«Общие гены»: Почему китайский и российский авианесущий флот идут разными путями

28

Накануне в Китае произошло знаковое событие. На воду был спущен третий по счету авианосец, который войдет в состав ВМС КНР. НОАК получит возможность эффективно действовать в акватории Азиатско-Тихоокеанского региона, создав ВМС США и их союзникам реальную угрозу. Самое интересное тут то, что во всех китайских авианесущих кораблях есть наши, советские гены, однако современный ВМФ РФ идет иным путем развития.

«Китайский» путь


Китай, критически зависящий от морской торговли, начал присматриваться к авианесущим кораблям еще в восьмидесятых годах прошлого века. Как и советские, китайские адмиралы почему-то хорошо понимали, что для противостояния авианосной ударной группе противника желательно иметь собственную АУГ, не ограничиваясь лишь «асимметричными ответами» и прочими «оригинальными» концепциями. Первый опыт китайские корабелы получили, изучив списанный авианосец ВМС Австралии «Мельбурн», который был утилизирован в КНР. Затем они консультировались с испанскими инженерами по проектам легких эскортных авианосцев.



Но настоящий прорыв произошел после того, как в их руки попали несколько бывших советских тяжелых авианесущих крейсеров – «Минск», «Киев» и «Варяг». Они были внимательно изучены, а выкупленный у Незалежной «Варяг» с массой трудностей был доставлен в КНР, там своими силами достроен и превращен в первый китайский авианосец «Ляонин». Также большим подспорьем для них стало то, что была возможность скопировать тяжелый палубный истребитель Су-33.

В строй «Ляонин» вошел в 2012 году, превратившись в площадку, на которой НОАК отрабатывала новые технологии и готовила свои профессиональные кадры. На этом учебном авианосце был испытан первый китайский палубный истребитель «Летающая акула» J-15 (вариация на тему нашего Су-33). На «Ляонине» прошли обучение китайские пилоты-палубники, которые теперь несут службу на новых авианосцах.

В 2015 году, получив реальный опыт эксплуатации авианесущего корабля и выявив недостатки советской конструкции ТАВКР, на верфи в Даляне КНР заложила второй авианосец под названием «Шаньдун», представляющий собой увеличенную и улучшенную версию «Ляонина». Как и советский прототип, корабль использует не атомную, а котлотурбинную силовую установку. Вместо катапульты для взлета применяется трамплин. Авиакрыло увеличено до 32 самолетов и 12 вертолетов против 24 и 13 у «Ляонина», соответственно. Самостоятельное строительство авианосца стало для китайских корабелов огромным шагом вперед. Отметим, что они управились очень быстро, и уже в 2019 году «Шаньдун» вошел в состав ВМС КНР. При этом параллельно строились многочисленные корабли эскорта, которые позволили Пекину сразу сформировать полноценную боеспособную АУГ.

Но на этом дело не закончилось, и в 2018 году в Китае было начато строительство третьего авианосца тип 003 (Type 003), получившего название «Фуцзянь». Этот корабль уже значительно отличается от своих предшественников. Его полное водоизмещение составляет 80000 тонн, силовая установка комбинированная (газовые турбины вращают генераторы, а винты приводятся в движение электродвигателями). В отличие от «Ляонина» и «Шаньдуна», «Фуцзянь» оснащен не взлетным трамплином, а тремя электромагнитными катапультами, его палуба прямая. Конструкция значительно улучшена, например, лифт позволяет поднять одновременно не один, а два самолета. Точная численность авиакрыла не известна, однако очевидно, что она будет больше, чем у предшественников, и будет включать палубный самолет ДРЛОиУ, что радикально повысит боевые возможности китайской АУГ.

Если «Ляонин» и «Шаньдун» концептуально близки к нашему ТАВКР «Адмирал Кузнецов», то «Фуцзянь» взял максимум от более продвинутого советского АТАВКР «Ульяновск», который у нас так и не успели достроить, за исключением, разве что, ядерной силовой установки. Эта техническая задача будет решена уже на четвертом китайском авианосце тип 004, который будет атомным и сможет действовать в составе АУГ по всему миру.

