Возвращение Тайваня силовым путём может не понадобиться
С самого начала российской военной операции на Украине примерно раз в пару недель на новостные ленты вбрасывают кричащие заголовки: «Самолёты-разведчики КНР нарушили воздушное пространство Тайваня, ПВО приведена в боеготовность», «Китайский флот движется в сторону мятежного острова», «Если высадка на Тайвань начнётся, то он будет занят за считаные дни» и тому подобные. Каждый раз утверждается, что уж в этот-то раз всё точно будет.
Но, как нетрудно заметить, в реальности Тайвань всё ещё не захвачен десантом с материка и даже не разбомблён назло глобальному империализму, несмотря на то что якобы «время не ждёт» и «другого шанса у китайцев может не быть».
Так ли уж на самом деле выгодна сейчас обстановка для вторжения?
Нельзя просто так взять и захватить
Большие десантные операции – и морские, и воздушные – пожалуй, самый сложный аспект военного искусства. Даже «просто» высадка большого количества войск на свободную от противника местность потребует тщательного планирования и хорошей координации в процессе и всё равно будет сопряжена с большим риском. А уж десант и штурм с ходу укрепляемой годами обороны сложнее ещё на порядок.
Понятно, что в случае гипотетической «осады Тайваня» речь будет идти именно о высадке с боем. По масштабам такая операция будет сопоставима с высадкой в Нормандии в 1944 г. (всё ещё самого крупного морского десанта в истории), если не ещё больше.
Здесь стоит напомнить о том, что тогда, восемьдесят лет назад, западные союзники обладали многими преимуществами: господством на море, в воздухе, превосходящими силами, а враждебный берег обороняли в основном второсортные части немцев (перебросить первосортные со своего фронта не позволил Советский Союз, начав наступление в Белоруссии).
Обладает ли подобными преимуществами Китай сейчас? Хотя бы в идеальном варианте столкновения один на один, без участия США и Японии?
Характерно, что в последние десятилетия обе стороны отдают приоритет морской и воздушной компонентам своих вооружённых сил. По нынешней военной доктрине Тайваня море – главный рубеж обороны, и потенциальный агрессор должен быть разгромлен именно там, не успев достигнуть побережья. Ну а для Китая достижение господства на море вообще один из многих аспектов глобального доминирования. Конечно же, возможности соперников в наращивании своей мощи сильно различаются.
В чём многократное превосходство КНР неоспоримо, так это в количестве и качестве боевых кораблей основных классов: 2 авианосца, 41 эсминец и 43 фрегата против 4 эсминцев и 22 фрегатов Тайваня. Даже имея в виду необходимость поддерживать присутствие в Индийском океане, через который лежат пути танкеров с ближневосточной нефтью, Китай может выставить достаточные силы для подавления флота островитян. Дополнительным козырем будет мощный подводный кулак из 70 субмарин (и это только лодки-охотники, без учёта стратегических ракетоносцев!), способный серьёзно «усложнить жизнь» надводным кораблям тайваньцев, в то время как сами они могут выставить всего лишь 4 подлодки.
А вот с авиацией всё не так однозначно. Да, в общем, Тайвань может противопоставить только 296 своих боевых самолётов 1665 современным самолётам КНР, но из всей суммы только 338 китайских самолётов относятся к авиации флота и лишь (оценочно) 48 из них базируется на авианосцах. Конечно, в случае гипотетического конфликта «сухопутные» самолёты тоже примут в нём участие, но надо понимать, что у их пилотов гораздо меньше специфического опыта полётов над морем и применения противокорабельных вооружений. Кроме того, у «сухопутной» авиации есть свои большие заботы на границе с Индией, и далеко не вся она может быть задействована для атаки на остров.
С другой стороны, пилоты Тайваня большую часть своей боевой учёбы готовятся к отражению ударов с материка, как воздушных, так и морских. Составляющие основу парка многофункциональные истребители F-16 и их одноклассники местной разработки FCK-1 хотя и уступают китайским потомкам нашего Су-27, но вполне конкурентоспособны.
