Эсминец «Лидер» может обрести новую жизнь как АТАВКР
Атомный эсминец проекта 23560 «Лидер» должен был заменить собой сразу три класса кораблей 1-го ранга в составе ВМФ РФ – устаревшие эсминцы проекта 956 «Сарыч», БПК проекта 1155 и ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант», к которым относилась погибшая на Черном море «Москва». Однако из-за технической сложности и высокой стоимости проект перспективного российского эсминца забуксовал и фактически приостановлен. Но может ли «Лидер» обрести вторую жизнь в иной ипостаси как АТАВКР (атомный тяжёлый авианесущий крейсер)?
Зачем на самом деле нужны авианосцы
Да, мы снова возвращаемся к авианосной тематике и будем это делать столько, сколько понадобится. Этот вопрос слишком серьезен, чтобы превращать его в «балаган». Зачем же нашему военно-морскому флоту сегодня, в век гиперзвуковых скоростей, нужны эти «огромные плавучие мишени»?
Надо понимать, что концепции ведения морского боя у России и ее потенциальных противников принципиально различаются. Англосаксы, имеющие столетний опыт эксплуатации авианосцев, сделали ставку на палубную авиацию. В случае реального столкновения, по кораблям ВМФ РФ будут бить ПКР воздушного базирования и противорадиолокационными ракетами истребители и штурмовики, не входя в зону действия их ПВО. Увидит ли наша КУГ авианосную ударную группировку своевременно и смогут ли зенитные ракеты перехватить массированный удар, скажем честно, большой вопрос. Потенциальный противник будет иметь заведомое преимущество в разведке и целеуказании, поскольку располагает палубными самолетами ДРЛОиУ, которые первыми увидят цель и смогут навести на нее авиацию, которая будет действовать с безопасной дистанции «дальней рукой». Что может противопоставить этому ВМФ РФ?
К сожалению, не так много. Не имея столь нужных ему авианосцев, российский флот сделал ставку на ракетное вооружение. Наши ракеты действительно хороши, безо всякой иронии, однако проблема может заключаться в наведении их на цель. Одно дело – попасть «в яблочко» в стационарную мишень, совсем другое – в подвижную, которая перемещается в пространстве со скоростью в 30 узлов, как американская АУГ. То есть, сперва надо увидеть потенциальную цель, желательно, первым, навестись на нее, а потом выпущенную с расстояния в несколько сотен километров противокорабельную ракету необходимо корректировать, чтобы она попала туда, где вражеский авианосец находится в текущий момент времени, а не на момент залпа. Как же это сделать?
Разведывательные возможности корабельных РЛС ограничены радиогоризонтом. Решается эта проблема просто – надо поднять радар как можно выше, на самолете, вертолете или беспилотнике. ВМС США располагают для этого самым лучшим, что есть, из возможного – палубными самолетами ДРЛОиУ (АВАКС), которые базируются на атомных авианосцах и запускаются при помощи катапульт. В СССР для нужд ВМФ была создана спутниковая группировка «Легенда» (индекс ГРАУ — 17К114), которая позволяла отслеживать и прогнозировать тактическую обстановку в мировом океане и передавать информацию в реальном времени на корабли, подводные лодки и наземные пункты.
Увы, но недолгий срок службы советских спутников предопределил ее судьбу. Под давлением Запада (те еще экозащитники!) был введен запрет на использование сателлитов с ядерной силовой установкой, и в 2006 году данная спутниковая группировка окончательно прекратила свое существование. Российский военно-морской флот со всеми его замечательными ракетами полуослеп. На замену «Легенде» Минобороны РФ заказало разработку МКРЦ «Лиана», состоящей из нескольких спутников, но она до сих пор не сформирована окончательно. Таковы наши суровые реалии.
