Что дало бы появление российского аналога легкого штурмовика Super Tucano


В 2019 году околовоенную общественность всколыхнуло сообщение о том, что Украина собирается купить партию учебно-боевых самолетов Embraer EMB-314 Super Tucano для своих ВВС. С помощью этих легких турбовинтовых штурмовиков украинские ВВС собирались активнее терроризировать ДНР и ЛНР. Сделка так и не состоялась, но без ответа остался главный вопрос – насколько уместен был бы такой «противопартизанский» самолет в вооруженном конфликте на территории Незалежной и кому бы он больше пригодился?


Довольно странно, на первый взгляд, в наш век реактивных двигателей, искусственного интеллекта и нанотехнологий всерьез рассуждать об использовании технологий середины XX века, однако только на первый. Турбовинтовые боевые самолеты взяли реванш, пусть даже в относительно узком сегменте.

От винта!


Пока США и СССР разрабатывали все более и более мощные вооружения для взаимного уничтожения друг друга, по всему миру шла череда региональных и локальных конфликтов. И там, во Вьетнаме и в Афганистане, выяснилось, что современная авиация не так уж и эффективна против тех, кто использует партизанские методы ведения войны. В ответ в США была принята программа под названием COIN (Counter-Insurgency – контрпартизанские или противопартизанские) по созданию легкого, дешевого и многофункционального самолета, предназначенного для уничтожения малоразмерных и малозащищенных целей, способного выполнять функции патрулирования, воздушной разведки и иные задачи. Схожие процессы шли во Франции, имевшей массу заморских колоний, и в СССР. В настоящее время на рынке легких штурмовиков присутствуют швейцарский Pilatus PC-9М, бразильский Embraer EMB-314 Super Tucano и американский АТ-802U.

EMB-314 Super Tucano, которым так заинтересовались ВВС Украины, представляет собой турбовинтовой самолет, предназначенный для поражения слабозащищенных воздушных и наземных целей. Штурмовик активно применяется для борьбы с наркоторговцами в Колумбии, а также использовался американцами во время оккупации Афганистана. Практический потолок EMB-314 составляет 10 670 м, максимальная скорость - 590 км/ч, крейсерская - 520 км/ч, практическая дальность составляет 1330 км. Super Tucano вооружен двумя встроенными 12,7-мм пулеметами FN Herstal M3 и одной 20-мм пушкой на фюзеляжном узле, двумя управляемыми ракетами «воздух - воздух» AIM-9 Sidewinder, или MAA-1 Piranha, или Python 3/4, четырьмя блоками неуправляемых 70-мм ракет, свободнопадающими и корректируемыми авиабомбами. Кабина на двух пилотов защищена легкой противопульной броней.

Зачем он нужен?


Когда стало известно об интересе Киева к такому самолету, его тут же раскритиковали как слабого конкурента нашему штурмовику Су-25. Однако следует учитывать, что Super Tucano имеет ряд весомых преимуществ перед более современными самолетами.

Например, это гораздо меньшая заметность из-за отсутствия реактивного выхлопа у поршневого двигателя. Также огромным плюсом легкого штурмовика является его значительно меньшая стоимость при покупке и последующем обслуживании. Так, для ВВС США партия в 20 бразильских EMB-314 обошлась в 355 миллионов долларов, то есть меньше 18 миллионов за летательный аппарат. Колумбия же умудрилась купить 25 штурмовиков всего за 235 миллионов. Для ВВС Бразилии самолет обходится в сумму от 8 до 12 миллионов долларов. Стоимость летного часа еще более вдохновляет: по одним данным, это от 1 до 2 тысяч долларов, по другим – всего 600 долларов.

Что могли бы делать турбовинтовые самолеты в небе над Украиной?

Скажем, если бы их использовали ВВС Незалежной против народных республик Донбасса, то они могли бы поражать бронетехнику ополчения как штурмовики либо бомбить позиции с большой высоты как бомбардировщики. Вступление в конфликт на стороне ДНР и ЛНР ВС РФ, имеющих современную истребительную авиацию и комплексы ПВО, не оставило бы Super Tucano никаких шансов. Однако, будь подобные самолеты на службе у ВКС РФ, они могли бы сослужить нам хорошую службу.

Огромной проблемой для российской армии и союзной Народной милиции является дефицит собственных разведывательно-ударных беспилотников и избыток БПЛА у ВСУ, которые получают их из стран блока НАТО. Турецкие «Байрактары», несмотря на то что их регулярно сбивают, все же наносят ракетные удары по нашей бронетехнике и катерам погранслужбы ФСБ. Пользуясь «слепыми зонами», украинская армия, снабжаемая иностранными разведданными, совершает стремительные перемещения «жабьими прыжками». Прокси-война с Североатлантическим альянсом показала, насколько ВС РФ нужны эффективные средства воздушной разведки, а также «истребители дронов».

