«Общие гены»: Почему китайский и российский авианесущий флот идут разными путями
Накануне в Китае произошло знаковое событие. На воду был спущен третий по счету авианосец, который войдет в состав ВМС КНР. НОАК получит возможность эффективно действовать в акватории Азиатско-Тихоокеанского региона, создав ВМС США и их союзникам реальную угрозу. Самое интересное тут то, что во всех китайских авианесущих кораблях есть наши, советские гены, однако современный ВМФ РФ идет иным путем развития.
«Китайский» путь
Китай, критически зависящий от морской торговли, начал присматриваться к авианесущим кораблям еще в восьмидесятых годах прошлого века. Как и советские, китайские адмиралы почему-то хорошо понимали, что для противостояния авианосной ударной группе противника желательно иметь собственную АУГ, не ограничиваясь лишь «асимметричными ответами» и прочими «оригинальными» концепциями. Первый опыт китайские корабелы получили, изучив списанный авианосец ВМС Австралии «Мельбурн», который был утилизирован в КНР. Затем они консультировались с испанскими инженерами по проектам легких эскортных авианосцев.
Но настоящий прорыв произошел после того, как в их руки попали несколько бывших советских тяжелых авианесущих крейсеров – «Минск», «Киев» и «Варяг». Они были внимательно изучены, а выкупленный у Незалежной «Варяг» с массой трудностей был доставлен в КНР, там своими силами достроен и превращен в первый китайский авианосец «Ляонин». Также большим подспорьем для них стало то, что была возможность скопировать тяжелый палубный истребитель Су-33.
В строй «Ляонин» вошел в 2012 году, превратившись в площадку, на которой НОАК отрабатывала новые технологии и готовила свои профессиональные кадры. На этом учебном авианосце был испытан первый китайский палубный истребитель «Летающая акула» J-15 (вариация на тему нашего Су-33). На «Ляонине» прошли обучение китайские пилоты-палубники, которые теперь несут службу на новых авианосцах.
В 2015 году, получив реальный опыт эксплуатации авианесущего корабля и выявив недостатки советской конструкции ТАВКР, на верфи в Даляне КНР заложила второй авианосец под названием «Шаньдун», представляющий собой увеличенную и улучшенную версию «Ляонина». Как и советский прототип, корабль использует не атомную, а котлотурбинную силовую установку. Вместо катапульты для взлета применяется трамплин. Авиакрыло увеличено до 32 самолетов и 12 вертолетов против 24 и 13 у «Ляонина», соответственно. Самостоятельное строительство авианосца стало для китайских корабелов огромным шагом вперед. Отметим, что они управились очень быстро, и уже в 2019 году «Шаньдун» вошел в состав ВМС КНР. При этом параллельно строились многочисленные корабли эскорта, которые позволили Пекину сразу сформировать полноценную боеспособную АУГ.
Но на этом дело не закончилось, и в 2018 году в Китае было начато строительство третьего авианосца тип 003 (Type 003), получившего название «Фуцзянь». Этот корабль уже значительно отличается от своих предшественников. Его полное водоизмещение составляет 80000 тонн, силовая установка комбинированная (газовые турбины вращают генераторы, а винты приводятся в движение электродвигателями). В отличие от «Ляонина» и «Шаньдуна», «Фуцзянь» оснащен не взлетным трамплином, а тремя электромагнитными катапультами, его палуба прямая. Конструкция значительно улучшена, например, лифт позволяет поднять одновременно не один, а два самолета. Точная численность авиакрыла не известна, однако очевидно, что она будет больше, чем у предшественников, и будет включать палубный самолет ДРЛОиУ, что радикально повысит боевые возможности китайской АУГ.
Если «Ляонин» и «Шаньдун» концептуально близки к нашему ТАВКР «Адмирал Кузнецов», то «Фуцзянь» взял максимум от более продвинутого советского АТАВКР «Ульяновск», который у нас так и не успели достроить, за исключением, разве что, ядерной силовой установки. Эта техническая задача будет решена уже на четвертом китайском авианосце тип 004, который будет атомным и сможет действовать в составе АУГ по всему миру.
