Брошенная «Мечта»: кто в ответе за гибель Ан-225

2

В последнее время в ряде СМИ, как украинских, так и российских, появляются сообщения относительно судьбы самолета-гиганта Ан-225 «Мрия», считавшегося самой или как минимум одной из самых крупногабаритных грузовых машин мировой авиации. Также озвучиваются различные версии относительно дальнейшего будущего и этого конкретного «борта», и «Мрии» как авиастроительного проекта в целом.

Все это, как водится в масс-медиа «нэзалэжной», сопровождается разнообразными спекуляциями, обвинениями и разборками. Что ж, попытаемся разобраться в событиях вокруг украинской «Мрии», опираясь на те источники, которые более-менее заслуживают доверия.



Брошенная «Мечта»...


Начнем, естественно, с вопроса наиболее острого и дискуссионного – о том, кто же все-таки уничтожил «Мрию» в ходе боев за Гостомельский аэродром «Антонов-2»? Украинская сторона, естественно, обвиняет в этом Россию, причем утверждая совершенно безапелляционно, даже не допуская другой трактовки данного вопроса, что произошло это буквально в первый же день СВО, 24 февраля. В то же время видеокадры, опубликованные в том числе и на нашем ресурсе, убедительно доказывают, что «Мрия» находилась в своем ангаре, не имея явственных следов повреждения, как минимум тремя днями позднее – 27 февраля. Более того, косвенным подтверждением именно этой версии служит то, что официально гибель самолета была подтверждена концерном «Укроборонпром», в который с некоторых пор входит ГП «Антонов», как раз после 27 февраля, а никак не ранее. В сообщении было сказано следующее:

Российская армия уничтожила флагман украинской авиации – легендарный Ан-225 «Мрия». Это произошло на аэродроме «Антонов» в Гостомеле под Киевом, где находился самолет. Его восстановление будет стоить более 3 миллиардов долларов и потребует длительного времени – более пяти лет. Украина приложит все усилия, чтобы эти работы оплатило государство-агрессор.

Как видим, дата уничтожения не указана, что позволяет считать – самолет-гигант стал жертвой огня украинской артиллерии, обрушивавшей на аэродром настоящий огневой шквал. Как бы то ни было, по большому счету в данном случае нельзя воздержаться от циничной, но жизненной ремарки:

Вообще-то, в Гостомеле велись боевые действия, причем предельно ожесточенные. Там, знаете ли, люди гибли – не то что крылатые машины...

Исходя из этого, нельзя не задаться вопросом о том, почему «Мрия», если уж она так дорога украинцам, является для них одним из «национальных символов», предметом гордости и чуть ли не поклонения, оказалась там, где оказалась, – в зоне интенсивного вооруженного конфликта?

Вопрос, поверьте, далеко не праздный, поскольку все остальные грузовые «борта» филиала авиатранспортного подразделения (АТП) ГП «Антонов», известного в мире как авиакомпания «Авиалинии «Антонов», заблаговременно были из Гостомеля перебазированы. Об этом в свое время заявил командир одного из трех экипажей «Мрии» Дмитрий Антонов. Сказал он буквально следующее:

Почему самолет остался в Гостомеле? Потому что не было решения о перегоне самолета в другое место. Пусть это будет Польша – ближайший самолет, где мы были. Лейпциг. Еще 26 января было обращение к нашему руководителю «Антонова» с предложением в свете грядущих событий перебазировать весь наш флот в Лейпциг вместе со всем персоналом, экипажем, запчастям. Ответа на этот вопрос не последовало...

Зато он последовал (и весьма оперативно) на «крамольную» выходку капитана погибшего воздушного судна. В концерне заявили следующее:

Распространяемая информация о косвенных причинах уничтожения самолета Ан-225 «Мрия» базируется исключительно на личных мнениях и оценочных суждениях командира экипажа «Мрии» Дмитрия Антонова. Установить ключевой фактор уничтожения Ан-225 невозможно из-за захвата аэродрома АТП «Антонов» вооруженными силами Российской Федерации.

