СВО показала трудности ВМФ РФ с проведением сложных военно-морских операций

12

Сообщается, что ВМФ РФ начал плановый вывод кораблей Северного флота из Средиземного моря обратно на базу в Североморске. Ушли ракетный крейсер «Маршал Устинов», большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков», а также средний морской танкер «Вязьма». Вероятно, вскоре обратно на Тихий океан засобираются флагман КТОФ ракетный крейсер «Варяг» и БПК «Адмирал Трибуц». Почему это происходит и какие выводы уже сейчас можно сделать?

Специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины, начавшаяся 24 февраля 2022 года, наглядно продемонстрировала как самые сильные, так и откровенно слабые стороны российских армии и флота. В частности, ВС РФ страдают от дефицита разведывательно-ударных БПЛА отечественного производства, что было официально признано на самом верху профильным вице-премьером Юрием Борисовым, теперь уже бывшим. Жестокую проверку на прочность прошел и наш военно-морской флот.



Несмотря на то что спецоперация происходит в основном на земле и осуществляется сухопутными силами, ВМФ РФ очень плотно в ней задействован сразу в трех качествах.

Во-первых, корабли Черноморского флота РФ регулярно наносят удары по позициям ВСУ крылатыми ракетами морского базирования «Калибр», очень активно поддерживая Сухопутные войска. В этом компоненте наиболее ярко проявилась сильная сторона отечественного флота.

Во-вторых, перед началом специальной военной операции на Черное море заблаговременно были переведены все большие десантные корабли из доступных. Очевидно, предполагалось, что они будут задействованы при осуществлении десантной операции где-нибудь в Одесской области. Увы, но с этим ничего путного пока что не получилось.

БДК «Саратов» был бесславно уничтожен прямо у причала в порту Бердянска, еще несколько кораблей данного класса получили повреждения, к счастью, некритические. Наличие у ВСУ ПКР «Нептун» собственного производства, а теперь и американских противокорабельных ракет «Гарпун» делает десантную операцию под Одессой практически нереализуемой. Потеряны флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва» и буксир «Василий Бех» в районе острова Змеиный, который пришлось оставить из-за невозможности его удерживать под огнем дальнобойной артиллерии с берега.

В-третьих, важную роль сыграла группировка российских кораблей, собранная в восточной части Средиземного моря для сдерживания наступательного потенциала авианосного ударного соединения блока НАТО во главе с американским авианосцем «Гарри Трумэн», действующим при поддержке французского авианосца «Шарль де Голль» и итальянского «Кавура».

Для того чтобы палубная авиация и боевые корабли НАТО, оснащенные крылатыми ракетами морского базирования, не вздумали поддержать воздушными ударами Украину, Минобороны РФ согнало в Восточное Средиземноморье почти все свои боеспособные надводные корабли, включая сразу двух «убийц авианосцев» - ракетный крейсер «Маршал Устинов», приписанный к Северному флоту, и «Варяг», являющийся флагманом далекого Тихоокеанского флота. В акватории восточной части Средиземного моря российские крейсеры, оснащенные страшными ПКР «Вулкан», при поддержке береговой авиации из сирийского Хмеймима представляли собой вполне реалистичную угрозу даже для авианосного ударного соединения блока НАТО.

Иначе говоря, разовым усилием сразу всех основных российских флотов Генштабу удалось сконцентрировать в одном месте, на Черном море, группировку десантных кораблей и в другом, на Средиземном море, ударную «антиавианосную» группировку. Однако сейчас, спустя полгода после начала спецоперации, сразу три корабля Северного флота пришлось вернуть обратно на базу для отдыха экипажей и технического обслуживания. Неизбежно придется возвращать к месту приписки и корабли Тихоокеанского флота РФ. И кто же придет им за замену по ротации?

А вот это самый каверзный вопрос. Практика показала, что у ВМФ РФ банально не хватает ресурсов, чтобы обеспечить подобную операцию в течение длительного времени. Для сравнения: американцы по ротации заменили свой атомный авианосец «Гарри Трумэн» на аналогичный ему «Рональд Рейган». В Средиземное море недавно зашел новейший британский авианосец «Принц Уэльский» под предлогом участия в учениях, а на самом деле для замены французского или итальянского авианесущего корабля. У России же наблюдается острый дефицит крупных надводных кораблей.

