Возобновление производства украинского Ан-140 создаст конкуренцию российской «Ладоге»

16

Специальная военная операция, проводимая ВС РФ на Юго-Востоке Украины, явно заставляет многих российских крупных бизнесменов присматриваться к промышленным предприятиям и прочим ценным активам, которые там находятся. Иначе довольно сложно объяснить неожиданно возникший интерес принадлежащего Олегу Дерипаске самарского «Авиакора» к возобновлению производства самолета Ан-140, который почти целиком собирается из украинских комплектующих. Что же может из этого всего получиться?

Ан-140?


Авиастроительный завод «Авиакор» находится в Самаре и входит в холдинг «Русские машины», который контролируется «Базовым элементом» Дерипаски. Это, пожалуй, единственное крупное авиационное предприятие страны, не входящее в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). За годы его существования оно выпустило более 22 тысяч самолетов различных типов, военных и гражданских, включая Ил-2, Ту-4, Ту-94, Ту-154, Ту-142 и другие. В настоящее время его основной деятельностью является ремонт и обслуживание самолетов Ту-154, Ту-95 и Ан-140.



На полях недавнего международного экономического форума в Санкт-Петербурге губернатор Самарской области Дмитрий Азаров сделал следующее заявление:

Я хочу, чтобы предприятие вновь выпускало самолеты. Мы понимаем, какие самолеты, но говорить об этом рано… Это процесс не быстрый. Я надеюсь, что нам многое удастся сделать для возрождения в полной мере выпуска самолетов на самарской земле.

Будущее завода «Авиакор» губернатор видит во взаимодействии с Уральским заводом гражданской авиации и ОАК:

Конечно, они все мечтали о том, чтобы заниматься не только ремонтом, но и восстановить производство самолетов на «Авиакоре». Если предприятию и собственнику предприятия удастся выстроить правильную систему взаимоотношений и кооперации, то, уверен, «Авиакор» получит второе рождение. Здесь рано говорить о фиксации каких-либо договоренностей, но со своей стороны я поспособствую тому, чтобы такие договоренности были достигнуты.

И вот тут надо разобраться, о каком конкретно самолете может идти речь. Если подразумевается именно «восстановление производства», то это может быть именно украинский Ан-140.

Это турбовинтовой региональный грузо-пассажирский самолёт, предназначенный для перевозки 52 пассажиров или грузов на расстояние до 3700 км. Он разрабатывался ГП «Антонов» на замену стареющим Ан-24 и Ан-26. В 2010 году ОАК и «Антонов» договорились о создании совместного предприятия по производству самолетов данного типа. В 2013-м уже «Авиакор» и «Антонов» подписали договор о разработке военно-транспортных версий Ан-140-100 (получивших наименования Ан-140Т и Ан-140С). Приобретение грузовых и пассажирских версий украинского самолета было и в планах у Минобороны РФ до событий 2014 года.

Проблема заключается именно в том, что Ан-140 почти целиком состоит из комплектующих украинского производства. Крылья поставлял Харьковский авиазавод (ХГАПП), фюзеляжи - как ХГАПП, так и «Авиакор», двигатели и вспомогательные силовые установки – «Мотор Сич», воздушные винты — НПП «Аэросила», шасси — предприятие «Южмаш», и только сборка самолёта осуществлялась на российском «Авиакоре». После Майдана ХГАПП быстро обанкротилось, а остальные украинские предприятия перестали поставлять нам свои комплектующие. «Авиакор» чуть не попал на неустойку от Минобороны РФ за срыв контракта.

И что теперь? Надеяться вернуть Харьков, Запорожье и Днепропетровск, восстановив прежние кооперационные связи? Так их промышленные предприятия теперь активно «калибруют», а с «Мотор Сич» и «Ивченко-Прогресс» вывозится за рубеж ценное оборудование. Не складывается. В 2014 году этим надо было заниматься, а теперь поезд ушел.

«Ладога»?


