Зачем Минобороны РФ предложили перейти на российско-индийские ракеты «Брамос»

22

За минувшие полгода специальной военной операции по военным объектам на территории Украины было выпущено огромное количество российских ракет. Термин «откалибровать» получил теперь совершенно новое значение. Уже сейчас очевидно, что СВО займет достаточно продолжительный период времени, и потому возникает закономерный вопрос – хватит ли для выполнения всех поставленных задач имеющегося у Минобороны РФ ракетного арсенала?

На самом деле, этим вопросом периодически задаются не только у нас, но и в стане противника, который таким образом пытается рассчитать, как долго и эффективно Россия сможет действовать своей «дальней рукой», круша военную инфраструктуру бывшей Незалежной. Точных данных мы не имеем, однако в своем телеобращении от 17 июля президент Зеленский назвал следующие цифры:



По состоянию на 19 часов сегодня Россия применила против Украины уже более трех тысяч крылатых ракет (КР), не считая баллистических. В среднем по 600 КР в месяц.

Действительно, спецоперация незаметно переросла в широкомасштабную войну со страной размером с Францию. При этом ВСУ располагают достаточно серьезной системой ПВО, что очень затрудняет действия ВКС РФ. Самым безопасным способом поражения крупных значимых целей пока что остается ракетный удар. Сколько конкретно «Калибров» имеется на складах Минобороны РФ, никто не знает, это военная тайна, поэтому западным аналитикам приходится строить свои прогнозы, исходя из косвенных данных.

Так, например, военный эксперт профильного американского издания The War Zone Стетсон Пейн сделал далекоидущие выводы из применения российской армией на Украине «непрофильных» ракет:

Еще одним признаком затруднительного положения с запасами ракет в России стало увеличение использования ракет, которые в первую очередь для этого не предназначены. Так, ЗРК С-300 были разработаны и оптимизированы для уничтожения авиации, но Россия использовала их для наземного нападения во время летних боевых действий. Это, а также применение противокорабельных ракет против наземных целей указывает на стремление русских сохранить более точные и современные ракеты.

И действительно, еще в марте 2022 года по наземным целям в населенных пунктах Великий Дальник и Великодолинское Одесской области были нанесены удары противокорабельными ракетами П-800 «Оникс», которые уничтожили центры радио- и радиотехнической разведки ВСУ. Несколькими днями позже при помощи ПКР наземного базирования из все тех же «Бастионов» была ликвидирована топливная база в Николаевской области на подконтрольной Киеву территории. Естественно, украинские пропагандисты тогда воспрянули духом, поведав широкой общественности о том, что у русских-де кончились «Калибры». Правда, радость их оказалась несколько преждевременной. На дворе сентябрь, а «калибровка» продолжается по-прежнему.

Однако повод вновь поговорить на эту серьезную тему дало недавнее заявление содиректора российско-индийского предприятия «Брамос» Александра Максичева, который предложил начать поставлять свои сверхзвуковые противокорабельные ракеты в Россию:

Мы готовы выполнить такой заказ. В сегодняшних условиях ракеты «Брамос» были бы очень полезны российской армии.

ПКР PJ-10 «Брамос» (PJ-10 BrahMos) представляет собой продукт кооперации «НПО машиностроения» и Организации оборонных исследований и разработок Министерства обороны Индии. Это сверхзвуковая противокорабельная ракета, основанная на экспортной версии российской П-800 под названием «Яхонт». Она способна развивать скорость от 2,5 до 2,8 Маха и запускаться с кораблей, подводных лодок, береговых ракетных комплексов и самолетов. Дальность поражения в базовом варианте составляет 300 километров, в модернизированном – 450 километров. Наводится на наземную или морскую цель ПКР инерциальной системой и корректируется радиолокационной головкой самонаведения. Производство осуществляется СО BrahMos Aerospace в индийском Хайдарабаде и ОАО ПО «Стрела» в Оренбурге. По условиям соглашения предполагалось произвести до 1000 ПКР, из которых третья часть должна была пойти на экспорт.

Предложение Максичева звучит довольно интересно. «Брамосы» построены на российских технологиях и стандартах и полностью интегрированы в отечественные системы. Очевидно, что запасы «Калибров» на складах Минобороны РФ далеко не бесконечны. Правда, переживать по этому поводу, опасаясь, что ракеты скоро кончатся, тоже не стоит. В прессу утекла информация о том, что соответствующие оборонные предприятия перешли на работу в три смены. Активный расход будет постоянно восполняться новыми ракетами.