Как видно, китайские товарищи не тратят время и нервы на споры о том, нужны авианосцы или нет, а просто строят их, изучив по возможности мировой опыт, и делают это комплексно, шаг за шагом. А как обстоят дела с этим в нашей стране, фактически подарившей Поднебесной все эти технологии «под ключ»?

Российский путь


У нас с этим все обстоит непросто. Весь мировой и советский опыт напрочь отрицается, а советские адмиралы, заказавшие серию сразу из четырех АТАВКР типа «Ульяновск», представляются теперь какими-то чудаками, совершенно ничего не понимающими в своем деле. При этом в судьбе нашего последнего тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» объективно отразились все существующие системные проблемы.

Да, когда ожесточенно спорят о том, нужны ли России авианосцы или нет, почему-то забывают о том, что ТАВКР у нас уже есть. Проблема заключается в том, что его никак не могут сделать по-настоящему боеспособным. Когда после распада СССР и раздела Черноморского флота с Украиной «Адмирала Кузнецова» вынужденно перевели на Северный флот, никто из ответственных лиц не удосужился обеспечить строительство инфраструктуры для его обслуживания. В результате крейсер десятилетиями стоял зимой без подачи тепла и электроэнергии, бездарно вырабатывая свой ресурс. Сегодня он «ушатан» так, как если бы непрерывно ходил по походам за три моря. Опыт реального участия в сирийской кампании выявил все его проблемы: техническое состояние удручающее, палубные пилоты не имеют достаточного количество часов налета и т.д. Потом его едва не утопили во время ремонта вместе с затонувшим плавдоком, а затем – едва не сожгли.

Строительство новых авианосцев сегодня упирается не только о возражения многочисленных «хейтеров», но и в отсутствие свободных судостроительных мощностей, дефицит профессиональных кадров и современных боевых кораблей для ордера АУГ, а также в отсутствие береговой инфраструктуры для обслуживания авианесущих кораблей там, где они действительно нужны – на Северном и Тихоокеанском флотах. Так неужели это все, печальный финал концепции сбалансированного флота адмирала Горшкова, и наш удел – это прячущиеся возле побережья «москиты», безоружные «патрульники» и буксиры с модулями ЗРК «Тор» на палубе, закрепленными цепями?

Некоторую надежду на то, что это все не полный финал дает то, что два года назад на заводе «Залив» были заложены два универсальных десантных корабля проекта 23900 с полным водоизмещением в 40000 тонн. Эти два УДК смогут нести не только вертолеты, противолодочные и ударные, но и БПЛА. По данным федеральных СМИ, в России начата работа над БПЛА палубного базирования:

Первый образец отечественного палубного беспилотника выполнит испытательный полет через три года. Серийное производство аппарата для ВМФ начнется в 2026 году.

Вероятно, они будут использоваться на УДК, а их обкатка начнется на ТАВКР «Адмирал Кузнецов», который ожидается в строю после ремонта к 2024 году. Видимо, дальнейшая судьба этого старого крейсера – быть учебным кораблем, на котором тестируется применение беспилотной палубной авиации, а также проходят обучение пилоты-палубники. Касательно вопроса об инфраструктуре для базирования УДК. Один из них, «Митрофан Москаленко», станет будущим флагманом Черноморского флота, и в СМИ проходила информация о том, что в Севастополе начаты работы по строительству инфраструктуры для вертолетоносца. Второй, «Иван Рогов», после ввода в строй уйдет на Тихоокеанский флот, где для него просто придется создать береговую инфраструктуру. Будем надеяться, что у руководства ВМФ РФ когда-нибудь дойдут руки и до Северного флота, флагманом которого формально является «Адмирал Кузнецов».

