После расширения блока НАТО состав Балтийского флота РФ придется пересмотреть

43
После расширения блока НАТО состав Балтийского флота РФ придется пересмотреть

Вступление в блок НАТО Швеции и Финляндии представляет собой большую проблему для Минобороны РФ. Вскоре уже оба берега Балтийского моря юридически станут частью Североатлантического альянса, окончательно превратив его во «внутреннее море НАТО». Одновременно повышается опасность для российского эксклава Калининградской области, а также ребром встает вопрос о дальнейших перспективах Балтийского флота РФ. Нужен ли он теперь вообще, и если да, то в каком составе?

В советский период, когда Прибалтика была частью СССР, и у нашей страны в Европе были союзники по Варшавскому договору, значение Балтийского флота было совершенно иным, чем сейчас. В случае начала боевых действий против Североатлантического альянса балтийцы должны были сдерживать активность флота НАТО и поддерживать наступление Группы советских войск в Германии на территорию ФРГ. С воздуха корабли прикрывала бы авиация, дислоцированная, в том числе, в дружественной ГДР.



К сожалению, после распада СССР все изменилось кардинально в худшую сторону. Никаких союзников на западном направлении, кроме Белоруссии, у Российской Федерации больше нет. Калининградская область оказалась отрезанной от основной территории страны враждебной Прибалтикой. Окружающие ее Литва и Польша вступили в Североатлантический альянс. Численный состав Балтфлота РФ, дислоцированного в Балтийске, сократился и кратно уступает потенциальному противнику. Широкомасштабные наступательные мероприятия вглубь Европы в Минобороны РФ, кажется, не планируют, да и банально нечем. О том, насколько неравны силы России и блока НАТО на Балтике, могут свидетельствовать следующие цифры.

Так, ВМС ФРГ насчитывают 11 фрегатов, 5 корветов, 19 минных тральщиков, 2 десантных корабля и 6 подводных лодок, а также некоторое количество вспомогательных кораблей. В ВМС Польши состоят на службе 2 фрегата, 2 корвета, 3 ракетных катера, 3 подводные лодки (2 в строю) и 1 минный тральщик. У Латвии на Балтике есть 8 сторожевых кораблей, 4 минных тральщика, а также 6 патрульных катеров. ВМС Литвы насчитывают 4 сторожевых корабля, 1 корабль управления и 2 минных тральщика, Эстонии – 2 корабля береговой охраны и 3 минных тральщика. В состав ВМС Норвегии входят 4 фрегата, 6 корветов, 6 тральщиков и 6 подводных лодок. У Дании имеются 4 океанских сторожевых корабля и 3 фрегата, а также 2 корабля управления.

И это только то, что блок НАТО имеет на Балтике здесь и сейчас, не считая флотов других союзников, против 1 нашего старого эсминца типа «Сарыч», который находится в ремонте, сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» (его собрат по проекту «Неустрашимый» также в ремонте), 4 корветов типа «Стерегущий», 15 малых ракетных и противолодочных кораблей, 4 БДК, 2 малых десантных кораблей, 9 десантных катеров, 11 боевых катеров и 1 подводной лодки. Вскоре Североатлантический альянс официально усилится финскими 8 сторожевыми кораблями, 6 минными заградителями, 13 минными тральщиками и 2 десантными судами, а также шведскими 11 корветами, 7 минными тральщиками, 12 сторожевыми катерами и 5 подводными лодками. Перевес в силе тотальный.

Отметим тот факт, что все наши потенциальные противники на Балтийском море очевидно сделали ставку на его минирование с целью блокирования кораблей Балтфлота РФ, если судить по численности натовских минных заградителей и тральщиков. Что работало в предыдущие Мировые войны, сработает и теперь. При желании Североатлантический альянс может запереть нам выход из портов Калининградской области и Финского залива для Санкт-Петербурга. Что еще страшнее, все Балтийское море насквозь простреливается противокорабельными ракетами БРК и авиацией с ПКР воздушного базирования. Вскоре под контролем НАТО будут оба балтийских берега. Но даже в порту безопасно отсидеться не факт что получится, поскольку российские корабли можно накрыть прямо у причала дальнобойной артиллерией с территории Польши.

В общем и целом, обо всем этом известно давно. Но уроки противостояния на Черном море просто заставляют заново переоценить потенциальные угрозы. Балтийский флот РФ объективно теперь в смертельной ловушке, и вопрос заключается в том, что с ним теперь делать.

