Может ли Узбекистан стать новой «горячей точкой» в СНГ

6

Драматические события последних дней в Узбекистане заставляют с тревогой констатировать развитие негативных тенденций в Средней Азии. На территории бывшего СССР вскоре может появиться очередная горячая точка. Вопрос в том, что может и захочет ли сделать Россия?

Формальным поводом для массовых беспорядков стало столь любимое руководством стран СНГ изменение Конституции. Согласно проекту поправок в Основной закон Узбекистана, входящая в его состав Республика Каракалпакстан должна была лишиться своего формального суверенитета и права на выход. Ответ местного населения на инициативу Ташкента не заставил себя долго ждать: 1 июня начались массовые протесты, которые власти попытались подавить силой. В результате были убиты 18 человек, 243 ранены, а еще 516 арестованы.



На удивление центр не стал называть всех несогласных «сепарами» и объявлять «АТО», снося их города тяжелой артиллерией. Вместо этого президент страны Шавкат Мирзиёев лично посетил столицу «мятежников» город Нукус, пообщался с ними и пошел им навстречу, убрав из текста поправок в Конституцию спорные положения. Республика Каракалпакстан смогла отстоять свою автономию и юридическое право на выход, а это, к слову, порядка 40% территории всего Узбекистана. Оказывается, можно решать вопросы и так! Но почему действующий глава государства был таким конструктивным, когда его предшественник Каримов просто бы «закатал в асфальт» всех несогласных танками?

На самом деле необычайное миролюбие президента Мирзиёева объясняется рядом серьезных факторов.

Бегущий по лезвию бритвы


С одной стороны, Узбекистан, по меткому определению Збигнева Бжезинского, объективно является ключом к контролю над Средней Азией. Эта большая страна не имеет своего выхода к морю, однако с севера и северо-запада она граничит с еще более огромным Казахстаном, с юга – с Туркменистаном и Афганистаном, с востока – с Таджикистаном и Кыргызстаном. Несмотря на общую бедность населения, Узбекистан богат газом, золотом и ураном, также тут традиционно выращивают много хлопка. Особенности географического расположения и запасы природных ресурсов делают его интересным множеству внешних игроков.

Так, Узбекистан вполне серьезно рассматривался как одно из возможных направлений экспансии афганской группировки «Талибан» (экстремистская организация, запрещена в РФ), недавно пришедшей к власти в соседней стране. Однако опасность для официального Ташкента может представлять и антиталибская группировка «Борцы за свободу Балха\Древней Бактрии», которая базируется на фронтире между Афганистаном и Узбекистаном.

Талибский фактор автоматически делает Узбекистан интересным для Соединенных Штатов, которые очень хотели бы перенести туда свою военную инфраструктуру. Отметим, что американское влияние в этой среднеазиатской республике очень сильно, но пока что проводится в форме «мягкой силы». Не все знают, но в Узбекистане уже очень давно действует программа «Визы для иммигрантов разных национальностей» (DV), в рамках которой регулярно разыгрываются в лотерее так называемые грин-карты. По данным дипломатического ведомства США, жители Узбекистана находятся на втором месте в мире по количеству выданных американских виз:

Мы продолжим поддерживать лотерею грин-карт.

К слову, ежегодно в этой лотерее, дающей право жить и работать в США, участвует 2 миллиона граждан Узбекистана. С учетом родственных связей уехавших с оставшимися в стране Дядя Сэм получает возможность опосредованно влиять на общественные настроения. Немаловажно, что американский доллар де-факто является второй валютой наравне с узбекскими сумами. Все цены на недвижимость и расчеты в них происходят реально в долларах США. Однако Вашингтон является не единственным внешнеполитическим актором, которого нам следует опасаться.

Со своей «мягкой силой» в Узбекистан в 90-е годы пришла Турция, которая начала открывать там свои «лицеи» и программы студенческой мобильности. В эпоху президента Каримова, декларировавшего нейтральный статус страны, отношения Ташкента и Анкары были более прохладными, однако с приходом Мирзиёева к пантюркистской идее «Великого Турана» в Узбекистане отнеслись более тепло. При новом президенте Узбекистан стал членом Тюркского совета в 2018 году. Осенью 2022-го Ташкент выбран местом встречи образованной годом ранее Организации тюркских государств.