И вот данную нишу вполне могли бы закрыть легкие турбовинтовые штурмовики. От пилотируемого самолета, имеющего максимальную скорость до 590 км/ч, не уйдет ни один беспилотник, разведывательный или разведывательно-ударный. На борт штурмовик класса Super Tucano способен поднять больше вооружений, чем любой имеющийся в России БПЛА. Благодаря большому ресурсу двигателя и низкой стоимости летного часа турбовинтовой самолет может осуществлять длительную воздушную разведку и патрулирование, уничтожая обнаруженную бронетехнику и живую силу противника.
Иначе говоря, как «истребитель дронов» и легкий разведчик-штурмовик простой и недорогой самолет с поршневым двигателем оказался бы весьма кстати.

Осталось задаться вопросом, есть ли у России что-то подобное или даже и говорить не о чем?

Есть. После войны в Афганистане велись работы над советским легким штурмовиком Як-52Б (ударная модификация УТС Як-52). На этом простом и надежном самолете были установлены два пилона с подвешенными блоками УБ-32, для чего пришлось усилить конструкцию крыльев. Тогда военные интереса к «противопартизанскому» штурмовику не проявили, и после заводских испытаний единственный образец отправился в авиамузей в Монино. Если сегодня модернизировать Як-52Б, установив современные оборудование и вооружения, может получиться неплохой легкий штурмовик, надежный и недорогой в производстве и обслуживании, который сможет выполнять довольно широкий круг задач. Разумеется, не подменяя собой Су-25, а дополняя.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Sapsan136 Офлайн Sapsan136
    Sapsan136 (Александр) 1 июня 2022 16:50
    +3
    В том то и дело,что эффективность такого самолета не больше,чем у ударного беспилотника,но при этом придется рисковать жизнью летчика...
    1. Avarron Офлайн Avarron
      Avarron (Сергей) 1 июня 2022 23:12
      -1
      Так что же мешает накрутить на пепелац блок радиоуправления, превратив его тем самым в беспилотный истребитель.
      1. Sapsan136 Офлайн Sapsan136
        Sapsan136 (Александр) 2 июня 2022 09:32
        +3
        А зачем огороды городить,когда есть классические ударные беспилотники,которые ничуть не хуже Тукано по боевым характеристикам и при этом не нуждаются в летчике?
  2. Руса Офлайн Руса
    Руса 2 июня 2022 09:50
    -2
    Правильно пишет автор, поддерживаю.
    СВО показала, что такой самолет как Super Tucano необходим ВС РФ с современным отечественным вооружением.
  3. Сергей Латышев (Серж) 2 июня 2022 09:52
    0
    Таки лет пять назад пиарили учебный ЯК как легкий штурмовик.
    мол , всем он хорош, все берет, все видит. и не дорог. Дешевле чем в примеры в статье.

    Так в чем вопрос то?
    имхо только в том ,что пиар есть, а самолетов нет? не смогли? или есть, но не пустили на невойну?
    ответа пока нет.

    Ну а в ЛДНР или к неграм никто такой самолет не отпустит ,это верно.
  4. Pavel57 Офлайн Pavel57
    Pavel57 (Павел) 2 июня 2022 11:10
    -2
    Военные найдут тысячу причин, почему такой самолет не нужен.
  5. Дом 25 Кв. 380 Офлайн Дом 25 Кв. 380
    Дом 25 Кв. 380 (Дом 25 Кв. 380) 2 июня 2022 11:58
    +2
    Маржецкий как ребенок - всякую дрянь, что ни попадя, готов "домой" притащить....
    Если есть хорошие бпла, зачем этот гроб с музыкой?
    Если нет хороших бпла, их надо делать, а делать гробы с музыкой - не надо....
    Если же надо что-то временно - есть ка-52, который и в небе этой шарманке не уступит, и по земле работает ничуть не хуже....
    И не надо плодить новых подразделений, изучать и обслуживать новую материальную часть, менять тактику имеющихся родов и видов, проводить кучу испытаний, делать штучные, "планово-убыточные" заказы ВПК....
    Но, это же как игрушка на улице....
    "Папа, ну купи-и-и-и-и!!!!"
    1. TANKISTONE Офлайн TANKISTONE
      TANKISTONE (TANKISTON) 2 июня 2022 18:31
      +1
      Пользуясь «слепыми зонами», украинская армия, снабжаемая иностранными разведданными, совершает стремительные перемещения «жабьими прыжками». Прокси-война с Североатлантическим альянсом показала, насколько ВС РФ нужны эффективные средства воздушной разведки, а также «истребители дронов».

