабль умеренного водоизмещения и адекватной стоимости, не надрываясь при этом всей страной.

Нужен вертолетоносец? Вот, пожалуйста, 27 000 тонн полного водоизмещения, без малого три десятка летательных аппаратов – вертолетов и БПЛА. Никакого дорогостоящего ядерного реактора, усложняющего конструкцию, достаточно собрать силовую установку из уже имеющихся газовых турбин по схеме COGAG. Не надо вбухивать триллион или полтриллиона рублей в строительство, которое растянется лет на 15, как тяжелый ударный авианосец типа «Ульяновска». По цене такой корабль, пожалуй, выйдет дешевле, чем проект 23000, и он сможет сразу же приносить пользу, выполняя боевые задачи как вертолетоносец.

Нужен авианосец? Тяжелого ударного точно не получится, но профильный вице-премьер Юрий Борисов что-то там обещал насчет возобновления производства российских самолетов вертикального взлета и посадки. Возможно, лет через 15-20 отечественная промышленность все же освоит отечественный СКВВП, и тогда для них уже будут корабли-носители. Это и оба УДК проекта 23900, и, если у нас в Минобороны РФ надумают построить что-то вроде «Идзумо», такие вот «криптоавианосцы».

С «Нимитцами» и «Фордами» они, конечно, не сравнятся, но боевые возможности ВМФ РФ вырастут с палубной авиацией на порядок. Если не осилят у нас свой СКВВП, то пусть послужат как вертолетоносцы, обеспечивая ПЛО КУГ и морские десанты. Если быть адекватными и умеренными в своих желаниях, они могут начать осуществляться.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    20 мая 2022 17:55
    Хотел написать что-то похожее на: Сергей из Челябинска топит за авианосные группы, прям из реки Миасс, но решил не писать. Нехорошо бы получилось, если бы написал...
  2. -2
    20 мая 2022 18:24
    - Лично Я уже много писала на эту тему ! - Снова повторюсь ; и снова про "Мистрали" ! - Вот как бы они сейчас пригодились бы в Черном море - сколько задач сразу было бы решено !!!
    - Да и при взятии Одессы и Николаева (если конечно до этого дело дойдёт) - какую они оказали бы основополагающую поддержку при высадке и прикрытии морского десанта ; да и как отлично они обеспечивали бы и связь и РЭП во всём этом регионе !!! - Да , очень жаль , что не удалось их заполучить !!! - Увы !!!
  3. +3
    20 мая 2022 20:13
    Все это уже было.
    Ясен пень, нужны. И скрытые, и нескрытые, и просто аэродромы, и непросто...

    Вопрос, где их взять то? Пока одни КБ представляли прожекты, металл у олигархов взял, и подорожал, да так, что Путин "выразил обеспокоенность". И все остальное тоже.

    Может, партнеры-Турки что строят нам пару доков, вскорости нам их пригонят, и попросить китайцев быстро нам на них чтото построить? у них то корабли пекуться быстро, и без всякой "обеспокоенности"
  4. +1
    20 мая 2022 21:37
    Перед тем как размышлять про плавучие аэродромы надо решить вопрос с ПВО для них. Если одной ракетой топится флагман, то о чем говорить. Задачи не ясны, вертушки хорошо работают когда достигнуто воздушное превосходство, кто это обеспечит вдали от аэродромов? КР на данный момент доказали свою эффективность и будут совершенствоваться, и любой фрегат - корвет имея на борту 10-20 КР это смерть любой АГ.
    1. 0
      22 мая 2022 08:55
      Сергей Маржецкий как и все авианосники пишет про какую-то мифическую КУГ, которую якобы будет охранять УДК обеспечивая ее ПЛО вертолётами, хотя сам же честно написал, что самолеты ПЛО лучше вертушек..... вот я искал искал в ВМФ КУГ не нашел ..... по четыре корабля на океан, это не КУГ, еще вопрос, это если бы КУГ была, то зачем? куда она собралась ходить ? а сколько самолетов ПЛО можно было бы сделать вместо этих монструозных лоханей с 1000 десанта смертников = уничтожаемых одной или несколькими ПКР с берега или с ПЛ? как это произошло с Москвой....
  5. +1
    20 мая 2022 22:05
    Бред сивой кабылы причём здесь вертолеты ? На каждом крейсере есть радары ,эхолокаторы , противолодочные торпеды , системы пво , что вертолеты сделают против ракет и торпед ??? Вертолёты нужны для атаки нападения ,для разведки пойдут дроны бпла
  6. -1
    21 мая 2022 06:48
    Нужны ли ВМФ РФ свои «скрытые» авианосцы?

