20 минус 7: Каковы реальные перспективы БРИКС+
Одна из главных экономических новостей недели – объединение стран БРИКС может расшириться за счет привлечения новых членов – Ирана и Аргентины. Оценки данного сообщения в прессе есть очень разные, от явного скепсиса до восторга в духе того, что «Большой семерке» и доллару наконец кранты. Каковы же реальные перспективы БРИКС+?
20 минус 7?
Прежде всего, следует помнить, что БРИКС как международная организация пока толком не формализована. Это неофициальный клуб из пяти стран, по первым буквам в названии которых она названа (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa). По этой причине не совсем понятно, куда именно, в чей офис и по какому адресу пришли заявки на вступление от Тегерана и Буэнос-Айреса, о которых рассказал спецпредставитель МИД РФ Мария Захарова:
Пока в Белом доме думали, что бы еще в мире отключить, запретить и испортить, Аргентина и Иран подали заявки на вступление в БРИКС.
На то, что необходимые процедуры просто отсутствуют, тактично намекнул помощник президента РФ Юрий Ушаков:
Мы, в принципе, положительно смотрим на вопрос о возможном расширении этого объединения, хотя понимаем, что нужно к данной проблеме подходить очень и очень осторожно, аккуратно. Что мы предлагаем? Вначале определить процедуры и требования к возможным кандидатам на подключение к БРИКС. Главное – выработать эти правила возможного расширения, а потом уже рассматривать конкретные кандидатуры.
Однако при этом уже несколько лет существует созданный совместно Бразилией, Россией, Индией, Китаем и Южной Африкой Новый банк развития БРИКС, целью которого является финансирование развития инфраструктурных проектов. С 2015 года идут работы над созданием по линии БРИКС собственного аналога платежной системы межбанковских переводов SWIFT, а также альтернативной платежной системы BRICS Pay. Более того, на днях президент Владимир Путин заявил, что страны БРИКС могут создать собственную резервную валюту, о чем мы подробно рассказывали ранее.
Как же все это совмещается друг с другом?
Очевидно, что эта международная структура в настоящее время находится в стадии активного развития и переосмысления своей роли в мире. Изначально это действительно был неформальный клуб развивающихся стран, которым не нашлось места в Западном мире. Однако после событий 2014 года и особенно после 24 февраля 2022 года, когда Россия была фактически бессудно ограблена «джентльменами» и придавлена колоссальным количеством экономических санкций, значение БРИКС изменилось. Все внимательно посмотрели на происходящее и сделали выводы, что подобное может в любой момент произойти и с ними. Именно поэтому возник запрос на реальную альтернативу «Большой семерке» и коллективный противовес коллективному Западу.
Иной структуры, обладающей соответствующим потенциалом, кроме БРИКС, в мире нет. Отечественные либералы-западники очень любят с умным видом сравнивать экономические показатели России и «Большой семерки», естественно, не в пользу нашей страны. Однако совокупный потенциал только пяти стран БРИКС представляет весомую альтернативу: это 26% суши на Земле и 43% населения планеты, а также 27% от мирового ВВП. Россия – признанная кладовая природных ресурсов, Китай и Индия – «мировые мастерские». А вскоре к ним могут присоединиться Иран с его гигантскими запасами нефти и газа и Аргентина с ее богатейшими сельскохозяйственными угодьями.
И ведь это может быть только начало интеграции в рамках альтернативы «Большой семерки»: Алжир, Египет, Индонезия, Казахстан, Камбоджа, Малайзия, Сенегал, Таиланд, Узбекистан, Фиджи и Эфиопия также с большим интересом присматриваются к БРИКС и участвовали в открытой международной конференции. В смелых мечтах в формате БРИКС+ собираются все развивающиеся страны, создают свой аналог ЕС и блока НАТО и совместно «деклассируют» коллективный Запад. Реальность, скорее всего, окажется несколько иной.
Следует учитывать, что интеграционными процессами прежде всего интересуются те страны, у которых не все в порядке с экономикой. Иран уже несколько десятилетий находится под западными санкциями, а теперь его стремительно перегнала Российская Федерация. Куча экономических проблем есть и у Аргентины с Южной Африкой. Китай и Индия – прямые региональные конкуренты и имеют пограничный конфликт, а также противоположные взгляды на дальнейшую судьбу Пакистана. Ни о каком экономическом союзе по образу и подобию Евросоюза не может быть и речи, тем паче о военном союзе по типу Североатлантического альянса. Слишком разные страны, слишком разные экономики, слишком разные интересы. Впрочем, кое-что их все-таки крепко связывает.
А связывает их объективная необходимость консолидироваться против коллективного Запада и установить собственные правила игры в экономике, по которым страны БРИКС+ смогут взаимодействовать между собой. Речь идет о возможности торговать между собой напрямую в национальных валютах без посредничества доллара и американской финансовой системы. Собственно говоря, именно поэтому во главу угла выносится тема с альтернативными западным платежной системой и резервной валютой. БРИКС+ имеет реальное будущее как деловой клуб развивающихся стран, где они смогут совместно решать общие проблемы в формате условной «Большой двадцатки» без «Большой семерки».
И это правильно и полезно для мировой экономики, которую необходимо избавлять от диктата «гегемона».
Информация