Нахваливаемые «москиты» для выполнения подобной реальной боевой задачи никак не подходят. Вот и приходится забыть и про десант под Одессой, и про то, чтобы неопределенно долгое время сдерживать АУС блока НАТО в Восточном Средиземноморье, и планово возвращать корабли обратно на базы. Какие мы можем сделать из всего вышесказанного выводы, учитывая обновленную Морскую доктрину?

Практика показала несостоятельность искусственно навязываемой России концепции «великой континентальной державы», которой океанский флот якобы не нужен, а достаточно РПКСН для «ядерного сдерживания» и прибрежного «москитного» флота. ВМФ РФ остро нужны новые боевые корабли 1-го и 2-го ранга. Для ускорения все же было бы целесообразно заказать серию из двух десятков корветов ПЛО в КНР, самим сосредоточившись на строительстве фрегатов проектов 22350 и 22350М. Надо без лишнего промедления освобождать Николаев, восстанавливать его судостроительные заводы, возвращать обратно специалистов. Также необходимо увеличить возможности нашей военно-морской базы в Тартусе по ремонту и обслуживанию российских кораблей прямо на Средиземном море.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    29 августа 2022 12:26
    Для ускорения все же было бы целесообразно заказать серию из двух десятков корветов ПЛО в КНР

    Пфф. так китай и торопится строить для россии 2 или 3 десятка кораблей. усиливая таким образом флот россии... ну ну
  2. +2
    29 августа 2022 13:11
    Сергей, поддерживаю Ваше мнение, я так понимаю что ситуация с боевыми кораблями 1-го и 2-го ранга складывается также как с БПЛА ... проектировали, строили, строили и в результате купили технологии у Ирана. Жаль что дойдет это до рукамиводителей еще не скоро
  3. +5
    29 августа 2022 15:39
    Вместо одно яхты алигарха можно было построить несколько кораблей.
  4. +1
    29 августа 2022 16:57
    Везде провалы. ВМФ РФ хорошо выглядит на бумаге, в реальной жизни океанских кораблей кот наплакал. Строить надо крейсера, по 4 шт. на каждый флот, тогда не придётся оголять зону ответственности. Надо срочно проводить реконструкцию водной артерии - канала: Беломорско-Балтийский канал - Волга - Каспийское море - Азовское море - Черное море. Обеспечить проход корабля по каналу длиной 200 м, шириной 40 м, осадкой 15 м. Это позволит большим океанским судам и кораблям передвигаться внутри РФ. Выгода и военному, и коммерческому флоту. При наличии такого канала факт закрытия Турцией пролива Босфор не повлиял на приход наших кораблей в Черном море.
    1. +3
      30 августа 2022 09:47
      Цитата: vlad127490
      Обеспечить проход корабля по каналу длиной 200 м, шириной 40 м, осадкой 15 м.

      посмеялся....фантазии секты авианосников зашкаливают, это сравнимо с выкапыванием черного моря..... корабли такой осадки неспособны войти в порт санкт-петербург, морской канал невской губы всего 9 метров глубины при глубине самой губы 1.5- 3 метра, огромные средства тратятся на этот коротенький канал выкопанный в дне невской губы, его постоянно приходится углублять заиливается песком, а вы предлагаете тысячи километров со сносом всех мостов на Волге и Дону на Неве, Свири с переносом прибрежных городов.... выкапывание нового панамского канала, но длиной тысячи километров?..... и все ради своего бессмысленного уязвимого тонущего от первой ракеты идола авианосца.... не проще ли укомплектовать все закрытые моря кораблями третьего ранга, а все корабли второго перевести на океаны для защиты баз апл, все корабли первого ранга списывать по мере выхода из строя и истекание сроков эксплуатации, новых надводных перворангов не нужно, это очевидно всем социалистам причем уже давно... а вашего ненужного континентальной державе Кузю продать Индии и Китаю имеющим для него задачи и конвои.... главное во флоте России это ПЛ АПЛ РПКСН их нужно больше и лучше
  5. +2
    29 августа 2022 21:32
    Сергей глубоко заблуждается, исходя из неверных постулатов делает ошибочные выводы... Во первых сам же пишет что ракеты нептун и гарпун делают надводные корабли уязвимыми до того, что их нельзя применять. и далее призывает размножать эти уязвимые лохани беззащитные цели еще? не вижу логики.... далее продолжает про якобы "убийцы авианосцев" якобы сдерживающие американские и натовские авианосцы в средиземноморье (а их к авианосцу и на ракетный выстрел никто не попустит.)... все что могут Устинов и Варяг это также бесславно погибнуть как их брат Москва от одной ракеты, никого они не сдерживали, это смешно! просто болтались там и все, слава Богу их никто не утопил. Это те самые корабли первого ранга что всеми членами тоталитарной деструктивной секты авианосников так восхвалялись..... а потонул от одной ракеты устаревшей.... только очень глупый станет строить надводные корабли первого ранга, для нашей континентальной державы, кстати Турция закрыла проливы, естественно! , и все корабли второго ранга оказались опять заперты на ЧФ, нужно срочно выводить все корабли второго ранга на Север и Камчатку, (раньше я ратовал за вывод с чф на север крейсера Москва... но теперь поздно) иначе их так же безславно потопят как москву...
  6. +5
    30 августа 2022 19:28
    Давайте уж называть вещи своими именами. ВМФ продемонстрировал полную импотенцию по итогам сво.
    Не думаю, что "во всём виноваты моряки", да и в целом мощный флот стоит мощных денег, коих у нас нет (чтобы там не писали про яхты олигархов). Да и на личном уровне моряки дали немало примеров отваги и героизма.
    Но факт остаётся фактом.
    По итогу от ВМФ пользы не сильно больше, чем от надувных лодок флота ВСУ.

