Каким может быть первый российский корабль-дрононосец

16

Несколько дней назад стало известно о спуске на воду в Китае первого полуавтономного корабля-дрононосца под названием Zhu Hai Yun. Событие это весьма примечательное, поскольку в КНР смогли воплотить в жизнь чрезвычайно перспективную концепцию, которая может быть полезна и ВМФ РФ.

Китайский дрононосец


Формально Zhu Hai Yun – это мирное исследовательское судно водоизмещением всего в 2000 тонн. Его длина составляет 88,5 метра, ширина – 14 метров. Максимальная скорость достигает 18 узлов, крейсерская – 13 узлов. Судно было построено на верфи Huangpu Wenchong Shipyard и является составной частью интеллектуальной мобильной системы стереонаблюдения за океаном (IMOSOS), разработанной Южной лабораторией морской науки и техники Гуандуна. Оно является полуавтономным: в порту управляется дистанционно, а в открытом море управление переходит к искусственному интеллекту.



Наибольший интерес, помимо применения ИИ на флоте, представляет собой «вооружение» китайского дрононосца, представленное воздушными, подводными дронами и беспилотными малыми надводными судами общим числом в 50 единиц. Они позволяют вести как мирные исследования Мирового океана, так и гипотетически – воздушную разведку и целеуказание, подводную разведку и минирование. О возможном военном предназначении прямо в КНР не говорят, но оно само собой подразумевается.

И это весьма интересный проект, который наглядно показывает, в каком направлении может дальше пойти российский военно-морской флот.

Зачем нужны дрононосцы


О том, зачем на море нужна палубная авиация, сказано уже столько, что нет особого смысла повторяться. Кому надо, тот и сам знает, кому не надо, того не переубедишь. Но, пожалуй, единственный здравый контраргумент, который выдвигают «авианосцефобы», состоит в том, что это большие и дорогие корабли, которые долго строятся и потом нуждаются в инфраструктуре для базирования и обслуживания. Увы, это действительно так.

За многофункциональность приходится дорого платить. Если и строить авианосец, то полноценный, тяжелый ударный, с атомной силовой установкой, катапультами, большим авиакрылом, и получается что-то вроде АТАВКР «Ульяновск» с полным водоизмещением почти в 80 000 тонн. Если посмотреть на универсальный десантный корабль проекта 23900, то в него конструкторы постарались впихнуть максимум функциональности: и танковая палуба, и средства десантирования, и лазарет, и кубрики для экипажа и батальона морской пехоты, и ангары для вертолетов, и еще много чего полезного. Получился прекрасный многозадачный корабль с полным водоизмещением в 40 000 тонн. Нужны авианосцы и УДК флоту? Конечно, нужны. Но их строительство – дело долгое и дорогостоящее, при этом часть их задач вполне могли бы решить корабли существенно меньших размеров и стоимости. В частности, дрононосцы.

Итак, какие задачи может решить корабль-дрононосец?

Во-первых, это воздушная разведка, загоризонтный поиск и целеуказание. Для этого потребуется создание и «оморячивание» БПЛА ДРЛОиУ.

Во-вторых, противолодочная борьба при помощи дронов вертолетного типа, оснащенных радиобуями, магнитометрами и погружаемыми ГАС.

В-третьих, нанесение ракетных ударов по наземным целям разведывательно-ударными дронами.

В-четвертых, при помощи перспективных БПЛА-«камикадзе» «Ланцет» возможно так называемое воздушное минирование, а подводные дроны смогут осуществить настоящее минирование или, наоборот, разминирование акватории.

В-пятых, корабль-дрононосец способен выполнять патрулирование и охрану морских границ на большой протяженности благодаря использованию разведывательных БПЛА.

Иначе говоря, весьма полезный корабль для ВМФ РФ получился бы. И, надо сказать, что слухи о начале работы в России над кораблем-платформой для БПЛА начали распространяться еще в прошлом году.

Как он может выглядеть


Сразу отметим, что целиком и полностью ориентироваться на китайский дрононосец не получится. Zhu Hai Yun – это все же сугубо мирный корабль, на котором только отрабатываются перспективные концепции и технологии.

Едва ли кто-то всерьез будет пускать в бой дрононосец, управляемый искусственным интеллектом. Без экипажа подготовить БПЛА и подводные аппараты к выполнению боевой задачи, заправить, отремонтировать и совершить иные манипуляции нереально. Поэтому команда все же будет, но ее численность можно было бы сократить за счет средств автоматизации. Поэтому на борту понадобятся помещения для обеспечения ее жизнедеятельности, но на размерах корабля можно будет сэкономить, позабыв про танковые палубы, лазареты и прочее, как на УДК.