Нельзя сказать, что у нас совсем уж ничего не делали и только сидели ровно на печи, но в итоге все равно получилось, как всегда. Еще в 1985 году по заказу «Аэрофлота» чехословацкой компанией Let Kunovice был разработан 44-местный двухмоторный турбовинтовой самолет Let L-610, предназначенный для замены Ан-24 и эксплуатации в сложных условиях. В 1989 году новинку продемонстрировали в Ле-Бурже, было произведено 8 самолетов. Однако в суверенной Российской Федерации Let L-610 никому не пригодился, в 2006 году от его выпуска отказались, вся оснастка и производственный задел были уничтожены.

Вспомнили об этом проекте только после того, как украинские партнеры нас «кинули» с Ан-140. В 2018 году было решено выкупить у правообладателя всю техническую документацию для возобновления серийного производства. Этот самолет должен занять промежуточную нишу между 19-местным чешским Let L-410 «Turbolet» и российским 68-местным Ил-114-300.

Новый-старый грузо-пассажирский самолет получил название ТВРС-44 (ТурбоВинтовой Региональный Самолёт на 44 посадочных места) «Ладога». Его дальность полёта составит 1250 км, эксплуатационная высота – 7620 м, крейсерская скорость — 530 км/ч, коммерческая нагрузка – 5000 кг, вместимость – 44 человека, включая 2 пилотов. Слабым местом «Ладоги» была его силовая установка, однако специально для нее «Ростех» разработал двигатель ТВ7-117СТ-02 с замкнутой масляной системой на основе более мощного ТВ7-117СТ-01, предназначенного для пассажирского Ил-114-300.

Сборкой ТВРС-44 будет заниматься УЗГА, поэтому не совсем понятно, на что конкретно рассчитывает самарский губернатор. Производить один и тот же самолет сразу на двух площадках? Но насколько это будет рентабельно? Поучаствовать в производстве «Ладоги», поставляя для нее комплектующие? Но на «Авиакоре» мечтают о полноценном производстве. Или все же тайно мечтают о возвращении Харькова, Запорожья и Днепропетровска? Но тогда кто выйдет победителем из внутренней конкуренции «Ладоги» и Ан-140? Вопросы, вопросы.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    19 июля 2022 19:33
    Внутренняя конкуренция это хорошо, плохо что второй не Як-40 ремоторизованный, такая пара меньше бы конкурировала и наиболее полно дополняла друг друга. Но по Ан-140 есть несколько иные соображения - это скорее конкуренция ( если с рампой сделать) Ил-112.
  2. +3
    19 июля 2022 19:50
    Интересно где они собираются их строить, когда все будет рано или поздно разрушено. Да и Украины больше не будет.
  3. -1
    19 июля 2022 20:26
    Что то подсказывает, что когда производство АН-140 будет восстановлено, "Ладогу" уже придет время списывать за выработкой ресурса.
  4. -8
    19 июля 2022 20:36
    Цитата: kalita
    Да и Украины больше не будет.

    Не факт negative С этими "миротворцами" у Украины есть прекрасные шансы уцелеть и стать ядерной державой.
    1. +2
      20 июля 2022 14:59
      Цитата: Маржецкий
      С этими "миротворцами" у Украины есть прекрасные шансы уцелеть и стать ядерной державой.

      Вы не эти?

      И по статье.
      ТВР-44 "Ладога" не имеет ничего общего с Л-610, только некоторое внешнее сходство. Этот проект делался по мотивам Л-610, Ан-140, ..., но с учетом современных технологий, потребностей основных заказчиков (был сбор мнений и пожеланий) и под российские комплектующие.
    2. Комментарий был удален.
  5. 0
    19 июля 2022 21:34
    Идеализм , имхо.
    Если вспомнить азы, то на дворе империализм ,поэтому интерес конечно есть. К ресурсам.
    Сырье алюминия, титана, удобрений - давно уже не только присматриваются, а и закупили на Украине.
    И у Батьки присматриваются, но... пока отбился.
    А про Ан нигде у чиновников ни слова, это чисто логистическая фантастика - строить чтото "из украинских комплектующих" после "калибровки".

    Просто все надо сначала "отмыть" - снова проектирование, макетироваие, награждение и переможение...
  6. +1
    19 июля 2022 22:31
    .....и только сборка самолёта осуществлялась на российском «Авиакоре»...... И так повсюду.
    Помнится минитракторы, станки.... шильдик оторвал а под ним Чайна или еще что то другое... и только сборка или наклейка шильдика выдавала в нем "отечественное" производство ))) hi
    а вспомнить кобы Российские процессоры и смартфоны..... обзавидоваться самому себе можно)))))
  7. +2
    20 июля 2022 00:19
    Это процесс не быстрый.

