«Вот тебе, батюшка, и Русский мир...» Украина уходит в церковный раскол?
Каноническая Украинская православная церковь, долгие годы игравшая роль едва ли не главной связующей нити для двух братских народов – русского и украинского, заявила о своей «полной самостоятельности» от Москвы и осуждении СВО на Украине. Вернее сказать, такое решение приняло большинство ее иерархов (однако не все они поголовно) на своем Соборе, состоявшемся 27 мая и уже называемом «раскольничий» как некоторыми священнослужителями, так и многими прихожанами этой церкви, подобным демаршем фактически уравнявшей себя с многочисленными псевдоправославными общинами, существующими на территории «нэзалэжной». Более того, Собор уже заявил о готовности вступить с этими еретическими «церквями» в некий «диалог», что само по себе свидетельствует очень о многом.
УПЦ была традиционно ненавидима всеми приверженцами украинской националистической и нацистской идеологии, ибо и вправду являлась частичкой Русского мира на той земле, которую они любой ценой хотели от него оторвать. Именно поэтому различные раскольничьи религиозные организации возникали на Украине чуть ли не с первых дней, миновавших после распада СССР. Тем не менее вопреки всему Церкви удавалось выстоять – даже в последние годы, несмотря на гонения и преследования со стороны не только укронацистов, но и официальных властей, в разы и на порядки усилившихся после «майдана» 2014 года. Что же произошло? Почему это случилось именно сейчас и могло ли быть по-другому? Попробуем поискать ответы на эти вопросы.
Где ваше «Не убий» было раньше?!
Если говорить вкратце, упомянутый выше Собор осудил войну на Украине как нарушение Божьей заповеди «Не убий!», призвав власти Украины и России «продолжать переговорный процесс для прекращения кровопролития». Также иерархи УПЦ «осудили позицию главы РПЦ Патриарха Кирилла по войне на Украине и приняли решение о полной самостоятельности своей церкви». Что ж, будем разбираться по пунктам. Упомянутая в решении Собора Божья заповедь, вне всяких сомнений, могла бы сойти за оправдание его действий, если бы... Если бы она воспринималась священством УПЦ столь же животрепещуще и так же рьяно отстаивалась начиная с 2014 года – с того момента, когда силы киевского режима огнем и мечом обрушились на Донбасс, его защитников и мирных жителей. Да, какие-то заявления по данному поводу иерархами УПЦ делались, однако звучали они столь невнятно и приглушенно, что отнести их к вдохновенному и пламенному пастырскому гласу не было никакой возможности. Даже при самом горячем к тому желании. Зато были поездки священников в части и подразделения, задействованные в АТО (ООС), – и вовсе не с целью вразумления тех, кто поднял оружие против своих братьев и сестер по крови и вере, а с целью «оказания помощи». Печеньки им возили, носочки теплые... Это было.
А еще было вот что: протоиерей, на тот момент пресс-секретарь УПЦ МП Георгий Коваленко в 2014 году сделал заявление о том, что «Украинская православная церковь Московского патриархата поддерживает государственную власть, в частности ее действия в восточных регионах страны». То есть – целиком и полностью одобряет АТО. Дословно это звучало так: «Что касается АТО, наши верующие есть и среди участников АТО, и среди людей, живущих на этой территории. И поэтому наша церковь делает все возможное, чтобы как можно скорее на востоке Украины воцарился мир и были решены все проблемы...» Клирик не знал, что Киев «решает проблемы» ударами «Градов» по жилым кварталам Донецка и Луганска? Крайне сомнительно...
Зато Коваленко высказал вот какую мысль: «Надо уважать власть, потому что у нее меч для того, чтобы прекратить зло и защититься от него». Очень интересно, отчего она не приходила на ум священникам УПЦ во время «майдана» 2014 года? Самосвяты-филаретовцы, униаты – греко-католики и представители прочих, прости, Господи, «конфессий» присутствовали в рядах «майданщиков» (и в том числе «сотен» тамошних боевиков) в немереных количествах. А вот батюшек УПЦ в рядах пытавшегося «прекратить зло» и защитить от него страну «Беркута» я что-то не видел. Достоверно зафиксирован лишь один факт – 21 января три священника этой церкви встали между «майданщиками» и «Беркутом», на какое-то время прекратив силовое противостояние между ними. Как ни горько вспоминать – но именно так и было. Впрочем, возможно, следует вспомнить кое-что из еще более раннего периода? Я опять-таки лично был свидетелем того, как на одном из официальных мероприятий с участием Виктора Януковича в одном зале оказался анафемствованный Церковью «патриарх Филарет» Денисенко и... ряд иерархов УПЦ. И ничего – никто из них не покинул помещение, оставаясь рядом с тем, с кем священнослужителю канонической церкви и рядом-то быть категорически не полагается. Как можно – ведь президент тут! А Виктор Федорович, между прочим, как раз награждал раскольника Денисенко государственной наградой. Орден ему навешивал – не суть уже важно какой...
Впоследствии «филаретовцы» с амвонов будут призывать убить что его, что «ватников и сепаратистов» с Донбасса. Но то такэ, как говорят на Украине. Единственным публичным демаршем нынешнего Митрополита УПЦ Онуфрия за все время братоубийственной войны на востоке страны стал отказ вставать во время зачтения имен «хероев АТО», куда он был приглашен по случаю 70-летия Дня Победы. Возможно, я чего-то не знаю (и даже скорее всего), однако сужу с точки зрения рядового прихожанина, который никак не мог взять в толк – отчего в храмах Церкви, относящей себя к Московскому патриархату, возносят молитвы о «властях и воинстве» Украины, проливающих реки крови православных Донбасса.