    Да, корабли ЧФ всё ещё могут запускать калибры от берега Крыма, но... калибры можно было бы и с более дешёвых платформ запускать.
    1. 0
      30 августа 2022 23:01
      Цитата: zuuukooo
      калибры можно было бы и с более дешёвых платформ запускать.

      совершено верно, калибры запускаются отлично с недорогих НАПЛ, и с МРК третьего ранга, а огромные надводные корветы фрегаты и крейсер на Черном Балтийском Средиземном и Японском море окруженные береговыми ракетами, это глупость=преступление, пустая трата средств и безсмысленая гибель экипажа, всех их на океаны нужно было переводить еще вчера.... безполезно надводному кораблю видному всем, бодаться с невидной замаскированной береговой ракетой
  7. -5
    31 августа 2022 04:46
    Да, согласен! "Все пропало, гипс снимают..."
    И откуда вы такие паникеры беретесь?
    Группировка сил флота в Средиземке на первый период войны справилась с задачей по удерживанию флота НАТО. Пока кораблям домой возвращаться. Люди не железные. И что? Заменять некем? Найдут и заменят. Силы флота это не только корабли. "Москва" в этом смысле отличилась. Большая и бестолковая... В "Хмеймим" прилетят Тушки с Мигшками и Сушками и будут дальше сдерживать.
  8. +3
    31 августа 2022 07:03
    что у ВМФ РФ банально не хватает ресурсов, чтобы обеспечить подобную операцию в течение длительного времени.

    А вот этот вопрос уже к "вертикале власти". При Советах возможно было такое отношение к Флоту? А имеем для защиты Страны то, что имеем и + рынок. Ах да, яхты олигархов имеем длинной от 100 и до 160 метров. Вот это вот и есть "наш флот".
  9. +4
    31 августа 2022 12:31
    Флоты у нас, особенно черноморский, никакие. Как начался там и во всей стране бардак в девяностых, так он до сих пор и продолжается. Судостроительная отрасль, как все остальные базовые, в клиническом состоянии. Современных верфей нет. Судя по позорным событиям на ЧФ там и командования адекватного нет. Адмиралы не знают как они собираются воевать и на чем. Единственное что у нас еще осталось это стратеги АПЛ. Но вызывает сомнения его устойчивость, из-за плачевного состояния надводного флота, морской авиации, средств ПЛО, ДРЛО.
  10. +2
    31 августа 2022 22:05
    Цитата: wladimirjankov
    Судя по позорным событиям на ЧФ там и командования адекватного нет. Адмиралы не знают как они собираются воевать и на чем.

    Не думаю, что стоит назначать стрелочников из руководства флота.
    Адмиралы воюют теми средствами, что им выделили.
    Или кто-то думает, что в бюджете были планы по поставки на флот 9 АУГ, но адмиралы отказались, заявив, что нафик им это не нужно?

    Реальность состоит в том, что все военачальники во все времена воевали не тем, что необходимо, а тем что есть. Выкручиваясь по мере возможностей. Иногда успешно, иногда нет.

    З. Ы. : Когда Мистрали только заказывали куча "экспертов" била себя пятками в грудь, что наша промышленность без проблем построит не хуже и дешевле. Мистрали обломались. И?! Где отечественные аналоги? Или кто-то думает, что у государства не было 2 лярдов на постройку?! Деньги-то были, а вот возможностей как выяснилось не было.