Пытаться усилить его, чтобы создать подобие паритета с объединенными силами НАТО? Это просто нереально и не имеет практического смысла. Что ни делай, противник все равно будет доминировать в этом регионе и на море, и в воздухе. Как бесславно тонут российские боевые корабли и катера, мы уже насмотрелись, хватит. Полностью вывести Балтфлот куда-то в более безопасное место? Тоже не вариант, поскольку такая односторонняя демилитаризация акватории Россией будет однозначно воспринята потенциальным противником как имиджевая победа. Да и где нынче такие безопасные места?

Остается только пересмотреть состав Балтийского флота и поставить перед ним реальные задачи. Вероятно, на Балтике стоит оставить преимущественно малые ракетные корабли и прочих носителей «Калибров» как средство сдерживания блока НАТО. В случае начала боевых действий крылатые ракеты точно лишними не будут, позволив нанести точечные удары по объектам военной инфраструктуры противника. На Черном море все видели, что наш флот делать это хорошо умеет.

Нужны ли теперь на «внутреннем море НАТО» корабли класса фрегат или корвет? Нет, им там делать уже нечего, их следует перевести в состав других российских флотов. Например, пара-тройка корветов проекта 20380 сейчас очень пригодилась бы на Черном море в противостоянии с ВСУ и ВМСУ за остров Змеиный, который нам в итоге пришлось отдать. Но пока что турецкие проливы закрыты, поздновато спохватились. Возможно, даже более нужны корветы ПЛО, сторожевые и десантные корабли в составе Тихоокеанского флота, который давно остро нуждается в усилении.

Уже очевидно, что состав Балтийского флота РФ надо перетасовать с учетом новой геополитической реальности.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    2 июля 2022 12:05
    Балтийский флот в каком-то виде нужен хотя бы из-за фактора Калининграда. Нет смысла его раздувать и усиливать. Видимо дизель подлодки должны составлять его главную ударную силу
    1. 0
      2 июля 2022 19:40
      за подлодками будущее! возможно создать сверхмалые ПЛ, но их нет, наши же большие дизельные подлодки так же бессмысленные на балтике как и надводные корабли, ибо море узкое и мелкое, там подлодка легко вычисляется и уничтожается, нужно усиливать дизельными и атомными подлодками Северный флот, Камчатку, дизельными Охотское и Черное море, но не Балтику
      1. +1
        2 июля 2022 20:06
        На Балтике в российском флоте должны доминировать даже не дизельные подлодки, они действительно великоваты, а субмарины на топливных элементах, малые и совершенно бесшумные. Но не уверен что такие технологии в российских ВМС имеются, в отличии от некоторых стран НАТО
        1. 0
          2 июля 2022 20:11
          согласен с Вами, вроде и что то там при них писали, но все секретно
          1. +2
            3 июля 2022 13:50
            Дело не в секретности, а в конструкторских и технологических трудностях, которые всё никак не могли преодолеть.
    2. Балтийский флот в каком-то виде нужен хотя бы из-за фактора Калининграда.

      Если бы он был нужен хоть кому-то, то он бы использовался. Когда наш Балтийский флот сделал что-то полезное для страны в последний раз? Ну да - создает иллюзию, что у нас есть Балтийский флот. Вот и все его предназначение.

