Турция начала манипулировать российской торговлей на Черном море
На днях стало известно о том, что Турция повысила в 5 раз плату за проход через свои проливы для иностранных судов. Несмотря на то что Босфором и Дарданеллами пользуются многие страны, очевидно, что главной целью Анкары была именно РФ. «Султан» Эрдоган в очередной раз вонзил кривой ятаган в спину своего российского «друга и партнера» Владимира Путина.
Ничего личного, только бизнес?
Пятикратное повышение платы за проход через турецкие проливы объясняется следующим образом. В соответствии с Конвенцией Монтре от 1936 года за торговыми судами закреплено право прохода через Босфор и Дарданеллы как в мирное, так и в военное время, однако сама страна-транзитер вправе взимать оплату с проходящих судов за маяки, эвакуацию и медицинское обслуживание.
Изначально плата высчитывалась во французском франке, который приравнивался к 0,29 грамма чистого золота, но потом она была переведена в американские доллары и турецкие лиры. В 1983 году Турция установила скидку в 75% к цене франка, а сам франк – на уровне 0,80 доллара. Однако из-за инфляции и роста цен на золото размеры сборов за проход иностранных судов в дальнейшем заметно снизились, что несколько дней назад привело к увеличению тарифа с 0,8 доллара за тонну нетто до 4 долларов, то есть почти в пять раз. Турецкое издание Sabah комментирует произошедшее следующим образом:
Упразднена платежная система по курсу, которая была закреплена на 75-процентной скидке в 1983 году. С устранением 39-летней виктимизации годовой доход вырастет до 200 миллионов долларов.
200 миллионов долларов – это неплохие деньги, но и, скажем прямо, невеликие. Экономических проблем Турции подобная валютная инъекция не решит, зато создаст дополнительные трудности владельцам проходящих через ее проливы торговых судов, прежде всего отечественным. Одним выстрелом «султан» Эрдоган смог убить сразу трех российских зайцев.
Эхо «зерновой сделки»
22 июля 2022 года в Стамбуле, который сменил для Высоких Сторон Минск в качестве площадки для всевозможных откровенно сомнительных договоренностей, была подписана так называемая зерновая сделка. В результате данного четырехстороннего соглашения между Москвой, Киевом, Анкарой и ООН были открыты морские ворота Одессы, Черноморска и порта Южного. В западной и отечественной прессе это событие преподносилось как большой шаг на пути борьбы с Мировым Голодом, от которого более всего страдают жители стран Северной Африки и Ближнего Востока.
Однако на деле суда, груженные украинским зерном, пошли не в Магриб или Юго-Восточную Азию, а в Великобританию, Ирландию и Турцию. При этом подтвердилось, что из Причерноморья на экспорт пошло именно фуражное зерно, поскольку продовольственное, как мы рассказывали ранее, было заблаговременно вывезено из Незалежной еще до начала спецоперации 24 февраля.
Что получила Россия взамен?
Москве за ее «конструктивность» и понимание проблем западных партнеров было обещано на ближайшие три года предоставить свободный и транспарентный доступ на международный рынок продовольствия и удобрений. Однако пятикратное повышение тарифа за проход судов через Босфор и Дарданеллы негативно скажется на экспорте российских зерновых из Причерноморья, пояснил изданию Интерфакс председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин:
Удорожание прохода судов через Босфор с 7 октября, безусловно, создает дополнительный негативный фон для экспорта российского зерна. Сначала сделка по «зерновому коридору» выпустила на мировой рынок украинское зерно с существенным дисконтом, что способствовало снижению экспортных цен на российское зерно, теперь удорожание приведет к росту ставок фрахта и себестоимости экспорта российского зерна.
«Блистательный» результат отечественной дипломатии! Впрочем, разве можно было ожидать чего-то иного от подобных «сделок» с украинскими нацистами и западными русофобами? Увы, это еще только цветочки.
«Топливная сделка»
Помимо продовольствия, из Черного моря через турецкие проливы на экспорт идет второй стратегически важный товар – нефть и нефтепродукты, как российские, так и казахстанские. Необходимо напомнить, что почти сразу же после подписания «зерновой сделки» в Анкаре заговорили и о некоей новой «топливной». Об этом рассказал в интервью Al Jazeera министр обороны Турции Хулуси Акар:
Мы работаем над соглашением о перевалке топлива, аналогичным соглашению о зерне, которое поспособствует разрешению мирового кризиса.
Тогда не все поняли, о чем конкретно идет речь. Украина сама критически зависит от импорта углеводородного сырья, и блокада Причерноморья существенного влияния на мировой топливный рынок не оказывает. Возможно, подразумевается нефтепровод «Дружба», идущий из России транзитом в Европу, который может пострадать в ходе боевых действий. Однако более вероятным представляется желание Анкары стать перевалочным пунктом по «легализации» и перепродаже подсанкционной российской нефти.
Напомним, что в ЕС решили последовательно отказаться от импорта отечественного углеводородного сырья и продуктов его переработки. В Турции самым активным образом развивается нефтепереработка, в 2023 году в строй будет запущен пятый по счету НПЗ. Большие инвестиции в эту отрасль делает дружественный Азербайджан.
Удорожание и усложнение транзита российского сырья может быть средством понуждения со стороны турецких партнеров к тому, чтобы отечественные экспортеры предпочли продавать нефть Анкаре со значительными скидками, а уж та сама ее перерабатывала и перепродавала с накруткой. Также пятикратное повышение тарифов для прохода российских танкеров может быть средством давления Тюркского союза на Кремль из-за «блокады» нефтяного экспорта из Казахстана, о чем мы подробно рассказывали ранее. Удивляться тут нечему, ибо каждое действие рождает противодействие.
«Стамбульский транзит»
Ну и, наконец, следует упомянуть, что повышение тарифов за проход через Босфор и Дарданеллы будет весьма эффективным средством для понуждения России к использованию альтернативного канала «Стамбул».
Строительство «Стамбула» стартовало в 2021 году, завершение ожидается к 2027 году. Искусственный судоходный канал должен соединить Черное море с Мраморным и минимизировать, а то и вовсе в итоге прекратить коммерческое использование Босфора. Это должно будет снизить риски, связанные с постоянным проходом мимо бывшей столицы Турции огромного количества нефтяных танкеров. По всей видимости, инструментом для перенаправления грузопотоков будет именно повышение тарифов.
Отметим, что эти перемены негативно скажутся прежде всего на России. После введения ЕС антироссийских санкций значительная часть наших торговых потоков переместилась с Балтийского моря на Черное. Так, через Санкт-Петербург теперь идет порядка 20-30% импорта, а через Новороссийск – 70-80%. С октября 2022 года все это будет облагаться выросшей в 5 раз транзитной пошлиной.
Такие дела.
Информация