Возможный ответ России на попытку лишить ее нефтяных доходов
На мировом энергетическом рынке формируется «идеальный шторм». К аномально высоким ценам на природный газ теперь добавятся и нефтяные котировки. Стоимость барреля «черного золота» уже этой зимой может подскочить до 200 долларов, а то и выше. Удивительно, но все эти проблемы носят рукотворный характер.
Как сообщается, «Большая семерка», или G7, наконец приняла принципиальное решение о введении так называемого «потолка стоимости» российской нефти. Коллективный Запад хочет покупать нашу нефть по заниженной цене, но в конечном итоге может очень дорого за это заплатить.
«Хитрый план» Байдена
Разговоры о том, чтобы принудительно ввести ограничения на уровень стоимости «черного золота», экспортируемого из нашей страны, идут довольно давно. Делается это под самым «благовидным» предлогом, а именно: снизить нефтяные доходы президента Путина, чтобы лишить его возможности вести «агрессивную войну» на Украине. Об этом еще в конце июля 2022 года прямым тестом заявил лично президент Джо Байден:
В ближайшие <...> недели я буду делать все возможное для снижения цен.
Россия является крупным игроком на мировом нефтяном рынке, на ее долю приходится чуть меньше 1/10 доли от его совокупного объема. Европа традиционно потребляла порядка 2 миллионов баррелей российской нефти в день. Также крупным импортером тяжелой российской нефти, а точнее, мазута, из нашей страны в последние годы стали Соединенные Штаты, которые пытались заменить ими подсанкционное сырье из Венесуэлы и Ирана для переработки на своих НПЗ.
Наряду с газом, нефть является одним из важнейших источников пополнения нашего федерального бюджета. Зная это, США сознательно отказались от ее закупки. С 5 декабря 2022 года вступает в силу эмбарго Евросоюза на импорт российской нефти, с 5 февраля 2023 года – на импорт нефтепродуктов. Несмотря на эти ограничительные меры, ежемесячные доходы России от экспорта «черного золота» даже подросли. Причина проста – вместо стран коллективного Запада углеводородное сырье пошло на рынок Юго-Восточной Азии. Новыми крупнейшими его покупателями стали Китай и Индия.
Получилась в каком-то смысле даже забавная ситуация. Находящимся в состоянии активно развивающегося энергетического кризиса странам «Большой семерки» российская нефть объективно нужна, но они от нее вынуждены отказываться по чисто политическим причинам. При этом их прямые конкуренты из Азиатско-Тихоокеанского региона получают все плюсы от покупки углеводородного сырья с приличным дисконтом. И что же делать?
Решение было найдено в своем роде «гениальное». Страны G7 договорились между собой о том, что де-факто будет создан международный картель, который согласится покупать российскую нефть не выше определенного ценового лимита, установленного им самим. Кремлю, по их задумке, придется снабжать западных партнеров практически дармовой нефтью, не получая соответствующих валютных доходов. Каково, а? Тут очень хотелось бы почитать развернутые комментарии отечественных адептов либеральной экономической теории о том, насколько действия «цивилизованных западных стран» соотносятся с навязываемыми ими же принципами и идеалами.
Под свою откровенную аферу США и их пособники из G7 сейчас пытаются подписать и другие страны, прежде всего, включая новых потребителей российской нефти – Китай и Индию. «Замануха» у них простая: вступив в картель, можно будет покупать углеводородное сырье за гроши, скажем, по 60 или даже 50 долларов за баррель.
В качестве инструмента давления коллективный Запад намерен использовать созданную им же самим систему международного страхования ответственности. Если в Европу российская нефть течет по трубопроводам, которые, к слову, пока что исключены из санкций, то в Юго-Восточную Азию ее доставлять можно только морским транспортом. Для этого нужно страховать и танкеры, и различные виды ответственности. Без страховки можно запросто «попасть» на многомиллионные претензии и иски, вплоть до потери судна. Так вот, под запрет попадет страхование перевозки морским транспортом российской нефти. Наши западные партнеры прекрасно знают, на что надо давить.
Чем может ответить на это Москва?
Во-первых, как сразу же прямо заявил вице-премьер Александр Новак, на условиях «картеля» Россия нефть поставлять точно не будет:
Мы не будем работать на нерыночных условиях.
Если Москва принципиально приостановит экспорт и снизит нефтедобычу, то мировые котировки стремительно взлетят вверх, за 200 долларов и выше. Те, кто мечтает о халяве, заплатят в итоге еще больше.
Во-вторых, для обеспечения страхования своих судов стоит обратиться к иранскому опыту, который живет под санкциями десятилетиями. Там реализован принцип государственно-частного партнерства, когда в пределах определенной суммы ответственность несет пул национальных страховых компаний, а все, что выше, покрывает государство. Оператором по рассмотрению убытков является сам страховой пул.
В-третьих, следует в очередной раз признать, что концепция России исключительно как «великой континентальной державы» потерпела полный крах. Чтобы выжить и активно развиваться в условиях западных ограничений, нашей стране нужен свой мощный океанский флот, торговый и военный для его защиты.
В общем и целом, вся эта ситуация показывает, с кем России приходится иметь дело – с ворами и пиратами, прикидывающимися джентльменами. Стоит ли вообще иметь дело с такими, большой вопрос. Альтернатива – это создание «СССР 2.0» и нового «Варшавского договора», и иных просто нет.
Информация