      Для иностранных разведданных всё равно: БПЛА или "Тукан", а пилотов будет жаль, как жаль танкистов и мотопехотинцев и артиллеристов...
      ЗЫ: Похоже, автор - родственник Рябова Кирилла по писулькам...
      1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
        Маржецкий (Сергей) 13 июня 2022 16:33
        0
        ЗЫ: Похоже, автор - родственник Рябова Кирилла по писулькам...

        Ты на свои писульки посмотри лучше
    2. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 13 июня 2022 16:35
      0
      Маржецкий как ребенок - всякую дрянь, что ни попадя, готов "домой" притащить....

      Всякая дрянь - это твои комментарии.
  6. Avarron Офлайн Avarron
    Avarron (Сергей) 3 июня 2022 10:31
    +1
    Цитата: Дом 25 Кв. 380
    Маржецкий как ребенок - всякую дрянь, что ни попадя, готов "домой" притащить....
    Если есть хорошие бпла, зачем этот гроб с музыкой?
    Если нет хороших бпла, их надо делать, а делать гробы с музыкой - не надо....
    Если же надо что-то временно - есть ка-52, который и в небе этой шарманке не уступит, и по земле работает ничуть не хуже....
    И не надо плодить новых подразделений, изучать и обслуживать новую материальную часть, менять тактику имеющихся родов и видов, проводить кучу испытаний, делать штучные, "планово-убыточные" заказы ВПК....
    Но, это же как игрушка на улице....
    "Папа, ну купи-и-и-и-и!!!!"

    Ка-52 гораздо сложнее в производстве и эксплуатации, чем летающее бревно с мотором. Да и лётчиков на такой самолёт в любом колхозе можно пачками готовить, а сами самолёты клепать сотнями в месяц.
    1. Vamp Офлайн Vamp
      Vamp (Wamp) 3 июня 2022 13:14
      0
      Цитата: Avarron
      Ка-52 гораздо сложнее в производстве и эксплуатации,

      Зато ему не нужен аэродром и он может базироваться вблизи боевых действий, что улучшает оперативность его применения. Он может применять недорогое управляемое вооружение, которое для Тукано, из-за его короткого времени обзора цели - просто невозможно.

      Цитата: Avarron
      Да и лётчиков на такой самолёт в любом колхозе можно пачками готовить, а сами самолёты клепать сотнями в месяц.

      Самоубийц!
      У этого самолётика нет никакой защиты, ни пассивного бронирования, ни ослепления оптики ракет, ни РЭБ противодействия радиолокационным системам.
  7. Vamp Офлайн Vamp
    Vamp (Wamp) 3 июня 2022 13:23
    -1
    EMB-314 Super Tucano, которым так заинтересовались ВВС Украины, представляет собой турбовинтовой самолет,

    Например, это гораздо меньшая заметность из-за отсутствия реактивного выхлопа у поршневого двигателя.

    Так турбовинтовой или поршневой - автор просто без понятия?!
    У кого-то папа юрист, а Маржецкий просто не доучился и теперь пишет всякую фигню.

    И вообще тема Байрактаров и близких к нему легких ЛА уже закрыта на Украине окончательно.
    1. Avarron Офлайн Avarron
      Avarron (Сергей) 4 июня 2022 20:20
      -1
      Как турбированная форма винта входит в противоречие с поршневым мотором, объясните мне, дилетанту, пожалуйста. А то чёт Ту-95, вроде, и поршневой и турбовинтовой.
    2. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 13 июня 2022 16:34
      0
      У кого-то папа юрист, а Маржецкий просто не доучился и теперь пишет всякую фигню.

      У меня три образования, к твоему сведению. Всякую фигню пишешь ты.
  8. k7k8 Офлайн k7k8
    k7k8 (vic) 3 июня 2022 22:26
    +2
    Цитата: Vamp
    У этого самолётика...

    Если следовать вашей логике, господин балабол, то самолету ПО-2 вообще не было места на войне. Но ни один немецкий летчик-истребитель не отказался от железного креста за уничтожение "летающей швейной машинки".
  9. mister-red Офлайн mister-red
    mister-red 30 июня 2022 12:10
    0
    После войны в Афганистане велись работы над советским легким штурмовиком Як-52Б (ударная модификация УТС Як-52). На этом простом и надежном самолете были установлены два пилона с подвешенными блоками УБ-32, для чего пришлось усилить конструкцию крыльев.

    Самолёт был слишком лёгким, он не мог нормально стрелять ни из пушки, ни ракетами. Плюс небольшая дальность полёта. Поэтому военных он и не заинтересовал.
    Для сравнения у Тукано масса пустого самолёта 3т, у Як-52 1т. Пр стрельбе он терял скорость и курсовую устойчисость.
  10. oberon2000oberon Офлайн oberon2000oberon
    oberon2000oberon (Евгений Тихонов) 6 июля 2022 18:47
    0
    Ничего бы не дало, кроме ржаки у наших противников.