    - Да , блин - после того как - как...как...как во время ВСО была снова доказана необходимость и актуальность использования всевозможных БПЛА (ударных , разведывательных , корректировщиков , камикадзе и тд) и весь военный мир в очередной раз убедился - насколько трагично ведение военных действия без использования и применения БПЛА - то...то...то сегодня уже пора начинать строить "БПЛА-носцы" !!! - Да - морские (не "океанические" , а именно морские) - "БПЛА-носцы" - на которых и будет расположен весь парк этих БПЛА (ударных , разведывательных , корректировщиков , камикадзе и тд) - к перечисленным БПЛА можно ещё добавить "БПЛА-РЭП" , "БПЛА-РЭБ" и "БПЛА-приёмщики и расшифровщики" спутниковых команд и сигналов !!! - Если бы сегодня у ВМФ РФ были бы такие "БПЛА-носцы" - то никому не удалось бы потопить наш крейсер "Москва" и взятие Одессы и Николаева (если их конечно собираются брать наши ВС РФ) - было бы значительно упрощено !!!
    1. 0
      22 мая 2022 09:01
      эти авианосники умом находятся в 19 веке еще, рассуждают про флагманов и "ударную надводную морскую мощь" (то есть та самая мифическая КУГ про которую они непрерывно пишут пытаясь безуспешно оправдать свои ненужные монструозные лохани смертники) а вы им про БПЛА, .... конечно времена меняются надводные корабли устарели давно, им на смену пришли ПЛ, самолеты, ракеты (уничтожающие надводные корабли как семечки) и теперь еще и БПЛА
  7. +5
    21 мая 2022 10:07
    Всё смешалось в доме Облонских

    Автор начал с дырявой флотской ПВО, но "не заделав дыру" "уплыл" на ПЛО, вертолеты и т. д.
    Получился аргументированный треп!
  8. 1_2
    +1
    22 мая 2022 01:29
    гиперзвуковая ракета запущенная с борта росс АПЛ дэпл, корвета, миг31, ту22, с берегового комплекса Бастион или даже с баржи или сухогруза ( контейнер с пкр) потопит и авианосец и вертолетоносец, так что для НАТО они точно бесполезны против РФ, а против папуасов им они пригодятся. и то если "папуасы" не купят у РФ Оникс ( плюс вертолет дрло) и не разместят его скрытно на берегу или на траулере- сухогрузе ( контейнер). получается и для РФ они бесполезны против НАТО. а с папуасами мы не воюем( укропы не в счет). Количество дальних средних ракет ПВО ограничено на кораблях, и при массированной атаке быстро закончатся, значит надо дополнительные ракеты устанавливать на дешевые гражданские носители суда( сухогруз), чтобы "страна не надрывалась" строя десятки фрегатов и авианосцы, будет сухогруз как топливо(ракето)заправщик )) в корабельной группировке, после похода снимать с борта ракеты и использовать по назначению). таким образом дешево (без авианосца) решаем вопросы усиления ПВО морской группировки в походе.
    а ПЛО, которой якобы должны заниматься и занимаются вертолеты вертолетоносца, можно осуществлять атомным Посейдоном, для этого надо вместо БЧ установить сонар ( или в виде хвоста) и присобачить снаружи к корпусу пару мини торпед дальностью 1 -5км. десятки Посейдонов могут месяцами ходить по своим меняющимся маршрутам ( одновременно взаимно перекрывают все зоны контроля) и топить подводные объекты в водах РФ или у побережья НАТО))