      Например если Россия объявит санкции против Литвы и попытается блокировать Литву с моря. Справится с этим наш знаменитый Балтийский флот? Думаю, что нет.
      Сколько лет и миллиардов евро нужно чтобы сделать из импотента что-то похожее на силу?
      Никто на этот вопрос не ответит.
  2. +4
    2 июля 2022 12:07
    Для оптимизации вооружений Балтфлота необходимы высокоточные ракеты наземного, морского и воздушного базирования и ударные стратегические БПЛА. Большие корабли в ограниченном пространстве будут не эффективны при численном превосходстве натовских морских сил. Да и их постройка потребует много времени и средств. Ну и конечно же средства противоракетной и противовоздушной обороны.
    1. +1
      2 июля 2022 15:58
      "Для оптимизации вооружений Балтфлота" необходимо ВСПОМНИТЬ (и уже давно пора) что все эти страны действуют не по собственной инициативе, а по указанию и под большим давлением Гегемона.
      Для прекращения наезда на нас Гегемона по всем раправлениям, и ухудшения с каждым днем ситуации, нам необходимо создать РЕАЛЬНУЮ угрозу его (Гегемона) существованию. И быть в этом прочными и неотступными. Так, как это проделал с Гегемоном СССР в 1962 году.
      Любой иной путь, какой ни возьми, ведет нас прямиком - в пропасть
      1. +1
        2 июля 2022 19:46
        согласен, но для удара по гегемону нужно обеспечивать боевую устойчивость рпксн, именно там на Севере и Камчатке должны быть все надводные корабли первого и второго ранга , а сейчас проходимцы карьеристы паркетные потомственные адмиралы раскидали корабли по закрытым ловушкам морям Черному Балтийскому Каспийскому и Японскому, для распила довольствия и оправдания своих звезд на погонах, при этом кинули на произвол судьбы наши РПКСН
        1. +1
          3 июля 2022 00:42
          Для угрозы нанесения неприемлемого ущерба в первом ударе должно хватить наземной и воздушной составляющих с большим запасом. Естественно - на наш удар последует массированный встречный ответ, но другой возможности заставить Гегемона отступить я не вижу
          1. 0
            3 июля 2022 06:09
            согласен, но противник расширяет ПРО, но рпксн могут более надежно накрыть врага, с близких расстояний, поэтому их боевая устойчивость важна, хотя отрицать важность наземной составляющей рвсн никто не будет конечно
            1. 0
              3 июля 2022 11:11
              Обеспечение должной боевой устойчивости РПКСН потребует времени, противник тоже не будет сидеть сложа руки, в результате мы ничего не выиграем, а дрейф в пропасть продолжится.
              Думаю - не стоит ждать и "Сорамтов" - массированность угрозы второстепенна. Важен вактор времени - противник умело использует его для нейтрализации ниболее опасных решений
  3. 0
    2 июля 2022 12:16
    Например, пара-тройка корветов проекта 20380 сейчас очень пригодилась бы на Черном море в противостоянии с ВСУ и ВМСУ за остров Змеиный, который нам в итоге пришлось отдать.

    Во-первых, на Чёрном море нет противостояния между ЧФ РФ и "вмсу" от слова совсем. По причине отсутствия "вмсу".

    Во-вторых, остров "Змеиный" нынче достигаем ствольной артиллерией, пока ещё, с "украинского берега".
    И работает эта ствольная артиллерия не под управлением специалистов из "всу", а обслуживается кадровыми натовскими артиллеристами.

    Формулировки в статье определяют степень "вменяемости-в-теме" любого автора.
  4. +1
    2 июля 2022 14:08
    Во все времена флот в России обеспечивал - в той или ином виде - фланги наступательных операций на суше. И даже в случае скромности такого обеспечения исход войны с НАТО на европейском ТВД будет определён именно на суше, а не на море.
  5. 0
    2 июля 2022 14:17
    Широкомасштабные наступательные мероприятия вглубь Европы в Минобороны РФ, кажется, не планируют, да и банально нечем.

    Во-первых, наступательные операции "вглубь" Европы (кстати, а как "глубоко" - до Португалии?) не то что не планируются, а вообще рассматривались. Зачем?
    И дело не в "банальности нечем" (кстати, на чём основано это утверждение?), в а рациональности.
    Потому что наступать на радиоактивно заражённую территорию могут только "блогеры" и "аналитики"...
  6. 0
    2 июля 2022 14:24
    Что работало в предыдущие Мировые войны, сработает и теперь.

    Не сработает... В случае прямой угрозы существования РФ по противнику, то есть странам НАТО, будет нанесён удар российским тактическим ядерным оружием.
    "Впишется" ли за Европу США по "ядерному сценарию"?
    Не факт.
    Потому что Европа такой же для США экономический конкурент, как Россия и Китай.
    А когда два "твоих" конкурента мочалят друг друга - зачем им мешать?
  7. +3
    2 июля 2022 14:49
    состав Балтийского флота РФ придется пересмотреть

    Да всё уже надо пересматривать. Всё! Куда не кинь, везде клин.
  8. +3
    2 июля 2022 14:59


    Если бы дело было просто в формальной адекватности слов Путина - еще куда ни шло!
    Но таковы были и его действия (вернее - бездействие), все 20 лет, начаиная с 2004 года когда в НАТО вступила целая группа стран, включая страны Прибалтики. Займи Путин тогда жесткую позицию - все на том бы и закончилось. Ни Штаты, ни НАТО были не готовы, да и аппетит у них еще не разыгрался - тарелка была еще далека.
    Другое дело - сейчас
    1. -4
      2 июля 2022 18:12
      Цитата: Алексей Давыдов
      Займи Путин тогда жесткую позицию -

      Ну и что он тогда мог сделать?
      1. +4
        2 июля 2022 23:33
        Вы о ком говорите. О школьнике, или о главе государства. Мог - не то слово! Обязан был сделать, должен. Во имя будущего России, памяти наших отцов и дедов.
        Они вынимали из себя жилы и делали. Ради этого будущего.