Также на пользу скромности водоизмещения пойдет то, что не понадобятся ни катапульты, ни ангары для самолетов, ни погреба с боеприпасами, ни ядерная силовая установка, как на АТАВКР. Что понадобится, так это продольная палуба с надстройкой-«островом», вынесенной вправо, где будет находиться радиоэлектронный центр управления авиакрылом, чтобы БПЛА самолетного типа имели пространство для разгона и взлета, а также специальные сетки для посадки. Беспилотники вертолетного типа смогут взлетать и садиться на скромных размеров площадке. Дроны-«камикадзе» в свой последний полет будут запускаться при помощи пневматической катапульты. Ангары для хранения авиационной, надводной и подводной группы будут располагаться под палубой.

Самостоятельно такой дрононосец применяться никогда не будет, только в составе корабельной ударной группы (КУГ), которая и обеспечит его противовоздушную и противолодочную защиту. Тем не менее ЗРПК малого радиуса действия типа морской версии «Панциря» установить необходимо.

В итоге водоизмещение нашего перспективного корабля-дрононосца вырастет с 2000 тонн, как у «китайца», до 6000-8000 тонн, как у фрегата или эсминца, но это то, что отечественная судостроительная отрасль осилить в состоянии без надрыва. Польза от вспомогательного авианесущего корабля данного класса очевидна, поскольку он значительно расширит возможности КУГ, в составе которой находится.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    2 июня 2022 15:58
    уважаемый автор начал за здравие описывая проект мудрых китайцев, но закончил совершено ошибочными рассуждениями про безплодное увеличение водоизмещения, 8000 тонн это очень мног и получится таких дрононосцев пара не больше, а вот мудрые китайцы наштампуют 6000 дрононосцев за те же деньги..... очевидно что век больших надводных кораблей не уходит, а давно ушел.... они уязвимы, слишком дороги в строительстве и эксплуатации малолосерийны ... в общем это бессмысленная обуза
  2. +2
    2 июня 2022 17:31
    корабль-дрононосец

    без англицизмов никуда.
    (((( мерчендайзер, клиринг, аутсорсинг, каршериг, локдаун, ..... хочется (если откровенно) дать в морду произносящему. а особенно распространяющему такое
    1. +1
      2 июня 2022 18:52
      Ну говорить «беспилотник» вместо «дрон», ещё более менее благозвучно, но вряд ли приживется слово «беспилотниконоситель» или «беспилотниконосец». А вообще активно заимствовать иностранные слова в традиции русского языка со времён Петра. Интересно что будет когда Россия сблизится с Китаем)
      1. 0
        2 июня 2022 19:01
        Цитата: Полковник Кудасов
        Ну говорить «беспилотник» вместо «дрон», ещё более менее благозвучно, но вряд ли приживется слово «беспилотниконоситель» или «беспилотниконосец». А вообще активно заимствовать иностранные слова в традиции русского языка со времён Петра. Интересно что будет когда Россия сблизится с Китаем)

        народ обленился, да и чего же не щегольнуть знанием-то. а так есть институт русского языка. и не один наверное. пусть работают.
  3. 0
    2 июня 2022 17:50
    Видно, российским авианосцам пришел капец...

    Китайцы спустили явно гражданское научное небольшое судно. Чтож там у них дофига небольших островов в море.

    Боевой дрононосец же будет мало отличаться от маленького авианоца, т.к. большие растояния, тяжелые условия эксплуатации, волнение и тяжелое оборудование (бомбы)....

    А авианосцев...пришел капец. Дронов....морских нет. Мощностей для массового производства.... нет.
    Что есть? статьи есть, .Прожекты... даже прожектов нет.
    1. -1
      4 июня 2022 09:04
      Цитата: Сергей Латышев
      Видно, российским авианосцам пришел капец...

      На данном этапе, с Вами согласен. Пока самой России, приходится быть сплошным "авианосцем. Но в статье рассматривается, концепция, не лишённая смысла.
      Небольшие корабли с воздушными и надводными беспилотниками по поиску и уничтожению подводного флота - логичны. У России бескрайние морские границы и электронные "заставы" могут стать отличным подспорьем погранцам.
      1. 0
        4 июня 2022 13:50
        Имхо, вы не в теме.
        Малые беспилотники и корабли - это чито гражданка, неспешно подойти впритык при хорошей погоде и изучить.
        Иначе их сдует , невзлетят , недолетят и потеряются.