Как видно, китайские товарищи не тратят время и нервы на споры о том, нужны авианосцы или нет, а просто строят их, изучив по возможности мировой опыт, и делают это комплексно, шаг за шагом. А как обстоят дела с этим в нашей стране, фактически подарившей Поднебесной все эти технологии «под ключ»?
Российский путь
У нас с этим все обстоит непросто. Весь мировой и советский опыт напрочь отрицается, а советские адмиралы, заказавшие серию сразу из четырех АТАВКР типа «Ульяновск», представляются теперь какими-то чудаками, совершенно ничего не понимающими в своем деле. При этом в судьбе нашего последнего тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» объективно отразились все существующие системные проблемы.
Да, когда ожесточенно спорят о том, нужны ли России авианосцы или нет, почему-то забывают о том, что ТАВКР у нас уже есть. Проблема заключается в том, что его никак не могут сделать по-настоящему боеспособным. Когда после распада СССР и раздела Черноморского флота с Украиной «Адмирала Кузнецова» вынужденно перевели на Северный флот, никто из ответственных лиц не удосужился обеспечить строительство инфраструктуры для его обслуживания. В результате крейсер десятилетиями стоял зимой без подачи тепла и электроэнергии, бездарно вырабатывая свой ресурс. Сегодня он «ушатан» так, как если бы непрерывно ходил по походам за три моря. Опыт реального участия в сирийской кампании выявил все его проблемы: техническое состояние удручающее, палубные пилоты не имеют достаточного количество часов налета и т.д. Потом его едва не утопили во время ремонта вместе с затонувшим плавдоком, а затем – едва не сожгли.
Строительство новых авианосцев сегодня упирается не только о возражения многочисленных «хейтеров», но и в отсутствие свободных судостроительных мощностей, дефицит профессиональных кадров и современных боевых кораблей для ордера АУГ, а также в отсутствие береговой инфраструктуры для обслуживания авианесущих кораблей там, где они действительно нужны – на Северном и Тихоокеанском флотах. Так неужели это все, печальный финал концепции сбалансированного флота адмирала Горшкова, и наш удел – это прячущиеся возле побережья «москиты», безоружные «патрульники» и буксиры с модулями ЗРК «Тор» на палубе, закрепленными цепями?
Некоторую надежду на то, что это все не полный финал дает то, что два года назад на заводе «Залив» были заложены два универсальных десантных корабля проекта 23900 с полным водоизмещением в 40000 тонн. Эти два УДК смогут нести не только вертолеты, противолодочные и ударные, но и БПЛА. По данным федеральных СМИ, в России начата работа над БПЛА палубного базирования:
Первый образец отечественного палубного беспилотника выполнит испытательный полет через три года. Серийное производство аппарата для ВМФ начнется в 2026 году.
Вероятно, они будут использоваться на УДК, а их обкатка начнется на ТАВКР «Адмирал Кузнецов», который ожидается в строю после ремонта к 2024 году. Видимо, дальнейшая судьба этого старого крейсера – быть учебным кораблем, на котором тестируется применение беспилотной палубной авиации, а также проходят обучение пилоты-палубники. Касательно вопроса об инфраструктуре для базирования УДК. Один из них, «Митрофан Москаленко», станет будущим флагманом Черноморского флота, и в СМИ проходила информация о том, что в Севастополе начаты работы по строительству инфраструктуры для вертолетоносца. Второй, «Иван Рогов», после ввода в строй уйдет на Тихоокеанский флот, где для него просто придется создать береговую инфраструктуру. Будем надеяться, что у руководства ВМФ РФ когда-нибудь дойдут руки и до Северного флота, флагманом которого формально является «Адмирал Кузнецов».
Сегодня, пока постепенно строятся корабли 1-го, 2-го и 3-го ранга, а также береговая инфраструктура, решаются текущие задачи обороны морских границ страны, важно сохранить саму школу палубной авиации и получить опыт строительства и эксплуатации крупнотоннажных судов. Если вернется Николаев в состав Российской Федерации, глядишь, и новые перспективы нарисуются.
Информация