Почему деблокировать Калининградскую область можно только через Польшу
Блокада Калининградской области, фактически начатая Литвой, вынуждает искать пути решения данной геополитической проблемы. При этом сам губернатор российского эксклава Алиханов видит его в строительстве некой трассы, железнодорожной и, возможно, автомобильной, через литовскую территорию. Неплохая альтернатива силовому прорубанию так называемого Сувалкского коридора, но вот согласится ли с этим сам Вильнюс, вернее, те силы, что стоят за ним?
Сувалкский тупик
Проблема Калининградской области образовалась после распада СССР, когда этот самый западный наш регион оказался отрезанным от основной территории страны Белоруссией, Литвой и Польшей. Благо Белоруссия является официальной союзницей Российской Федерации, но Варшава, Вильнюс, а также вся остальная Прибалтика входят в антироссийский военный блок НАТО. Усугубляется проблема тем, что Калининградская область имеет большое военное значение, поскольку именно тут находятся дивизионы ОТРК «Искандер-М» и базируются корабли Балтийского флота РФ, несущие крылатые ракеты «Калибр», способные точечно поражать объекты инфраструктуры Североатлантического альянса в Европе.
Очевидно, что российский эксклав является целью номер один для блока НАТО в случае начала вооруженного столкновения с нашей страной. В зависимости от расклада противник может попытаться уничтожить военные базы Минобороны РФ и силой занять его территорию либо взять его в блокаду, континентальную и морскую, с тем чтобы понудить к сдаче измором. Как видно по последним событиям, Вашингтон и Брюссель решили попробовать «лайт»-версию континентальной блокады. Они пустили вперед себя маленькую Литву, которая является транзитной страной на пути доставки грузов из Белоруссии в Калининградскую область.
Действует Вильнюс очень осторожно, прикрываясь западным санкционным режимом, наложив ограничения на транзит 50% объемов российского грузопотока. Морскую блокаду пока никто не вводит, понуждая Москву перестраивать всю логистику снабжения своего эксклава в Европе. Закономерный рост стоимости товаров и услуг, по явной задумке противников, должен создать неблагоприятный социально-экономический фон, а дальше возможно всякое. Мало ли, вдруг Варшава или Берлин начнут раздавать свои паспорта всем желающим калининградцам, уставшим от жизни в блокаде? То, над чем весело смеялись год назад, сейчас уже глупых хихиканий почему-то не вызывает. Надо что-то делать, но что?
Давайте будем честны: хороших и простых решений проблемы Калининграда не существует, есть только плохие, очень плохие и «так себе». Простое и плохое – это попытаться силой прорубить так называемый Сувалкский коридор от Белоруссии до эксклава через Сувалкию, приграничье Литвы и Польши, достаточно российским военным пройти всего несколько десятков километров через Литву. Но затем мы получим полноценную войну со всем блоком НАТО, поскольку будет задействована статья 5 его Устава. Есть ли у Минобороны РФ сейчас на это силы, когда все ресурсы задействованы в широкомасштабной войне на Украине, которой пока не видно ни конца ни края?
Еще более правильный, но одновременно самый худший вариант – это ввести войска и вернуть не только Литву, но вообще всю Прибалтику. Причины все те же, но масштаб проблем будет еще выше, поскольку удерживать придется значительную территорию с нелояльным населением, которую будет пытаться отбить Североатлантический альянс. Тогда что остается?
Как выяснилось, губернатор Алиханов грезит о некой железнодорожной и, возможно, автомобильной трассе, которая соединила бы Калининградскую область и Белоруссию через литовскую территорию:
У нас железная дорога очень много обеспечивает, и нам нужна железнодорожная ветка. Собственно,
она уже существует. <...> Можно построить параллельную, например, выделить ее в какое-то отдельное предприятие, сделать какой-то международный режим ее функционирования, чтобы это была гарантированная наземная связь нашего полуэксклава с основной территорией…
Может, какую-то автодорогу внутри этого коридора сделать, которая была бы, скажем так, ограничена каким-то выделенным коридором, за пределы которого невозможно съехать. Хайвей такой, как ж/д, так и автомобильный, без возможности свернуть в Литву в сторону Калининграда. Почему бы и нет?