А чтоб сильно переживающий за свой самолет летчик прекратил болтать лишнее, в том же самом ответе ему настоятельно порекомендовали замолкнуть. И более чем прозрачно намекнули, что в противном случае это может закончиться плачевно, написав, что «распространение непроверенной информации во время боевых действий недопустимо и вредно для безопасности Украины». И вот еще что – согласно официальному опять-таки сообщению все того же ГП «Антонов», пять самолетов Ан-124-100 «Руслан» находятся в аэропорту Лейпцига, где организована работа филиала авиатранспортного подразделения концерна и обустроена база для технического обслуживания указанных воздушных судов. Это позволит продолжить выполнение коммерческих и государственных заказов по перевозке сверхтяжелых и крупногабаритных грузов, а также сохранить позиции лидера в этой нише мирового рынка».

«Мечта» несбыточная


То есть, судя по этим данным, перегон, причем вполне заблаговременный, «Русланов» был осуществлен. Какие рейсы они сейчас выполняют и с какими грузами – всем известно. Транспортируют на Украину все новые и новые партии оружия и боеприпасов для еще большего разжигания военного пожара. Так или иначе, но их спасли, а «Мрию» попросту бросили. Отчего так случилось? Скорее всего, в данном случае сыграл свою роль целый ряд причин. Во-первых, взлетно-посадочные полосы для этого «супертяжа» нашлись бы далеко не в каждом аэропорту мира. Если говорить откровенно – то разве что в считаных из них. Во-вторых, возить им самоходки и ящики со снарядами и патронами – затея экономически бредовая. А обслуживать его – удовольствие не из дешевых. Немцы приняли «Русланы», имея вполне конкретные виды для их использования как военно-транспортных «бортов». Ну а «Мрия»...

По правде говоря, судьба этого самолета-легенды была трагичной едва ли не с момента его появления на свет. Одно из последних ярких детищ научной и промышленной мощи Советского Союза, он был предназначен для дел не столько земных, сколько космических. Носитель «Бурана» и «Энергии», не имеющая аналогов крылатая машина, спроектированная и заточенная под вполне конкретные цели и задачи. Крах СССР и его космической программы стал, по сути дела, приговором для «Мрии» как проекта – второй самолет этой серии так и остался недостроенным. Причем не только (а, пожалуй, и не столько) из-за отсутствия средств на его завершение, сколько в силу своей полнейшей невостребованности на убогом «постсоветском пространстве», да и во всем остальном мире. Постепенный, сперва медленный, а затем ускорявшийся все больше разрыв производственных, хозяйственных и научных связей между Киевом и Москвой неумолимо добивал числившегося когда-то среди флагманов мирового самолетостроения «Антонов». Ну, и не только его, конечно же.

По сути дела, приемлемых, экономически оправданных задач для «Мрии» попросту не существовало. И Киев с его способностью извращать и опоганивать все на свете превратил ее в один из своих фетишей, безумных символов «нэзалэжности», упорно называя «самым крутым в мире украинским самолетом», хотя «Мечта», конечно же, была советской. И если могла служить реальным символом чего-то, то только того, что безвозвратно потеряла, профукала и растранжирила Украина после 1991 года. Увы, сказанные, все мы помним кем, слова о «настоящей декоммунизации» Украины оказались пророческими и для этой крылатой машины, подло брошенной своими нынешними хозяевами. Не так давно в Интернете широко распространилось видео, на котором с аэродрома в Гостомеле вывозились останки «Мрии», не годящиеся более ни на что, кроме сдачи в металлолом.


Впоследствии концерн «Антонов» опубликовал гневное опровержение такого содержания:

В Сети широко распространяется ложная информация о вывозе из аэропорта Киев-Антонов-2 агрегатов самолета Ан-225 «Мрия» с целью их дальнейшей утилизации. Видео, послужившее основанием для распространения указанной недостоверной информации, было снято пиратским способом и распространено без согласования с ГП «Антонов» и соответствующими государственными органами.