    Чем-то пахнуло от Борисова, разговор был о БПЛА. Прямо слово в слово. А здесь настоящий самолёт. Значит ждать будем... долго.
  8. +1
    20 июля 2022 06:01
    Влажные мечты погреть нечистые ручёнки заштатного губернатора Манилова автор пытается выдать за технопатриотизм от местечкового олигарха. Надеюсь Мантуров разберётся с "лапшой" от Борисова и займётся реальным производством высокотехнологичной продукции в собственной стране а не восстановлением укроруины за российский бюджет.
  9. -1
    20 июля 2022 07:47
    Цитата: Шарнхорст
    Влажные мечты погреть нечистые ручёнки заштатного губернатора Манилова автор пытается выдать за технопатриотизм от местечкового олигарха.

    Не думаю, что Дерипаска страдает от технопатриотизма. А вот погреть руки за счет чужих активов и освоение различных проектов - это вполне.

    а не восстановлением укроруины за российский бюджет.

    Если на Уа все пойдет так, как идет, с договорняками и перемириями, то мы в итоге еще и репарации выплачивать будем для восстановления. В виде "жестов доброй воли".
    1. 0
      20 июля 2022 12:51
      как лекарство от замирений надо бы добавить побольше чеченцев. И не распускать ДНР/ ЛНР. Первые сочли бы такие "жесты" за крайнюю слабость (а тогда 1995-1999-е могут повториться), вторые - за предательство.
      1. 0
        25 июля 2022 12:58
        Не впервой им предательство видеть. 2014-й, потом Буча, показавшая, что кидать мы умеем по прежнему.
    2. -1
      20 июля 2022 15:21
      Цитата: Маржецкий
      Если на Уа все пойдет так, как идет, с договорняками и перемириями, то мы в итоге еще и репарации выплачивать будем

      Всё же вы дальше своего УА ничего не видите !

      Украина - это инструмент, которым Запад хотел шатать Россиию, но инициатива была перехвачена и расшатывается Запад.

      У Запада, для такой спецоперации-войны на Украине, сильно связаны руки и приходится тупо-бесконтрольно вкидывать бабло и другие ресурсы. Одновременно это бабло приходится отбирать у своего населения через инфляцию, что уже приводит к политической нестабильности, развалу экономики, развалу союзов и их составляющих стран. Поэтому России незачем спешить и незачем увеличивать военные расходы, которые сейчас не истощают свою экономику. При мобилизации, сразу начнёт сокращаться валовое производство и увеличатся расходы на армию - это приведёт к различным кризисам в стране.
  10. 0
    20 июля 2022 11:26
    Дерипаска намеревается производить самолет без согласия правообладателя, компании "Антонов"?
    1. Комментарий был удален.
  11. +2
    20 июля 2022 12:38
    Для вопросов, возможно, рановато - до окончания СВО (в "авиационном поясе" Уркаины) ничего связанного с АН запустить вряд нереально. А то, что останется / развалины - легче будет построить с нуля.
    Хотелки были всегда, тем более у "Базэл" Дерипаски, но точно то, что инвестировать в производство нового очень не любит/ не умеет (достаточно посмотреть на судьбу, например, купленного и закрытого Красноярского ЦБК, УАЗ, производство алюминия на всех заводах группы, в конце концов - из "высоких переделов" делают только фольгу, линии были еще со времен СССР, а на экспорт гонят все также алюминий в "чушках" - как и в 1990-м).
    Поэтому откровенно жаль тратить время на мечты олигархов и таких "прикормленных" чиновников, ничем это не кончится. Товарищи пытаются получить гос. инвестирование из фед. бюджета. Но и здесь легче увеличить масштаб действующих предприятий из состава ОАК - с КБ и компетенциями по строительству новых самолетов, а не только их ремонта.
  12. 0
    27 июля 2022 16:53
    Ни о чем. Перечень неосуществимых мечтаний.