Отметим, что на территории Турции планируется проведение трехстороннего саммита «Турция – Азербайджан – Туркмения». Соседний с Узбекистаном Туркменистан, чрезвычайно богатый газом, всегда старался держаться подальше от протурецких интеграционных процессов, но в 2021 году все же стал наблюдателем в Организации тюркских государств. Узбекистан и Туркмения с их нейтральным статусом являются недостающим звеном в пантюркистском проекте «султана» Эрдогана.

С другой стороны, стабильность Узбекистана серьезно подтачивается изнутри социально-экономическими факторами. При внешнем лоске крупных городов (особенно прекрасен Ташкент) основная масса населения очень бедна и вынуждена нелегально работать в Российской Федерации, отправляя денежные переводы домой. После смены власти клана Каримова на Мирзиёева, как жалуются некоторые узбеки, в стране резко выросли цены, на многие товары – кратно, что сделало их недоступными. Также в последние годы заметны результаты процесса исламизации страны, которая началась еще при президенте Каримове. Повсеместно строятся мечети, многие люди ходят в традиционных одеяниях. Впрочем, пока что отношения со светской частью общества остаются терпимыми.

Таким образом, при кажущейся внешней стабильности режима Узбекистан является этаким «паровым котлом», давление в котором непрерывно растет. Оказалось достаточно озвучить спорные предложения по поправкам в Конституцию, чтобы немедленно пролилась кровь. Неудивительно, что президент Мирзиёев лично примчался тушить пожар, который грозил отделением 40% территории страны. Но что будет, если ситуацию начнут раскачивать целенаправленно наши западные и восточные «партнеры»? Как реагировать России, если полыхнет в Узбекистане, который даже не входит в ОДКБ, но граничит и с Казахстаном, и с Кыргызстаном?

Возможно, Ташкенту все же стоит задуматься о возвращении в состав этой организации, гарантирующей коллективную безопасность. Пока не стало слишком поздно.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Может ли Узбекистан стать новой «горячей точкой» в СНГ

    Интересно какой флот нужно срочно усиливать, чтобы спасти СНГ, Землю и Вселенную?
  2. +1
    6 июля 2022 12:14
    Вопрос в том, что может и захочет ли сделать Россия?

    В настоящее время России волнения в Узбекистане нужны, как корове седло. Ясно же, что казахстанского сценария не будет (разве что силами соседей, но категорически без участия России и Белоруссии). Скорее всего, будет дипломатическая поддержка действующей власти и работа с НПО.
  3. +1
    6 июля 2022 13:29
    Возможно, расчленение Узбекистана не противоречит интересам России.После распада Советского Союза правящая элита, управляющая этим государством вместе с монополиями, проводит независимую политику в отношении Российской Федерации и в последние годы особенно приблизилась к Турции и мечте Эрдогана о создании тюркского мира.теперь не забывайте, что Узбекистан Это страна с населением 36 миллионов человек, которая по размерам похожа на Украину, как бы вы себя чувствовали, если бы в будущем Узбекистан превратился в другую Украину при поддержке американских спецслужб и Турции.Вот Россия спасла Казахстан от радикалов и предотвратила гражданскую войну, что мы с ней в итоге сделали?элита казахстанской мафии, совершившая этот переворот, стала более влиятельной и теперь казахстан движется по антироссийскому пути.России необходимо заявить о нейтральной позиции по отношению к репрессивным принципам этого тоталитарного режима и среди сепаратистов, а затем ввести мирные войска на территорию этой страны.
  4. 0
    6 июля 2022 14:26
    Вах. Про ОДКБ вспомнили, а как сделать , чтоб там небыло нищеты, ни слова...

    Нищие республики будут время от времени кипеть, а соседи поглядывать на ресурсы
    1. 0
      6 июля 2022 15:05
      Цитата: Сергей Латышев
      а как сделать , чтоб там небыло нищеты, ни слова

      А кто, по вашему, должен этим заниматься? Путин? Байден? Или всё-таки этим должен заниматься сам Ташкент? Хватит искать виноватых. Тем более, что в плане ресурсов Узбекистан совсем не обделен.
  5. 0
    6 июля 2022 15:55
    России нужно работать с работающими здесь узбеками более плотно. Входить в землячества и настраивать их на поддержку России. Это не очень трудно. Только нужно вспомнить хорошие наработки СССР. К сожалению, никто этим не занимается. Нет государственного интереса.