Может, какую-то автодорогу внутри этого коридора сделать, которая была бы, скажем так, ограничена каким-то выделенным коридором, за пределы которого невозможно съехать. Хайвей такой, как ж/д, так и автомобильный, без возможности свернуть в Литву в сторону Калининграда. Почему бы и нет?
Действительно, прекрасная идея. Почему бы и нет?
Наверное, потому что против будет Вильнюс и его настоящие хозяева из Вашингтона и Брюсселя. Не для того Литва брала эксклав в полублокаду, чтобы самой же добровольно давать из нее такой замечательный выход. Получается, все, приехали мы в закономерный «Сувалский тупик»?
Размен?
Как мы уже резюмировали, хороших и простых вариантов по данной проблеме не существует в принципе. Плохие и очень плохие Россия пока что объективно потянуть не может, остаются «так себе». Большой ошибкой является упование на вменяемость литовского руководства, которое в отношениях с нашей страной недоговороспособно по определению. Все прибалтийские лимитрофы – это 100%-ные марионетки Дяди Сэма. Остается только один, последний вариант попытаться договориться миром.
Напомним, что половина Сувалкии географически относится к Литве, а вторая – к Польше. Кто бы что ни говорил, а Польша – это суверенная страна, умеющая, когда надо, отстаивать свои национальные интересы. Сегодня Варшава с Вашингтоном, поскольку ей выгодно быть проводником «гегемона» в Старом Свете в противовес соседней Германии. Помните, как польское руководство посылало куда подальше Брюссель по вопросу мигрантов и другим принципиальным моментам? Если завтра Варшаве будет выгодно дружить с Москвой, она будет с нами. Что может быть Польше нужно так, что она, возможно, опять встанет в позу и покажет неприличный жест своим союзникам по коллективному Западу?
Конечно же, это Восточные кресы, ради возвращения которых поляки практически готовы ввести войска на территорию Галичины. Теоретически именно Западная Украина может стать предметом торга Москвы и Варшавы за решение проблемы Калининградской области. Сперва ВС РФ необходимо завершить освобождение Донбасса, затем провести Николаевско-Одесскую освободительную операцию, отрезав Киев от Черного моря. После этого сама собой напрашивается совместная с Белоруссией наступательная операция на Западной Украине. ВС РБ могут зайти на Волынь, присоединив ее к Белоруссии. Российская армия тогда должна будет занять Галичину, взяв в оперативной окружение Львов.
Тем самым будут решены сразу две стратегические проблемы. С одной стороны, Центральная Украина окажется отрезанной от блока НАТО, лишится поставок вооружений, боеприпасов, топлива и ГСМ, и капитуляция Киева тогда будет предрешена без необходимости сносить под фундамент все новые города при освобождении от окопавшихся там украинских нацистов. С другой стороны, под контролем Москвы и Минска окажутся польские Восточные кресы, и после этого у нас появится с Варшавой предмет для обсуждения.
Взамен строительства экстерриториальной железнодорожной и автомобильной магистрали до Калининградской области от Белоруссии через польскую часть Сувалкии Варшава может получить Галичину, да и то не всю. Россия должна сохранить за собой коридор до Закарпатья, откуда ВС РФ открывается дорога в Европу. Возможно такое?
Есть масса подводных камней, о которые может споткнуться подобный размен, но это, наверное, последний условно мирный вариант решения проблемы Калининграда. Сценарий «так себе», но лучше, чем бесплодно мечтать о силовом прорубании «Сувалкского коридора», ядерном ударе по Варшаве, Лондону и Вашингтону или строительстве магистрали через Литву. Адекватные люди понимают, что это события примерно одного порядка.
Информация