Россия может помочь Ирану с производством гражданских авиалайнеров


Начатая коллективным Западом гибридная война невольно подтолкнула к сближению две бывшие империи, Персидскую и Российскую. В последнее время много разговоров ходит о возможном приобретении иранских беспилотников и даже мощных газовых турбин, производимых в ИРИ по немецкой лицензии. Взамен Тегеран может получить от Москвы партию современных истребителей Су-35СЭ и, возможно, технологии производства гражданских авиалайнеров.


Исламская Республика оказалась под западными санкциями намного раньше России и существует под ними несколько десятилетий. Одной из главных проблем Ирана является старение авиапарка, поскольку все его гражданские самолеты были приобретены до введения ограничительных мер. Решить эту проблему в свое время предполагалось при помощи России, которая специально для ИРИ разработала версию советского лайнера Ту-204СМ. Самолет получился очень удачный, на уровне с американскими и европейскими конкурентами. Особой гордостью пермских авиастроителей можно считать двигатель ПС-90А2, мощный, надежный и экономичный.

Однако подобное сотрудничество Москвы и Тегерана очень не понравилось Вашингтону, и он ввел санкции на продажу Ирану Ту-204СМ. Формальным предлогом послужило то, что при разработке авиадвигателя была использована американская интеллектуальная собственность. Российская сторона урегулировала проблему, выкупив права на ее использование, а пермяки сделали версию силовой установки ПС-90А3, на 100% импортозамещенную. Несмотря на то что повод для санкций был снят, перспективный проект совместного производства среднемагистрального лайнера в ИРИ почему-то был забыт.

Но вот несколько дней назад глава Организации гражданской авиации Ирана (ОГАИ) Мохаммад Мохаммади-Бахш заявил, что Тегеран планирует создать линейку лайнеров собственного производства:

Мы намерены использовать национальные возможности для выпуска пассажирских самолетов внутри страны. В Иране разработаны платформы авиалайнеров на 50, 72 и 150 мест, мы начнем с 50-местного варианта.

Планы амбициозные, однако на пустом месте реализованы они быть не могут. На что же рассчитывают иранцы?

50-72 места


Когда речь идет про пассажирский лайнер вместимостью в 50 человек, сразу же вспоминается самолет под названием IrAn-140-100 Faraz. Это продукт кооперации между иранским авиастроительным предприятием HESA и украинским ГП «Антонов». В его основу, как нетрудно догадаться, лег турбовинтовой региональный грузо-пассажирский самолет Ан-140. В базовой конфигурации лайнер рассчитан на перевозку 52 человек.

В 1995 году Тегеран и Киев заключили контракт о лицензионном производстве самолета в Иране под названием IrAn-140. Изначально уровень локализации составлял 30%, потом он вырос до 50%. Несмотря на бодрое начало, вместо запланированных 80 штук удалось собрать только 14. В HESA заявили, что так и не получили от украинских партнеров всех проплаченных комплектов деталей. В 2015 году совместное производство было официально прекращено.

По факту получить лайнер на 50 пассажиров иранцы могут, возобновив данный проект. Удлинив фюзеляж на несколько метров и доработав конструкцию, они могут создать 72-местную версию. Однако все упрется, как обычно, в двигатели. На каждом IrAn-140 стоят по два турбовинтовых двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1 производства ОАО «Мотор Сич». О возобновлении поставок силовых установок из Запорожья украинскими партнерами речи в ближайшее время идти не может.

На что же рассчитывают иранцы? Неужели на то, что Запорожье и Харьков, где производились ключевые компоненты, все же вернутся под контроль России и что-то из производственных мощностей да сохранится? Иных вариантов пока не просматривается.

150 мест


С гражданским авиалайнером на 100 пассажирских кресел все еще интереснее. Вариант для сотрудничества между Россией и Ираном просматривается всего один – это передача Ирану лицензии на производство среднемагистрального лайнера Ту-204СМ в его «укороченной версии» Ту-204-300 (Ту-234).