Сегодня, пока постепенно строятся корабли 1-го, 2-го и 3-го ранга, а также береговая инфраструктура, решаются текущие задачи обороны морских границ страны, важно сохранить саму школу палубной авиации и получить опыт строительства и эксплуатации крупнотоннажных судов. Если вернется Николаев в состав Российской Федерации, глядишь, и новые перспективы нарисуются.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    18 июня 2022 13:35
    Нет никаких различных путей развития, просто у России элементарно потеряны кораблестроительные компетенции и после "Ульяновска" ещё неизвестно когда и как получатся задуманные УДК
    1. +1
      18 июня 2022 13:41
      Году этак к 2030 может УДК будут А может и не будут.
  2. -3
    18 июня 2022 13:40
    Авианосец флот России никуда не идёт.Он лежит на боку.Путин устал от русских и России
  3. 1_2
    0
    18 июня 2022 13:58
    вот когда неизвестная подлодка утопит авианосец США или КНР, вот тогда все поймут, что они бесполезны против сильной развитой державы, а пока пусть растопыривают пальцы если им так нравится и пугают папуасов
    1. +3
      18 июня 2022 14:49
      Цитата: 1_2
      вот когда неизвестная подлодка утопит авианосец США или КНР, вот тогда все поймут, что они бесполезны против сильной развитой державы, а пока пусть растопыривают пальцы если им так нравится и пугают папуасов

      Скажите, а любой другой корабль сколько продержится против авиации, ПКР и подводных лодок? Мы на Черном море уже три корабля потеряли. Это первый вопрос.
      И второй. Не является ли наличие палубной авиации и вертолетов ПЛО, а также самолетов ДРЛОиУ на авианосце некой защитой от бесславной гибели для него самого и его эскорта?
      1. -1
        18 июня 2022 17:41
        извините вмешаюсь, ......любой надводный корабль уязвим, поэтому то наши надводные корабли должны выполнять задачи под зонтиком береговой ПВО и береговой авиации, но потеря корвета это одно, а потеря монструозного гиганта с 4000 чел это другое, ......при этом палубная авиация совершено бесполезна в качестве пво или дрло корабля (она может только папуасов бомбить беззащитных женщин и детей) и тем более это не пво и дрло нескольких кораблей, банально на море бывает качает, и противнику только нужно дождаться у моря неподходящей погоды (скорее в море всегда неподходящая для палубной авиаций погода и только изредка подходящая) , ваш авик превратится не только в очевидно безсмысленную, но и в совершено беззащитную цель, огромная туша его погибая создаст слишком большой пиар эффект и может снизить дух наших военных, это больше чем потеря устаревшего крейсера от одной ракеты, авик тем более имеет ряд проблем с остойчивостью, и будет тонуть быстрее Москвы погибнет сразу 4000 чел..... а шуму будет на весь мир
      2. 0
        18 июня 2022 19:19
        Кстати, а "Фуцзянь" только вчера спустили на воду! Предрекаете, что у него будет большое будущее?
      3. 1_2
        0
        20 июня 2022 00:40
        ну если так хочется попугать натовцев, можно на танкере типа Афромакс( начали в РФ строить) разместить як-141, длина 250 м думаю штук 10 влезет на палубе.
        1. 0
          20 июня 2022 07:14
          Як-141 не производится. Боевое использование СКВВП с обычного сухогруза невозможно. Бритты свои Харриеры на сухогрузах просто перевозили.
          Но теперь понятен ваш уровень погружения в тематику.
          1. 1_2
            +1
            20 июня 2022 12:01
            мой уровень обывательский, то есть не ниже всех тут пишущих статейки о своих хотелка, можно конечно и о звездолете написать, без которого ВКС якобы не выжить, и о инопланетянах опыт и технологии которых очень пригодились бы и росс летчикам и морякам.... но вот есть инфа для трезвомыслящих, гугли