Дополнительным преимуществом будет гораздо меньшее плечо боевого вылета: то есть тайваньцам нужно будет тратить меньше времени и топлива на полёт к месту боя, соответственно, находиться там они смогут дольше, а это весьма немаловажно. Наконец, «непотопляемый авианосец» в виде самого острова оборудован множеством вырубленных прямо в скалах защищённых ангаров, в которых самолёты Тайваня будут в полной безопасности от ударов противника; некоторые из этих укрытий настолько велики, что могут вмещать сразу десятки боевых машин.
Таким образом, господство авиации КНР в воздухе под большим вопросом. А опыт Ла-Манша, только не 1944 г., а 1940 г., когда ещё немцы собирались форсировать оный пролив, говорит: нет господства в воздухе – нет морского десанта.
А ведь без последнего не обойтись. Тайвань – весьма крупный остров, по площади превосходящий Донецкую или Луганскую народные республики или, например, Бельгию. Такую территорию невозможно держать под контролем только с воздуха и моря, тем более что она покрыта городскими агломерациями с населением в 23 миллиона человек.
Вооружённые силы островитян комплектуются по призыву, их сухопутная армия в мирное время насчитывает 130 тысяч бойцов, и, хотя она довольно серьёзно проигрывает НОАК в качестве военной техники (так, основу танкового парка составляют модернизированные американские танки М60), это сильный противник, которого не разобьёшь «молниеносно». Даже если предположить, что китайцы, как и российская армия на Украине, смогут успешно действовать меньшими силами против больших, без высадки полутора-двух сотен тысяч солдат им не обойтись.
Логистика такого большого десанта будет чудовищно напряжённой. Расстояние от материка до Тайваня примерно такое же, какое преодолевали западные союзники во время Нормандской операции. Тогда, во Вторую мировую, накопление материальных резервов и подготовка различных специальных средств типа судов-трубопроводоукладчиков и плавучих гаваней заняли у англо-американцев почти два года.
Конечно, современная техника намного превосходит аналоги восьмидесятилетней давности – но и «аппетиты» крупных войсковых группировок выросли в разы, особенно в отношении топлива. Нельзя упускать из виду и то, что китайцам волей-неволей придётся действовать в ключе «гуманного», дозированного применения силы против «братского народа» (примерно по тем же причинам, какие имеют вес в украинском конфликте), что неизбежно приведёт к затягиванию операции. Справится ли даже китайская экономика со снабжением целой армии через пролив шириной в 150 км в течение нескольких месяцев – это, на самом деле, большой вопрос.
Коза, капуста, волк и лодочник
То есть даже в самом выгодном для КНР раскладе гипотетическое вторжение на Тайвань было бы не «штурмом детсада», а тяжёлой и рискованной кампанией, неудача которой привела бы к большим материальным потерям и больно ударила бы по престижу Китая. А в обстановке, когда Тайвань может всерьёз рассчитывать на военную поддержку США и Японии, такая операция неосуществима в принципе и лишь перечеркнёт всякие надежды на мирную реинтеграцию острова.
Именно поэтому руководство КНР давно задвинуло военный вариант на самую дальнюю полку.
Чисто дипломатический вариант возвращения Тайваня под китайскую юрисдикцию в качестве автономии, зондаж насчёт которого идёт уже пятый десяток лет, пока что тоже кажется маловероятным – но вскоре ситуация может измениться, причём без дополнительных усилий со стороны КНР.
Украинский конфликт запустил процесс распада (или, вернее сказать, саморазрушения) американоцентричного миропорядка, частью которого Тайвань является в настоящий момент. Дальнейшее расшатывание международных отношений и крах существующих блоков могут лишить островную «компьютерную фабрику» её заокеанского патрона, оставив преодолевать глобальную политическую и экономическую турбулентность самостоятельно. Тогда у Тайваня попросту не останется вариантов, кроме как пожертвовать суверенитетом и частью «демократических ценностей» в обмен на защиту и политическое влияние «большого китайского товарища»; который, в свою очередь, будет искать этому активу применение в обновлённом мироустройстве.
Информация