Безрадостное будущее украинской ГТС
Неумолимо приближаются сроки сдачи в эксплуатацию газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Через северный маршрут в обход Украины «Газпром» сможет прокачивать 55 миллиардов кубометров «голубого топлива», через южный – еще 31,5 миллиардов. После их полноценного запуска на долю украинского транзита останется порядка 10-15 миллиардов кубов.
Для экономики Незалежной это означает катастрофу. Страна находится в преддефолтном состоянии, от полного краха ее отделяют лишь постоянные финансовые вливания со стороны европейских «друзей». На выплаты по процентам за их «дружескую помощь» уходит порядка трети всего бюджета Украины. Потеря гарантированных 3 миллиардов долларов за транзит газа «агрессора» в Европу может стать последней палочкой, которая сломает спину украинскому ишаку. Кроме того, Петр Порошенко открыто жалуется, что без транзитных денег ВСУ не на что будет расстреливать жителей Донбасса:
Надо отдать должное Киеву, который сделал все от него зависящее, чтобы остановить или хотя бы приостановить строительство «Северного потока-2». Но после заявлений Дональда Трампа и Ангелы Меркель стало понятно даже украинским властям, что российско-германский проект все же будет реализован.
Нынче в Незалежной идет предвыборная кампания, поэтому высок спрос на позитивную повестку дня. Представитель «Нафтогаза» Юрий Витренко посчитал возможным приободрить электорат заявлением о том, что у Украины есть свой «план Б». Что же это за «Б» такая на самом деле?
Господин Витренко сообщил, что украинская компания намерена взыскать в международном арбитраже с «Газпрома» 12 миллиардов долларов за простой своей ГТС, который образуется из-за ввода в действие обходных трубопроводов.
Это очень странное требование, как на него ни посмотри. Действующее транзитное соглашение истечет уже в конце следующего года. Российский монополист будет свободен от обязательств перед бывшими партнерами и вправе самостоятельно выбирать маршруты по экспорту. По просьбе германского канцлера Владимир Путин согласился на сохранение определенных объемов прокачки газа через украинскую ГТС, однако, ни в какие юридические соглашения это до сих пор не было облечено.
Все, на что пока может рассчитывать «Нафтогаз», - это оставшиеся 10-15 миллиардов кубов в год, что даст бюджету Незалежной от 300 до 400 миллионов долларов. Если «Газпром» не будет успевать запустить «Турецкий поток» на полную мощность, то украинский транзит может на переходный период составлять от 25 до 30 миллиардов кубометров. Тогда бюджетные поступления будут составлять от 500 до 700 миллионов долларов в год. Как говорится, лучше синица в руках...
Но в Киеве слишком привыкли считать, что Россия им что-то должна. На 12 миллиардов долларов «Газпром» вполне может построить «Северный поток-3», и еще на выплаты бонусов останется. Так что можно быть уверенными, что монополист направит лучших юристов в арбитраж, чтобы никакая украинская «Б» точно не произошла.
Риторика украинского руководства все больше убеждает в том, что управление ГТС Незалежной должно быть передано международному консорциуму, от которого хотелось бы видеть большей адекватности.
Для экономики Незалежной это означает катастрофу. Страна находится в преддефолтном состоянии, от полного краха ее отделяют лишь постоянные финансовые вливания со стороны европейских «друзей». На выплаты по процентам за их «дружескую помощь» уходит порядка трети всего бюджета Украины. Потеря гарантированных 3 миллиардов долларов за транзит газа «агрессора» в Европу может стать последней палочкой, которая сломает спину украинскому ишаку. Кроме того, Петр Порошенко открыто жалуется, что без транзитных денег ВСУ не на что будет расстреливать жителей Донбасса:
Он строится не для того, чтобы экономическими факторами провести диверсификацию, а для того, чтобы Украину оставить без денег на финансирование нашей обороны.
Надо отдать должное Киеву, который сделал все от него зависящее, чтобы остановить или хотя бы приостановить строительство «Северного потока-2». Но после заявлений Дональда Трампа и Ангелы Меркель стало понятно даже украинским властям, что российско-германский проект все же будет реализован.
Нынче в Незалежной идет предвыборная кампания, поэтому высок спрос на позитивную повестку дня. Представитель «Нафтогаза» Юрий Витренко посчитал возможным приободрить электорат заявлением о том, что у Украины есть свой «план Б». Что же это за «Б» такая на самом деле?
Господин Витренко сообщил, что украинская компания намерена взыскать в международном арбитраже с «Газпрома» 12 миллиардов долларов за простой своей ГТС, который образуется из-за ввода в действие обходных трубопроводов.
Это очень странное требование, как на него ни посмотри. Действующее транзитное соглашение истечет уже в конце следующего года. Российский монополист будет свободен от обязательств перед бывшими партнерами и вправе самостоятельно выбирать маршруты по экспорту. По просьбе германского канцлера Владимир Путин согласился на сохранение определенных объемов прокачки газа через украинскую ГТС, однако, ни в какие юридические соглашения это до сих пор не было облечено.
Все, на что пока может рассчитывать «Нафтогаз», - это оставшиеся 10-15 миллиардов кубов в год, что даст бюджету Незалежной от 300 до 400 миллионов долларов. Если «Газпром» не будет успевать запустить «Турецкий поток» на полную мощность, то украинский транзит может на переходный период составлять от 25 до 30 миллиардов кубометров. Тогда бюджетные поступления будут составлять от 500 до 700 миллионов долларов в год. Как говорится, лучше синица в руках...
Но в Киеве слишком привыкли считать, что Россия им что-то должна. На 12 миллиардов долларов «Газпром» вполне может построить «Северный поток-3», и еще на выплаты бонусов останется. Так что можно быть уверенными, что монополист направит лучших юристов в арбитраж, чтобы никакая украинская «Б» точно не произошла.
Риторика украинского руководства все больше убеждает в том, что управление ГТС Незалежной должно быть передано международному консорциуму, от которого хотелось бы видеть большей адекватности.
Информация