            Во время учений НАТО авианосная ударная группа Военно-морского флота США потерпела поражение от единственной подводной лодки ВМФ Швеции. Субмарина стоимостью в 100 миллионов долларов расправилась с группой кораблей ценой в десятки миллиардов.
  4. -1
    18 июня 2022 14:45
    Если вернется Николаев в состав Российской Федерации,

    По-моему, никак не возможно вернуться туда, где никогда не был.
    1. +1
      18 июня 2022 14:50
      Это по-вашему. РФ официально является правопреемницей СССР.
  5. -2
    18 июня 2022 17:51
    ув автор продолжает бесплодную теорию мнимой нужности авиков в рФ..... все они бесславно были проданы или списаны досрочно. ибо не нужны, ......дорогие безполезные уязвимые и еще требуют монструозных доков и несуществующих причалов, залезают в док на всю жизнь и занимают там место до бесконечности и не только в РФ.....сколько прошу, ув уважаемый Сергей какие его конкретные задачи ваших авиков ? только не надо общих фраз сайта МО, а конкретные какие? вы уклоняетесь от ответа значит вы не правы! вы тотально заблуждаетесь а авианосцы не нужны в РФ
  6. +2
    18 июня 2022 20:10
    Строй авианосец или не строй какая разница если начальство не знает как использовать флот,да не только флот.Хорошо хоть турки не пускают корабли НАТО.
  7. 0
    19 июня 2022 08:17
    Нет пока никакого российского пути по части строительства авианосцев, соглашусь с комментом Юрия В.А., ближайшие пять лет об авиках можно не думать, тем более что у нас нет к ним эскорта АУГ
    1. 0
      19 июня 2022 10:37
      Цитата: владимир1155
      ув автор продолжает бесплодную теорию мнимой нужности авиков в рФ..... все они бесславно были проданы или списаны досрочно. ибо не нужны, ......дорогие безполезные уязвимые и еще требуют монструозных доков и несуществующих причалов, залезают в док на всю жизнь и занимают там место до бесконечности и не только в РФ.....сколько прошу, ув уважаемый Сергей какие его конкретные задачи ваших авиков ? только не надо общих фраз сайта МО, а конкретные какие? вы уклоняетесь от ответа значит вы не правы! вы тотально заблуждаетесь а авианосцы не нужны в РФ

      И почему только одни русские такие умные
      1. 0
        19 июня 2022 10:52
        я не говорю что они не нужны, как раз считаю что нужны, но пока нам не светит
        1. 0
          20 июня 2022 07:11
          Я придерживаюсь той же точки зрения. Нужны, но пока не по карману.
      2. 0
        20 июня 2022 07:17
        спасибо за то что я умный, (басню про ворону и лисицу я тоже читал) как я и пророчествовал вы пытаетесь упорно увильнуть от ответа, и на конкретный вопрос вы опять не ответили, ибо ответа у вас нет, вы погибли в неравной борьбе, разбиты как швед под полтавой, все ваши аргументы оказались голословными лозунгами почерпнутыми вами из Тимохина которого я также давно и тотально победил....а еще вы писали, что умны и сообразительны, так назовите же конкретные осуществимые цели и задачи вашего Авика!!!!! их нет!!!! одни понты и ссылки на то что если на западе и в КНР делают то и нам нада..... при том что и у запада и у КНР куча интересов на других континентах, а нам бы защитить Баренцево море и акваторию у Камчатки... ну! подумайте ка вашим серым веществом Сергей! Вы же умный.... если бы я так глубоко заблуждался как вы то все равно бы вывернулся и хоть что то придумал....а вам слабо да?
        1. 0
          20 июня 2022 11:48
          спасибо за то что я умный, (басню про ворону и лисицу я тоже читал) как я и пророчествовал вы пытаетесь упорно увильнуть от ответа, и на конкретный вопрос вы опять не ответили, ибо ответа у вас нет, вы погибли в неравной борьбе, разбиты как швед под полтавой, все ваши аргументы оказались голословными лозунгами почерпнутыми вами из Тимохина которого я также давно и тотально победил....