Фюзеляж Ту-204-300 короче базового на 6 метров, и в него помещается от 142 до 162 человек в зависимости от компоновки салона. Ту-234 – это первый отечественный двухмоторный гражданский самолет с повышенной дальностью полета, который может без посадки долететь из Санкт-Петербурга во Владивосток.

Возможны, конечно, и некие иные варианты, но названные представляются наиболее реалистичными.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Вениамин Онлайн Вениамин
    Вениамин (Вениамин) 1 сентября 2022 16:15
    +4
    Дожили, своего ничего, зато поможем гонимой миром стране 3 го мира, какого же уровня мы достигли после вставания с колен с 2000 года?
    1. Pat-Rick Офлайн Pat-Rick
      Pat-Rick 2 сентября 2022 20:57
      -1
      какого же уровня мы достигли после вставания с колен с 2000 года?

      Центр тяжести переместился с колен на другие точки опоры. Для этого понадобилось всего 22 года.
  2. tkot973 Офлайн tkot973
    tkot973 (Константин) 1 сентября 2022 16:40
    +1
    Это точно.
    Себе помочь не в состоянии, так давайте Ирану что-ли поможем.
    И продолжим торговать технологиями, будучи не в силах произвести самостоятельно.
    После развала Союза прошло 30 лет. Вроде уже пришло время либо сдохнуть, либо встать на ноги, а мы все как в болоте каком-то. Болтаемся, повешенными за орган.
    1. Денис Z Офлайн Денис Z
      Денис Z (Денис Z) 1 сентября 2022 21:46
      +1
      Не переживайте вы так, никому мы не поможем, ибо нет такой возможности. На словах мы многое можем презентовать и даже что-то на выставках показать. Но не более
  3. aslan642 Онлайн aslan642
    aslan642 (Аслан) 2 сентября 2022 12:30
    0
    А где же аналогов нет и уникальность
  4. Сергей Латышев (Серж) 2 сентября 2022 20:12
    -1
    А , вечные переможные "может, может, может"
    Может, мы им ресурсы и ...ресурсы, они нам турбины ,технику, бусы, самолеты? уже не омерика и китай ,но и Иран?
  5. Pat-Rick Офлайн Pat-Rick
    Pat-Rick 2 сентября 2022 20:53
    -4
    Начатая коллективным Западом гибридная война невольно подтолкнула к сближению две бывшие империи, Персидскую и Российскую.

    Персидская империя — термин, которым в современной историографии называют различные государства на территории нынешнего Ирана, Афганистана, Таджикистана

    Да, потенциальные друзья очень сомнительные. Их достижения в какой-либо отрасли человеческого знания я не припоминаю даже приблизительно. Наверно, Россия к 2042 году превратится в Афганистан, чего бы мне очень не хотелось.
  6. Oleg Saidovich Офлайн Oleg Saidovich
    Oleg Saidovich (Oleg Saidovich) 4 сентября 2022 00:54
    -3
    Всё будет хорошо. И персикам поможем, и неграм, и Северной Корее. Всем поможем. Потому, что мы в этой категории - самые умные и продвинутые. У нас есть советские технологии на китайской элементной базе. А это вам не хухры-мухры.
  7. Pavel57 Офлайн Pavel57
    Pavel57 (Павел) 6 сентября 2022 09:37
    +1
    Надо организовать совместное производство Ту-204СМ, как для Ирана, так и для РФ.
  8. av58 Офлайн av58
    av58 (Андрей) 28 сентября 2022 15:46
    0
    Под проект Ан-140, кстати сказать, в 1995 иранцы купили у России лицензию на производство двигателя ТВ7-117, которым хотели заменить штатный ТВ3-117, но Украина (в лице КБ Антонова) решила подддержать Мотор Сич, и запретила ремоторизацию, так что, на случай, у иранцев есть даже климовский авиадвигатель.