Таким образом, авианосцы нужны вовсе не для того, чтобы «гонять папуасов», как утверждают адепты «антиавианосной секты», а, прежде всего, для разведки и целеуказания противокорабельным ракетам морского и воздушного базирования, а также для того, чтобы оперативно обнаруживать выпущенные противником ПКР и наводить на них зенитные ракеты собственной системы ПВО. О том, насколько это важно, увидеть и сбить низколетящую противокорабельную ракету, можно сделать выводы по трагической судьбе ракетного крейсера «Москва». Еще можно обеспечивать противовоздушную оборону своей КУГ и района развертывания РКПСН, обеспечивать противолодочную борьбу палубными вертолетами ПЛО, а также наносить истребителями удары и контрудары по вражеской АУГ. И, да, с авианосца при необходимости можно «погонять папуасов» палубной авиацией, и не только их. Вот такие вот это «бесполезные посудины».
Эсминец превращается в АТАВКР?
Справедливости ради, отметим, что строительство тяжелого атомного авианосца с катапультами, способными запускать палубные самолеты ДРЛОиУ, это дело сложное и дорогое. Свой палубный АВАКС есть у американцев, у французов, которым помогли США, и у китайцев. Эксплуатировать их ВМС НОАК начнут со своего новейшего авианосца «Фуцзянь». Разработка отечественного АВАКСа под названием Як-44 шла в СССР, но у современной России своего палубного самолета ДРЛОиУ нет. Есть несколько палубных вертолетов Ка-31, тактико-технические характеристики которых серьезно уступают самолетам.
Ввиду отсутствия соответствующих технологий у всех остальных стран, за исключением двух сверхдержав, наиболее перспективным направлением считается замена палубных самолетов на эрзацы в виде беспилотников. Свой первый универсальный десантных корабль «Анадолу» Турция намерена превратить в «дрононосец», оморячив разведывательно-ударные БПЛА. Тем же путем сейчас идет и Иран, один из мировых лидеров в области беспилотной авиации. Недавно в составе Южного флота ВМС Исламской Республики было создано целое соединение, вооруженное БПЛА различного типа. Иранцы разместили беспилотники, от легких до тяжелых, не только на кораблях, но даже на своих дизель-электрических подводных лодках. За счет это вокруг каждого вымпела образуется зона наблюдения радиусом в несколько сотен километров, в которой ВМС ИРИ могут вести воздушную разведку и наносить ракетно-бомбовые удары.
Но вернемся к основной теме статьи. Может ли эсминец «Лидер» получить новую жизнь как атомный тяжелый авианесущий крейсер (АТАВКР)?
Почему бы и нет. Несмотря на название эскадренный миноносец, это фактически настоящий крейсер с полным водоизмещением в 17000-19000 тонн. Наибольшая длина и ширина составляют, соответственно, 230 и 23 метра. Силовая установка – атомная, что дает кораблю неограниченный запас хода при максимальной скорости в 32 узла. Боекомплект корабля должен составлять от 80 до 130 противокорабельных ракет, противолодочных ракето-торпед, крылатых ракет для стрельбы по наземным целям и зенитных ракет средней и большой дальности. Грозная сила, и это точно уже не эсминец.
Настоящим эсминцем будет модернизированный фрегат проекта 22350М типа «СуперГоршков» с полным водоизмещением в 8000 тонн, созданный для действий в дальней морской и океанской зонах. Унификация фрегатов и эсминцев является верным решением, значительно упрощающим их производство и последующее техническое обслуживание. «Лидер» как крейсер может понадобиться в среднесрочной перспективе, когда придет время на что-то менять оба наших последних «Орлана» - тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов». Или нет?
На самом деле, после доработки проект 23560 «Лидер» может быть превращен в авианесущий крейсер. От значительной части ударных вооружений придется отказаться, отдав место под сплошную взлетную палубу, а надстройку-остров – сместить вправо. Конечно, никаких истребителей на нем при водоизмещении в неполные 20000 тонн не разместить, однако вместо самолетов на «Лидере» можно базировать авиакрыло, состоящее из беспилотников и вертолетов, ударных и ПЛО. БПЛА могут быть как разведывательно-ударные, так и ДРЛОиУ.
Ввиду описанного выше, получение российским военно-морским флотом палубных БПЛА ДРЛОиУ имеет исключительное значение для повышения его реальной боеспособности и боевой устойчивости. Тяжелый авианосец такой АТАВКР не заменит, однако сможет решить ряд критически важных проблем ВМФ РФ с разведкой и целеуказанием.
Информация