Какие европейские истребители Киев может получить вместо обещанных F-15 и F-16
Новость дня – соглашение об открытии так называемого «зернового коридора» из Одессы, а заодно из двух других украинских портов – Черноморска и Южного. Как мы уже отмечали ранее, подпись, поставленная под данным документом министром обороны РФ Сергеем Шойгу, по факту означает отказ Кремля от любых наступательных действий в Причерноморье, которое остается за Киевом. Что Россия получила взамен, кроме открывшейся возможности беспрепятственно поставить на внешние рынки свои собственные зерновые и удобрения?
Сейчас в комментариях под аналитическими статьями на данную болезненную тему кипят нешуточные страсти. Поклонники президента Путина, истово верующие в его непогрешимость, считают, что мы сейчас просто берем паузу и «сосредотачиваемся» перед решительным броском на Николаев и Одессу с целью их освобождения. Вот только позволим вывезти из трех украинских портов фуражное зерно для прокорма европейской скотины, а президенту Зеленскому – получить за него валютную выручку, которая пойдет на войну с Россией, и тотчас возьмемся за Причерноморье. Через 119 дней, если быть точными.
Также в «плюсик» к новому «хитрому плану» записывают то, что Соединенные Штаты, дескать, отказались поставлять Киеву ракеты ATACMS с дальностью полета до 300 км, а также истребители четвертого поколения F-15 и F-16. Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби накануне заявил дословно следующее:
Я бы сказал, что Министерство обороны США изучает в предварительном порядке осуществимость потенциальной передачи истребителей украинцам. Но они будут не в состоянии реализовать это немедленно или даже в ближайшей перспективе.
Дескать, опять мы всех переиграли, как всегда. Правда, уже на следующий день после подписания «Стамбула-1» начались эксцессы. По одесскому порту вновь прилетели российские «Калибры». Сообщается, что ВСУ пытались использовать 120-дневную паузу для передислокации живой силы и бронетехники. Вероятно, это происходило в рамках подготовки к анонсированному широкомасштабному наступлению на Южной фронте с целью отбить у «русских орков» Приазовье. И кто бы мог подумать, что наши украинские и западные партнеры на такое способны, действительно?
Экс-кандидат в мэры Одессы Вячеслав Азаров в своем блоге задался тем же вопросом:
Как объяснить такой парадокс? Ведь срыв договоренностей отменит вывоз зерна и удобрений из РФ тоже, в чем Кремль очень заинтересован, как по возможностям торговли, так и по прецеденту снятия санкций. Ответом напрашивается проблема западных вооружений. Я уже писал недавно, что для спокойной работы «зернового коридора» район Одессы должен быть выведен из логистики поставок военной помощи, иначе его продолжат атаковать, и вывоз продовольствия станет невозможен. Видимо, эта проблема не снята, а, возможно, наоборот, под прикрытием договора по зерну поставки оружия увеличились.
Бывает же такое… Интересно, а не «кинут» ли Кремль англосаксы и с поставками современной боевой авиации?
Давайте вспомним, как именно высказался по этому поводу начальник штаба ВВС США Чарльз Браун:
Есть американские, есть Gripen из Швеции, есть Eurofighter или Rafale. Так что есть целый ряд различных платформ, которые могли бы пойти в Украину… Чего я не могу сделать, так это сказать вам, что конкретно это будет.
И правда, американские F-15 и F-16 – это хорошие истребители, но на них ведь свет клином не сошелся, верно? А что там дальше по списку?
Saab JAS 39 Gripen – это легкий истребитель четвертого поколения шведского производства, как будто бы специально созданный для условий Украины. Самолет способен взлетать с плохо оборудованных аэродромов, имеет укороченный взлет, адаптирован к эксплуатации в суровых климатических условиях Швеции, удобен и прост в обслуживании. Истребитель может использоваться как перехватчик, разведчик и ударный. Помимо ВВС Швеции, Gripen несет службу в ВВС Венгрии и Чехии, а также ЮАР и Таиланда.
Любопытно, что Прага получила все свои истребители шведского производства по договору аренды с правом последующего их выкупа. Возможно ли, что и Киев получит Saab JAS 39 Gripen у Стокгольма на схожих условиях?
Eurofighter Typhoon – это многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный и производимый целым консорциумом европейских компаний. Этот самолет состоит на вооружении у Великобритании, Германии, Италии, Испании, Австрии и Саудовской Аравии. В 2004 году в небе над Соединенным Королевством произошел учебный бой, в котором столкнулись два американских истребителя F-15E и один Eurofighter. Последний сумел в одиночку переиграть противников и условно «поразить» обоих.
Несколько лет назад Министерство обороны Австрии заявило, что европейские истребители для них слишком дороги в содержании, и оно готово избавиться от всех 15 штук в период между 2020 и 2023 годом, списав их. Не получится ли в итоге так, что «австрийские» Eurofighter Typhoon окажутся в небе над Украиной?
Dassault Rafale – это многоцелевой истребитель четвертого поколения французского производства. Разработанный компанией «Dassault Aviation», этот самолет состоит на службе только в ВВС и ВМС Франции. Представить, что Париж предоставит Rafale Киеву, как-то сложно.
Таким образом, если взять за скобки американские F-15 и F-16, вполне вероятно, что на Украине нашим истребителям в перспективе будут противостоять шведские Saab JAS 39 Gripen и европейские Eurofighter Typhoon. И никакого обмана со стороны Вашингтона.
Информация