          Владимир, мне казалось, что вопрос с целями и задачами для авианосцев в ВМФ РФ мы уже закрыли, когда я вам скинул ссылку на сайт Минобороны РФ, где они расписаны для ТАВКР "Адмирал Кузнецов".
          Почему вам недостаточно официальной позиции военного ведомства и вы заставляете меня дополнительно еще что-то расшифровывать, детализировать и придумывать? Я искренне не понимаю.
          Что до Тимохина, то я давно искреннее интересуюсь флотской тематикой, даже вне своей работы, читаю разных авторов и аргументированные комментарии за и против. Лично мне ближе подход моего земляка, Андрея. К слову, я прекрасно помню все баталии на ВО, где вас громили вполне аргументированно, на мой взгляд, другие читатели, морские офицеры. Но у меня ведь нет цели вас в чем-то переубедить.

          Заметьте, что адекватные люди, которые пишут о нужности на флоте авиков, ни коим образом не отрицают нужность всего остального: тральщиков, корветов, торпедных АПЛ, противолодочной авиации и проч. Все должно строиться постепенно и комплексно, и авиак сейчас и правда не на первом месте. Неприятие вызывает только огульное отрицание общемирового и советского опыта по авианосцам.
          Однако вам ведь никто не запрещает придерживаться своего мнения, верно?
          1. 0
            20 июня 2022 12:48
            спасибо за развернутый и вежливый ответ, вот с сайта МО

            Предназначен для придания боевой устойчивости ракетным подводным лодкам стратегического назначения, группировкам надводных кораблей и морской ракетоносной авиации в районах боевого предназначения.

            ясно что это общее размытое определение, его можно применить к тральщику (кроме обеспечения боевой устойчивости морской ракетносной авиации), к корвету ПЛО , к фрегату и самолету берегового базирования. конкретных боевых задач именно для АВ вы упорно не можете назвать
  8. 0
    19 июня 2022 21:55
    Да не нужны России авианосцы . И тот же Кузнецов это ошибка . Россия никуда ни на кого не нападает и ее основная задача обеспечения безопасности свой территории . Для этого авианосцы вообще излишни и не нужны . Нужна массовая авиация и огромное количество аэродромов и еще большее количество высокточных и мощных боеприпасов с большим радиусом действия . В современном мире флот безумно уязвим и бесполезен , особенно в российской ситуации. Конечно он нужен , но совершенно в другой концепции , в концепции обороны своей территории с морских направлений в первую очередь должен иметь разного рода системы ПВО ..
  9. 0
    20 июня 2022 07:12
    Цитата: AwaZ
    Россия никуда ни на кого не нападает и ее основная задача обеспечения безопасности свой территории

    Расскажите это украинцам. smile И насчет перспектив десантной операции под Одессой.
    1. 0
      20 июня 2022 07:32
      Цитата: Маржецкий
      насчет перспектив десантной операции под Одессой.

      аааа вы хотите авианосцем высаживать десанты по минным полям не имея тральщиков????? вам Москвы трагически погибшей мало? да и осадка у него великовата к берегу не подойдет ......и еще вы что считаете териториию так называемой окраины не русской?? отрицаете СВО? вы против президента Путина?
      1. 0
        20 июня 2022 11:58
        Ну, что за глупости? Я выше ответил по тральщикам и прочему, кстати.
  10. 0
    20 июня 2022 15:08
    В принципе все верно, но вывода, как итога заголовка нет.
    Просто описано общее состояние дел там и тут. Что систо + для информативности.

    А вот "Почему" - тема раскрыта не очень...
  11. 0
    25 июня 2022 10:00
    СССР строил авианосцы, а Россия тоже строила или собирается?Калоши вроде легче выпускать,но есть большое но...
  12. 0
    25 июня 2022 18:38
    航空母舰需要国力做支撑,俄罗斯不具备这样的消耗