Однако «Калибр» все же ракета довольно дорогая, и на некоторые второстепенные цели в тылу у противника тратить ее жалко. В этом случае «дальней рукой» вполне могут выступать противокорабельные ракеты, предназначенные для стрельбы по наземным целям. Если мощности индийского предприятия позволяют поставлять в Россию «Брамосы», то почему бы и не воспользоваться этой возможностью? Ракеты лишними не бывают.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    6 сентября 2022 11:41
    Пермский пороховой завод дополнительно открыл 350 вакансий. Обидно, что война стала толчком для промышленности.
    1. +4
      6 сентября 2022 12:53
      Цитата: zzdimk
      Обидно, что война стала толчком для промышленности

      Вообще-то война всегда становится толчком для промышленности. В истории немеряно тому подтверждений.
      Да и сама оборонка в мирное время всегда была генератором идей и разработок, практически неизменно имеющих в том числе и мирное применение.

      Цитата: Сергей Маржецкий
      спецоперация незаметно переросла в широкомасштабную войну

      Большинство россиян поддерживают спецоперацию на Украине, показал опрос
      https://news.mail.ru/society/52932793/?frommail=1

      С марта по сентябрь поддержка СВО в России снизилась на 3%. И это далеко не статпогрешность
      1. sap
        0
        19 октября 2022 21:34
        В науке да и практике давно известно, что война ускоряет научно - технический прогресс.
    2. 0
      19 сентября 2022 13:00
      Война двигатель прогресса!!!
    3. 0
      20 сентября 2022 04:57
      Так было всегда
  2. +5
    6 сентября 2022 13:12
    «Калибр» все же ракета довольно дорогая,

    Автор, а почему вы решили, что "Брамос" дешевле? Заявление Максичева, просто попытка решить свои коммерческие проблемы используя сложившуюся ситуацию.
    Не знаю мотиваций использования "Ониксов", но по С-300 могу предположить, что имеет место утилизация ракет первых серий, еще советских.
    1. +2
      6 сентября 2022 13:41
      Цитата: mark1
      Заявление Максичева, просто попытка решить свои коммерческие проблемы используя сложившуюся ситуацию

      Что плохого вы в этом нашли? Пусть и несколько цинично, но это - развитие производства, средства на новые разработки, рабочие места с приличной зарплатой, социалка, наполнение пенсионного фонда и т.д. Во время мировых войн Запад не стеснялся на этом зарабатывать деньги. Что из этого получилось, надо показывать? СССР во времена оные тоже не стеснялся оружием торговать (правда, много чего из долгов списал либо так подарил. К чему это привело, тоже прекрасно видно). В свое время даже документация на С-300 была продана в США вполне официально (правда, американцы, довольно потиравшие руки, ничего не поимели с этого, т.к. не смогли дизассемблировать программное обеспечение). Зато у России появились деньги на новые разработки.
      1. -1
        7 сентября 2022 08:24
        Цитата: k7k8
        Что плохого вы в этом нашли? Пусть и несколько цинично, но это - развитие производства, средства на новые разработки, рабочие места с приличной зарплатой, социалка, наполнение пенсионного фонда и т.д.

        под нашим чутким руководством и была разработана эта ракета. Все производство находится в Индии. И все эти рабочие места с ... будут в Индии. И НЕ ФАКТ, что эти ракеты будит дешевле, точнее и надежнее. А в остальном это фарс очередного нашего бизнесмена.
  3. +2
    6 сентября 2022 13:41
    Зачем Минобороны РФ предложили перейти на российско-индийские ракеты «Брамос»

    - Ну , час от часу не легче !
    - Ну , а

    Может быть, именно в этом великая сермяжная правда!

    - Это не моя фраза - это изрёк В.Лоханкин ("Золотой телёнок" И.Ильф и Е.Петров) ! - Хахах!
    - Выскажу только своё мнение :
    - На мой взгляд - "Калибры" себя "не оправдали" - слишком "медленные" (дозвуковые) ; хоть и могут низко лететь - но их довольно легко засечь и , если у врага приличная ПВО - то он собьёт "Калибр" (да и заряд "ВВ" у "Калибра" - довольно слабоват - наши могли бы гораздо "мощнее зарядить") ! - Со спутника можно определить вспышку (запуск "Калибра") и "система" успеет предать данные - а там уж - "кто во что горазд" ! - Чтобы стрелять Калибрами - надо уничтожить систему ПВО врага или нейтрализовать её (РЭП и прочее) ! - А без этого его (Калибр) легко могут сбить ! - Да и "Калибры" довольно дорогие в производстве !
    - Ну , а «Брамос» сбить гораздо сложнее - это скоростная ракета (сверхзвуковая);
    - Наши подарили индусам технологии (считается - совместное индо-российское производство) , а сами не стали её производить - жаль - эта крылатая ракета сегодня "хорошо пригодилась" бы ВС РФ и на Украине и в Калининграде и на Дальн Востоке и тд !
    - Только вот откуда её наши будут запускать на Украине - нужна какая-то "платформа" и "система наведения и запуска" ! - В принципе - это недолго и "придумать" - но , судя по тому как у нас "собирают и выпускают отечественные БПЛА" - то и это станет проблемой !
    Ну , а что - внедрять надо «Брамос» и стрелять ею на Украине и как можно скорее !!!
  4. 0
    6 сентября 2022 13:47
    Имхо, сверхзвуковые специализированные Брамосы должны быть сильно дороже универсальных дозвуковых Калибров. Так не искал специально сравнение