        Путин собирая "кубышку", половину которой Запад украл, потерял 20 лет, которые страна могла расти, возвращая утраченное.
        Кто нам вернет эти годы сейчас, когда враг уже у ворот?
        1. -3
          3 июля 2022 08:05
          Цитата: Алексей Давыдов
          Вы о ком говорите. О школьнике, или о главе государства. Мог - не то слово! Обязан был сделать, должен. Во имя будущего России, памяти наших отцов и дедов.

          Ну а конкретно что?
          1. +2
            3 июля 2022 11:26
            То что он не сделал и в результате чего мы и страна под его руководством оказались в нынешнем положении
          2. +3
            3 июля 2022 12:07
            А не сделал он это, думаю, потому, что страной за его спиной управляет крупный капитал, зависящий от Запада. Если его сменит Медведев - будет тоже самое
      2. +1
        2 июля 2022 23:59
        Вот еще.
        Вспомнить о том что сделано для нас

      3. +1
        3 июля 2022 11:26
        То что он не сделал и в результате чего мы и страна под его руководством оказались в нынешнем положении
  9. +1
    2 июля 2022 15:10


    2022 год - Количество револьверов,приставленных к нашей голове все увеличивается. Их свободный ход курка - все уменьшается. Вывернуться из этого положения нам все труднее
    1. 0
      7 июля 2022 07:34
      свободный ход курка

      - наверно все таки спуска, а не курка....
  10. -1
    2 июля 2022 15:15
    Вскоре уже оба берега Балтийского моря юридически станут частью Североатлантического альянса, окончательно превратив его во «внутреннее море НАТО»

    Во время Великой Отечественной войны Балтика была «внутренним морем» третьего европейского рейха... Сейчас ему на смену пришёл четвёртый европейский рейх. И что?
    Минируется выход из Финского залива в Балтийское море? В «ответку» минируются «датские проливы» исключая выход НАТО из Балтики в Северное море.

    Одновременно повышается опасность для российского эксклава Калининградской области,

    Из Белоруссии «рубится» через Литву проход в Калининградскую губернию и по суше Латвия и Эстония с частью Литвы - отрезаются от «гейропы»…

    В принципе на каждый авторский: «Караул! Всё пропало!» - находится решение…
    1. Это очень странно. Автор постоянно пишет, что Россия должна вложиться в строительство ВМФ. При этом никаких конкретных задач для флота не предлагает.
      Типа грозить мы должны нашим флотом. При этом он категорически против того, чтобы грозить ядерным оружием.
      Грозить флотом можно. Например сейчас в ситуации с Калининградом. Почему нет предложений использовать Балтийский флот для того, чтобы погрозить Литве? Или флот Литвы слишком страшная сила для Балтийского флота России?
  11. 0
    2 июля 2022 15:19
    Для России НАТО – не противник, а мишень для наших «ядрён батонов». Что уж переживать по поводу того, кто туда ещё вступил? США за Европу не «впишутся»…
  12. +2
    2 июля 2022 18:00
    Сергей, очень интересуюсь значением термина "пересмотреть"
    Наше правительство и создавшая его социальная группа уже почти как 35 лет назад мудро и по-государственному решили, что ДКБФ должен состоять из НОЛЬ боевых кораблей. Тупо ноль. И эта мудрая мысль, явно имеющая научное обоснование, героически и решительно проведена в жизнь - как и все мудрые мысли, направленные на спасение Родины и вставание с колен.
    Пересмотреть это как? Типа руководство страны страдало неспособностью предвидеть ...прошлое. Теперь уже прошлое. Или что оно "слегка было недоинформировано", что НОЛЬ это меньше любого другого числа? Неважно, сколько "пересмотренных" кораблей строить - суммарно флот противника на Балтике состоит примерно из 30 кораблей 2 ранга плюс НЕОГРАНИЧЕННОГО числа кораблей всех стран НАТО - у нас больше нету побережья ГДР, чтобы закрыть Скагеррак и Каттегат хотя бы теоретически. Наше руководство сказало, что Россия должна помочь Германии иметь возможность нападать на Россию беспрепятственно, еще в 1989 году и теперь этим гордится.
    Как надо пересмотреть тот факт, что российский Балтфлот - это фактически "Флот Финского залива" - ведь у РФ вообще НЕТ Балтийского побережья, кроме того, который омывает "Остров Калининград".
    Я думаю, что никакого пересматривания не будет
    Даже в правительстве достаточно людей, которые понимают, что Балтийский флот должен соответствовать той доле Балтийского моря, которое принадлежит России после успешной политики руководства России за последние лет 35...
    1. -1
      2 июля 2022 22:06
      Наше правительство и создавшая его социальная группа уже почти как 35 лет назад мудро и по-государственному решили, что ДКБФ должен состоять из НОЛЬ боевых кораблей.