«Это не раскол, это маневр...»
Увы, но, как ни старайся, при определении образа действий тех, кто, казалось бы, должен был быть образцами бескомпромиссности и твердости (по крайней мере, в определенных вопросах), на ум неумолимо приходит гадкое словечко «приспособленчество». Да, те, кто пришел к власти в 2014 году, Украинскую православную церковь ненавидели люто и ущемляли, где и как только было возможно. Нет, до бросания в ров со львами или тому подобных вещей, через которые довелось пройти мученикам и пророкам первых лет становления Веры во Христа, дело, конечно, не доходило. По большей части процесс притеснения УПЦ имел (как и все почти процессы на Украине) откровенно шкурный характер. У нее пытались отбирать храмы, приходы, переманивать прихожан, на количестве которых (будем реалистами) зиждется материальное благосостояние любой церкви. Особенно этот процесс усилился после того, как Порошенко добыл в 2019 году пресловутый «томос» для созданной искусственной и абсолютно неканонической ПЦУ (Православной церкви Украины). Туда сразу же бросились некоторые особо шустрые «священники», почуявшие, что тут будет и спокойнее, и надежнее, и сытнее.
С началом СВО на Украине гонения, конечно же, усилились стократ – дошло до прямых запретов «Московской церкви» в некоторых регионах (не имеющих, к слову сказать, никакой юридической силы по украинскому же законодательству), силового захвата церквей, нападений на священников и верующих. Недаром Священный Синод Украинской православной церкви 12 мая призвал президента Владимира Зеленского «остановить религиозную вражду в украинском обществе и принять необходимые меры против беззаконных действий в отношении УПЦ». Делалось это не просто так – предварительно митрополит Онуфрий предпринял все возможное для доказательства полнейшей лояльности и верноподданничества киевскому режиму: обратился к Владимиру Путину с призывом «спасти» (то есть отпустить восвояси) укрывавшихся в подвалах «Азовстали» нацистских боевиков. А до этого даже предлагал организовать Крестный ход к Мариуполю – с теми же целями.
Знал ли митрополит о том, что значительное число сидящих в тамошних подземельях нацистов вдобавок являются еще и ярыми язычниками? А то и вовсе открытыми сатанистами, покрывающими соответствующими символами собственные тела? Ну, как вы думаете? Кстати, его демарши не помогли ничему – ни спасению «сидельцев», ни поправке дел УПЦ. В Киеве вовсю начали поговаривать об отъеме у нее главной святыни – Киево-Печерской лавры и полном запрете деятельности «вражеской церкви» как таковой. Очевидно, после этого и было решение «спасаться любой ценой», после которого и последовало проведения Собора с принятием «правильных» решений. Вот только большинство его участников, кажется, забыли, что «спасаться» у православных означает избегать греха и сохранить чистоту своей души перед Господом, а не печься о земном и материальном. «Восемь лет идет подавление и истребление людей на Донбассе; восемь лет страданий, и весь мир молчит – что это значит?» – вот те слова, за которые собор УПЦ «осудил» Святейшего Патриарха Кирилла. Но лишь не потому ли, что они звучат обвинением в адрес иерархов, которые молчали эти восемь лет? И то – в лучшем случае...
Впрочем, кое-кто (причем даже в РПЦ) сегодня пытается повернуть дело так, что Собор – никакой не церковный раскол, а лишь «разумный маневр, позволяющий сохранить церковь». Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ РПЦ Владимир Легойда заявил, что «Украинская православная церковь находится в очень тяжелом положении и испытывает давление с различных сторон», и это объясняет действия ее иерархов. Правда, его же первый заместитель Александр Щипков имеет иное мнение. Он считает, что Собор «уводит Украинскую православную церковь в раскол», а процесс этот «инициирован Госдепартаментом США». Также о полном неприятии принятых на Соборе решений и о сохранении полнейшего канонического единства с Русской православной церковью уже заявили Крымская и Донецкая епархии УПЦ, а также прочие, находящиеся на территориях, освобожденных от укронацистов в процессе СВО. Это не раскол? А что же тогда?!
Возможно, это нечто намного более трагичное и страшное. Хотел бы напомнить, что украинский народ созданную Порошенко «церковь» не воспринял вообще никак (за исключением наиболее «патриотически» ушибленных индивидуумов). С мая 2019-го по февраль 2022 года к ПЦУ «присоединились» лишь три десятка храмов. Буквально накануне стала известна такая история: 29 мая нападению сторонников ПЦУ подвергся Свято-Михайловский храм в Рожище на Волыни. Во время воскресной литургии они ворвались в церковь и потребовали передать ее их общине. Прихожане, недолго думая, вызвали полицию. Ранее она всегда была на их стороне, заявляя, что ПЦУ на эту церковь никаких прав не имеет. Однако на сей раз полицейские храм опечатали, а верующих УПЦ попросту выгнали из него вон. Невозможно обмануть Бога. Людей? Можно, но лишь на какое-то время... Свой авторитет Каноническая православная церковь зарабатывала у них веками. А вот утратить его, продемонстрировав отсутствие крепости в Вере и способности идти ради нее на любые испытания, оказалось легче легкого.
Когда-то мне довелось услышать жуткие слова: «Вера Христова в Киеве Владимиром началась, Владимиром же и закончится». В первом случае в виду, естественно, имелся Святой равноапостольный великий князь Владимир, креститель Руси. Во втором – Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), отошедший ко Господу 5 июля 2014 года. Неужели страшному пророчеству суждено сбыться?
Информация