        Военые - это тяжелые махины, типа наших охотников, лошариков или амеровских летающее крыло.
        И им нужен почти авианосец по размеру , малек меньше .
        А для 1-2 аля-вертолетов штуки на борт и старые подойдут.

        Мелкие дроны - так это не пехотинцы, противника за 3 км высматривать... чуть непогода - и сдует....
  4. 0
    2 июня 2022 18:01
    Полностью согласен. Добавлю, что типов таких кораблей должно быть несколько. Со своей специализацией и с минимальным набором неосновных вооружений. Морские дрононосцы. Воздушные дрононосцы. Поисковые подлодок, тральщики. С, естественно разнообразным оснащением, взаимно дополняя друг друга и выходящая на задание группой. Комплектование группы могло бы быть гибкой, в соответствии с задачей. О тоннаже не заикаюсь- не мой профиль конструирования.
  5. 0
    2 июня 2022 18:09
    Цитата: Викторио
    корабль-дрононосец

    без англицизмов никуда.
    (((( мерчендайзер, клиринг, аутсорсинг, каршериг, локдаун, ..... хочется (если откровенно) дать в морду произносящему. а особенно распространяющему такое

    Попробуйте на русском языке произнести "парашют". Получится долго, бестолково и неправильно. Или замените на русское слово "фюзеляж", "нервюра", или в музыке замените понятие "флажолет". В горном деле вместо "бремсберга" написать русское название, а в геологии придумайте аналог "антиклинали". Что поделаешь, человек легче применяет чужой термин, нежели пытается изобрести аналог. Нужно благодарить изобретателей этих всех вещей, подаривших человечеству своё изобретение, и, названной им в соответствии со своей языковой традицией. Начните УСИЛЕННО изобретать и засыпьте этот чёртов мир русскими терминами, определениями и ДЕВАЙСАМИ.
    1. 0
      2 июня 2022 18:37
      Цитата: dub0vitsky
      Попробуйте

      пароход, вертолет, самолет, пулемет и т.д. и т.п. может и звучат не очень, особенно сразу, но ничего прижились. было бы желание.
      мы с вами уже общались, хамство не забыл. на будущее, проходите мимо пож-ста.
      1. +1
        2 июня 2022 19:58
        фюзеляж это просто корпус, да и другим словам смысла которых не знаю я бы леггко придумал краткое русское слово, не режущее слух и понятное, вообще англицизмы запутывают мышление, ибо не имеют корня, а следовательно трудно связываются с словами описывающими реальный мир, стоят особняком, но энтузиасты англицизмов думают что этими новыми непонятными реально до конца даже им самим словечками они кажутся умнее окружающих .... в своих глазах... это особенно наглядно показано в комедии "женитьба бальзаминова" который хотел всех удивить иностранными словечками но был с позором изгнан....или "за двумя зайцами" где стиляга и повеса голохвостов шикарно сыплет иностранными словечками являясь альфонсом мотом и банкротом
        1. +1
          2 июня 2022 20:51
          Цитата: владимир1155
          фюзеляж это просто корпус

          согласен и поддерживаю )
        2. 0
          3 июня 2022 07:23
          Фюзеляж слово французского происхождения и попало во многие европейские языки, а том числе и в русский, ещё в начале 20 века
  6. +1
    2 июня 2022 18:36
    Вооружённый до зубов боевая единица (любая- самолёт, корабль, танк, ...) вооружён для боя избыточно. Так или иначе используется только то, что подходит в конкретных условиях, а остальное является опасным балластом. Крейсер "Москва" тому подтверждению. По отзывам, его напичкали артпогребами разнообразнейшего вооружения, что превратило его в пороховую бочку. Без достаточной РАЗРЕЖЕННОСТИ и изоляции одного вида от другого. Кто- нибудь задумывался над тем, что автомобиль только тогда хорош, когда работает в среде, на которую его спроектировали. А, попробуйте сделать его летающим, плавающим, как на воде, так и под водой...... Он никуда не сможет двинутся. 10% его полезных функций будет угроблено остальным. Специализированные железки, собираемые в группы по назначению задачи. Вот решение мобильной, славно вооружённой и мало избыточной эскадры.
  7. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  8. 0
    2 июня 2022 19:53
    Наделаем кучу дронолётов, настроим дронодромов, и полетим в Австралию.
    Почти, как у Трушкина, царство ему небесное...
  9. 0
    2 июня 2022 22:22
    Можно попробовать использовать как говорят лингвисты кальку и просто перевести слово дрон (drone) на русский язык. Получится трутень) Так назвали беспилотник американцы из-за характерного стрекотания. Трутень понятное дело не звучит по русски, но можно заменить на «шмель»