После РД-180: есть ли будущее у российских двигателестроителей?

4
На прошлой неделе мы рассказывали, с какими проблемами столкнется в скором времени российская космическая отрасль. Американская частная компания Blue Origin, принадлежащая основателю интернет-магазина Amazon, получила первый контракт на установку разработанного ею двигателя BE-4 на новые ракеты Vulcan.


С учетом того, что Vulcan в дальнейшем заменит ракеты-носители Atlas V, на которые ставятся отечественные РД-180, будущее у российских двигателей незавидное. Более того, эксперты полагают, что, насытив внутренний рынок США, американские ракетные двигатели могут начать экспансию по всему миру, вытесняя с него РД-180.



Соединенные Штаты Америки заявляют о готовности полностью отказаться от российских ракетных двигателей через пять лет. Теперь настала пора выдохнуть и спокойно подумать, чем на этот серьезнейший вызов за эту самую пятилетку сможет ответить Россия.

На стороне отечественного ракетного двигателя – его невероятная, проверенная временем надежность. Но американский BE-4 – это двигатель более современный, чем РД-180. В качестве топлива он использует метан, что делает его эксплуатацию и ремонт более простыми, ибо газ не оставляет сажи после сгорания, и одновременно экономически выгодным. Более того, Blue Origin специально разрабатывала BE-4 с учетом возможности его повторного использования после возвращения на отработавшей первой ступени.

Следовательно, чтобы не оказаться на обочине космических технологий, необходимо ускорить разработку собственной версии метанового двигателя. С большим запозданием, но НПО «Энергомаш» объявило в июле этого года о том, что приступило к созданию ракетного двигателя, работающего на метане. Он получил название РД-169. Первые испытания могут начаться через 3-4 года. Предполагается, что ракета с использованием РД-169 будет создана через 5-6 лет, причем, ее первая ступень будет многоразовой.

С учетом компактных размеров и небольшой тяги таких двигателей, вероятнее всего, будет установлено сразу несколько РД-169. Также интересно, что при использовании модульного принципа можно будет запускать на «маленьких» двигателях и тяжелую ракету. Шесть РД-169 объединяются в один блок под названием РД-190, а те в свою очередь формируются в единый «пакет» из нескольких РД-190 требуемой мощности.

Таким образом, есть и наработки, и перспективы, но нужно желание властей и финансовые средства в достаточном объеме.

Что до непосредственно заслуженного РД-180. Один из его разработчиков Борис Каторгин считает, что столь надежный двигатель может быть применен на новых российских ракетах тяжелого и даже сверхтяжелого класса. Если же они не пригодятся в России, то с большим удовольствием лицензию на их производство может приобрести Китай. Правда, это решение весьма неоднозначное, и идти на него можно только, добившись реального технологического прорыва по новым направлениям.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    1 октября 2018 23:12
    Если же они не пригодятся в России, то с большим удовольствием лицензию на их производство может приобрести Китай.

    Ну да, конечно. А сколько будет стоить та лицензия интересно ?! Неужто соизмерима с самостоятельным выпуском и продажей готовых двигателей ?!
    Или 30 сребренников "вкуснее ?!
  2. +2
    2 октября 2018 05:48
    Ох уже эти сказочники! Вот у нас говорят - "не говори гоп, пока не перепрыгнешь!" Две американские компании пиарятся, и только. Это же речь идет только о первом испытательном полете. А тут уже и рынок насытили. Мели Емеля ...
  3. 0
    2 октября 2018 09:41
    Цитата: Starover_Z
    30 сребренников "вкуснее

    Вот и увидим
  4. +1
    3 октября 2018 11:17
    Да, как же, так сразу и создали мериканы свой движок. Для этого нужен багаж в голове. Еще, не нужно нам зацикливаться только на метане, как топливе для космических движков. Это промежуточный будет движок. Кроме того, РД -180 нам еще пригодится, ибо метановые движки небольшой тяги и их нужно много ставить на тяжелую ракету, что чревато своими сложностями. Нужны новые технологии, нужна новая двигательная энергия