    И вроде писали, что радужные надежды Индии свернулись, и она сократила сотрудничество в их разработке и производстве. По крайней мере особо в последнее время про них не слышно. В отличие от 10летней давности.
  5. +1
    6 сентября 2022 14:10
    Оникс/БраМос стоит в десятки раз больше Калибра и его применение оправдано лишь для поражения важной, хорошо защищённой цели
    1. 0
      19 сентября 2022 21:10
      Брамос дороже Калибра?! Откуда информация? Никогда бы не подумал
      1. Комментарий был удален.
  6. +1
    6 сентября 2022 17:51
    Да всё можно. Только была бы политическая воля. Где эта "подворотня"?
  7. -2
    9 сентября 2022 07:42
    Цитата: k7k8
    Цитата: zzdimk
    Обидно, что война стала толчком для промышленности

    Вообще-то война всегда становится толчком для промышленности. В истории немеряно тому подтверждений.
    Да и сама оборонка в мирное время всегда была генератором идей и разработок, практически неизменно имеющих в том числе и мирное применение.

    Цитата: Сергей Маржецкий
    спецоперация незаметно переросла в широкомасштабную войну

    Большинство россиян поддерживают спецоперацию на Украине, показал опрос
    https://news.mail.ru/society/52932793/?frommail=1

    С марта по сентябрь поддержка СВО в России снизилась на 3%. И это далеко не статпогрешность

    Потому,что конца войны не видно,как и успехов.афганская война шла 10 лет и обошлась в 15 тыс погибших.война в Чечне с перерывами тоже около 10 лет и погибших там не меньше.эта война идёт меньше года,а потери по некоторым данным уже приближаются к 15 тыс.далее,предположим Украина капитулирует,вы на ее территорию войска в города введёте?а по ночам теракты будут происходить?
  8. 0
    9 сентября 2022 11:47
    Хорошо бы все устаревающие противокорабельные ракеты оснастить блоком спутникого наведения для поражения точечных целей.
  9. 0
    10 сентября 2022 17:08
    Зачем Минобороны РФ предложили перейти на российско-индийские ракеты «Брамос»

    Действительно хорошая идея.
  10. -1
    10 сентября 2022 19:57
    Брамос или не Брамос, но кашу наши гении заварили надолго
  11. 0
    11 сентября 2022 22:03
    Нужно, как губка, впитывать всё то, что поможет победить нацистов. Не только индийские ракеты, но и корейских добровольцев, иранские беспилотники. С Ираном что-то не совсем, вроде их Шахиды..... Смотреть и думать.
  12. 0
    11 сентября 2022 22:07
    Цитата: Миш
    Потому,что конца войны не видно,как и успехов.афганская война шла 10 лет и обошлась в 15 тыс погибших.война в Чечне с перерывами тоже около 10 лет и погибших там не меньше.эта война идёт меньше года,а потери по некоторым данным уже приближаются к 15 тыс.далее,предположим Украина капитулирует,вы на ее территорию войска в города введёте?а по ночам теракты будут происходить?

    Будут теракты. Работа привычная для спецслужб. Предлагаешь- не заходить? Подарить им время, и, технологии атомного оружия? И дождаться принятия укров в НАТО?
  13. 0
    11 сентября 2022 22:10
    Цитата: Юрий В.А
    Оникс/БраМос стоит в десятки раз больше Калибра и его применение оправдано лишь для поражения важной, хорошо защищённой цели

    Точно? Откуда дровишки? Даже если дороже, но их можно взять уже вчера и сразу много. Рассчитаться можно нефтью, если бабла во-время не найдём. Тебе бабло важно, или решение задачи с наименьшей кровью для наших?
    1. 0
      20 сентября 2022 04:48
      А, ты не решишь задачу, даже прикрываясь такими благими откорячками про малую кровь, тебе всей нефти не хватит, если начнёшь Ониксами уничтожать танки
  14. +1
    19 сентября 2022 21:08
    Может быть Брамос стоит сравнить с Искандером? Дальности-то одинаковы. Почему её сравнивают с С-300 и тем более с Калибром?!