Этому можно было поверить, если бы первоисточником записи не был самый что ни на есть официальный паблик Ukraine NOW, где видео сопровождалось таким текстом:

Сегодня с аэродрома в Гостомеле вывезли на металлолом части самого большого в мире самолета Ан-225 «Мрия».

О каком пиратском видео и недостоверной информации в данном случае может идти речь – глубоко непонятно. Кстати, в том же самом тексте упоминались и намерения Владимира Зеленского «после войны построить новую «Мрию», но как-то без уверенности и особого энтузиазма. То, что затея эта совершенно несбыточная, ясно даже неспециалистам. Это просто нереально.

По данному поводу Зеленский заявил вот что, имея при этом в виду потуги Киева довести до ума второй экземпляр «Мрии», по официальным данным, «готовый на 60%», но в реальности практически полностью растасканный на запчасти для «Мрии-1»:

Мы хотели построить его, нам нужно было 800 миллионов долларов. Я обращался к президенту Турции с предложением построить вторую «Мрию», но денег мы не нашли. Но в этом случае это вопрос не денег, это вопрос амбиций. Это вопрос имиджа нашего государства и всех прекрасных профессиональных летчиков, погибших на этой войне...

При чем тут отправленные укронацистами на убой «призраки Киева»?! Впрочем, задавать президенту-клоуну такие вопросы – дело заведомо бесполезное. Гораздо реалистичнее суть вопроса изложил все тот же Дмитрий Антонов, экс-капитан погибшей «Мрии»:

Конечно, если пытаться оценить экономическую целесообразность – это будет очень тяжело. Потому что под нее нужно найти соответствующий проект, похожий на запуск ракеты в космос. Но пока проекта нет. Я так думаю, что наверняка на начальном этапе все-таки «Мрия» не будет создаваться как коммерческий проект, а именно как символ.

Символ чего, простите?! Того кошмара и ужаса, до которого довели эту несчастную землю три десятилетия ее «нэзалэжности»?! Восстановить разбитый самолет невозможно никоим образом. Для «достройки», а фактически создания с нуля «Мрии-2» понадобится никак не 800 миллионов, а 3 миллиарда долларов как минимум. В устах представителей агонизирующего «государства» подобные прожекты звучат даже не смешно, а просто дико.

Когда готовился данный материал, стало известно, что СБУ задержала ведущего инженера-конструктора авиапредприятия «Антонов». За что? За «поддержку специальной военной операции армии России». Как сообщили в прокуратуре Киевской области, «в течение марта-апреля 2022 года он, имея пророссийские настроения, распространял в социальных сетях публикации, направленные на поддержку действий России, карту Украины, на которой часть ее территорий якобы стала принадлежать соседним странам. А также месседжи типа «Нет такой страны, как Украина. Есть окраина России», «Zа наших» и «Сила V правде». Так что не будет Киеву никакой новой «Мрии». «Мечта» на возрожденном в содружестве с Россией «Антонове» может родиться. Но для этого должна перестать существовать Украина с ее безумными и кровавыми «мриями».
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    1 июня 2022 15:33
    Бал при Союзе такой проект "МАКС"-запуск с борта Ан 225 в космос многоразового корабля-мини Бурана.идея интересная т.к.космодром не нужен.могли бы к ней вернуться до сво.и кстати что мешало ее перегнать в РФ в начале операции?экипажи летающие на Ан 124 наверняка справились бы и с Ан 225.кстати и Буран летавший в космос погиб на Байконуре под завалами рухнувшего Мика.уничтоженная мощь великой страны....
  2. 0
    2 июня 2022 09:45
    Какая разница, кто в ответе. Нивойна же.

    До 24 была Мрия, летала время от времени, блоггеры ее снимали, после 24 го ее не стало. Не успела смыться.
    Памятник СССР исчез.
    Пропагандисты "галоши в СССР для негров" должны быть довольны.

    Кстати, не пишут почемуто, а как там Буран в Казахстане? Попиарили и харэ?