      Расскажите мне и всем здесь присутствующим о состоянии (реальном) ДКБФ на 1991 год...
  13. +1
    2 июля 2022 19:52
    уважаемый автор выражает здравую мысль, то о чем я пишу годами еще до потери Москвы м Саратова с Орском, что на закрытых морях крупные надводные корабли бесполезны, ибо уничтожаются ракетами с берега,.....но почему то автор мне в отместку (за то что я умнее и сообразительнее, а ему слабо написать цели и задачи авианосцу континентальной державы) хочет их переводить их с Балтики не на Север где они нужны до зарезу, .......а на ЧФ где они себя уже показали массовой безсмысленной гибелью .....
  14. +2
    2 июля 2022 21:24
    Ясен пень, траты на ВС возрастут. Особенно с учетом сложностей с ВМФ.

    Так все просчитывалось заранее, все к этому шло, никому неохота попасть под "демилитаризацию падающими калибрами".
  15. -1
    2 июля 2022 21:50
    Уже очевидно, что состав Балтийского флота РФ надо перетасовать с учетом новой геополитической реальности.

    Балтийский флот "перетасовала" ещё советская власть, на своём излёте..
    Ибо уже в 80-х годах прошлого столетия было ясно, что держать на балтике что-то серьёзное не имеет смысла.
    Учебные корабли в Кронштадте, тральщики в Таллине и по минимуму современного в Балтийске.

    Сейчас перетасовывать нечего , достаточно иметь эскортные корабли для обеспечения линии Усть-Луга -Калининград.
    В случае реальных боевых действий всё будет решаться на суше.
    1. 0
      3 июля 2022 06:22
      не так уж мал это бесполезный реально Балтийский флот, боеготовые 5 фр и крв, а на Северном флоте всего то 7 ( 2кр, 2 фр новых и 3 старых фр 1155), при несоизмеримых акваториях и важности задач! отрицать необходимость перевода на Север всех надводных кораблей 2 ранга с БФ да и с ЧФ нельзя, необходимо усиливать СФ
      1. +1
        5 июля 2022 23:08
        не так уж мал это бесполезный реально Балтийский флот, боеготовые 5 фр и крв, а на Северном флоте всего то 7

        Я не утверждал про бесполезность дважды краснознамённого БФ.
        Вы сами подтвердили , что на балтике нет смысла держать что-то серьёзнее корветов, фрегатов (сторожевиков).
        Необходимость усиливать Северный и сильно забытый Тихоокеанский не вызывает сомнений.
  16. -3
    4 июля 2022 10:28
    ха.
    От перестановки слагаемых сумма не меняется. Школьный курс.
    Сколько не тасуй Балтийский флот, реальность сильно не изменится.
    В итоге все останется ожидаемо: вступление достаточно развитых стран в Нато, усиление ВПК Нато, не самый сильный кораблестроительный ВПК у нас.
    1. не самый сильный кораблестроительный ВПК у нас.

      Зато у нас неплохо с ракетостроительным ВПК. И если выбирать что важнее для нас - то я бы усиливал ракетостроение. Дешевле, быстрее и эффективнее. Глупцы пусть вкладываются в кораблестроение.
  17. 0
    4 июля 2022 11:38
    Так как же докатились до жизни такой ? А? Такая стратегия? Как у Кутузова?
    1. +1
      6 июля 2022 18:50
      Нужны тральщики и самоходные мины, позволяющие дистанционно минировать прибрежные воды противников.
  18. Кто бы сомневался?!
    Поставленная задача формировать общественное мнение, что будем воевать с НАТО и Японией обычными вооружениями - выполняется.
  19. Цитата: Улисс
    В случае реальных боевых действий всё будет решаться на суше.

    Нееа. Все будет решаться в воздухе и в космосе. Суша - это 20й век или локальные конфликты. Война с НАТО или Японией будет уже совсем другой.