После РД-180: есть ли будущее у российских двигателестроителей?
На прошлой неделе мы рассказывали, с какими проблемами столкнется в скором времени российская космическая отрасль. Американская частная компания Blue Origin, принадлежащая основателю интернет-магазина Amazon, получила первый контракт на установку разработанного ею двигателя BE-4 на новые ракеты Vulcan.
С учетом того, что Vulcan в дальнейшем заменит ракеты-носители Atlas V, на которые ставятся отечественные РД-180, будущее у российских двигателей незавидное. Более того, эксперты полагают, что, насытив внутренний рынок США, американские ракетные двигатели могут начать экспансию по всему миру, вытесняя с него РД-180.
Соединенные Штаты Америки заявляют о готовности полностью отказаться от российских ракетных двигателей через пять лет. Теперь настала пора выдохнуть и спокойно подумать, чем на этот серьезнейший вызов за эту самую пятилетку сможет ответить Россия.
На стороне отечественного ракетного двигателя – его невероятная, проверенная временем надежность. Но американский BE-4 – это двигатель более современный, чем РД-180. В качестве топлива он использует метан, что делает его эксплуатацию и ремонт более простыми, ибо газ не оставляет сажи после сгорания, и одновременно экономически выгодным. Более того, Blue Origin специально разрабатывала BE-4 с учетом возможности его повторного использования после возвращения на отработавшей первой ступени.
Следовательно, чтобы не оказаться на обочине космических технологий, необходимо ускорить разработку собственной версии метанового двигателя. С большим запозданием, но НПО «Энергомаш» объявило в июле этого года о том, что приступило к созданию ракетного двигателя, работающего на метане. Он получил название РД-169. Первые испытания могут начаться через 3-4 года. Предполагается, что ракета с использованием РД-169 будет создана через 5-6 лет, причем, ее первая ступень будет многоразовой.
С учетом компактных размеров и небольшой тяги таких двигателей, вероятнее всего, будет установлено сразу несколько РД-169. Также интересно, что при использовании модульного принципа можно будет запускать на «маленьких» двигателях и тяжелую ракету. Шесть РД-169 объединяются в один блок под названием РД-190, а те в свою очередь формируются в единый «пакет» из нескольких РД-190 требуемой мощности.
Таким образом, есть и наработки, и перспективы, но нужно желание властей и финансовые средства в достаточном объеме.
Что до непосредственно заслуженного РД-180. Один из его разработчиков Борис Каторгин считает, что столь надежный двигатель может быть применен на новых российских ракетах тяжелого и даже сверхтяжелого класса. Если же они не пригодятся в России, то с большим удовольствием лицензию на их производство может приобрести Китай. Правда, это решение весьма неоднозначное, и идти на него можно только, добившись реального технологического прорыва по новым направлениям.
С учетом того, что Vulcan в дальнейшем заменит ракеты-носители Atlas V, на которые ставятся отечественные РД-180, будущее у российских двигателей незавидное. Более того, эксперты полагают, что, насытив внутренний рынок США, американские ракетные двигатели могут начать экспансию по всему миру, вытесняя с него РД-180.
Соединенные Штаты Америки заявляют о готовности полностью отказаться от российских ракетных двигателей через пять лет. Теперь настала пора выдохнуть и спокойно подумать, чем на этот серьезнейший вызов за эту самую пятилетку сможет ответить Россия.
На стороне отечественного ракетного двигателя – его невероятная, проверенная временем надежность. Но американский BE-4 – это двигатель более современный, чем РД-180. В качестве топлива он использует метан, что делает его эксплуатацию и ремонт более простыми, ибо газ не оставляет сажи после сгорания, и одновременно экономически выгодным. Более того, Blue Origin специально разрабатывала BE-4 с учетом возможности его повторного использования после возвращения на отработавшей первой ступени.
Следовательно, чтобы не оказаться на обочине космических технологий, необходимо ускорить разработку собственной версии метанового двигателя. С большим запозданием, но НПО «Энергомаш» объявило в июле этого года о том, что приступило к созданию ракетного двигателя, работающего на метане. Он получил название РД-169. Первые испытания могут начаться через 3-4 года. Предполагается, что ракета с использованием РД-169 будет создана через 5-6 лет, причем, ее первая ступень будет многоразовой.
С учетом компактных размеров и небольшой тяги таких двигателей, вероятнее всего, будет установлено сразу несколько РД-169. Также интересно, что при использовании модульного принципа можно будет запускать на «маленьких» двигателях и тяжелую ракету. Шесть РД-169 объединяются в один блок под названием РД-190, а те в свою очередь формируются в единый «пакет» из нескольких РД-190 требуемой мощности.
Таким образом, есть и наработки, и перспективы, но нужно желание властей и финансовые средства в достаточном объеме.
Что до непосредственно заслуженного РД-180. Один из его разработчиков Борис Каторгин считает, что столь надежный двигатель может быть применен на новых российских ракетах тяжелого и даже сверхтяжелого класса. Если же они не пригодятся в России, то с большим удовольствием лицензию на их производство может приобрести Китай. Правда, это решение весьма неоднозначное, и идти на него можно только, добившись реального технологического прорыва по новым направлениям.
Информация