«Прощание славянки»: иноагенты против патриотического воспитания в российских школах
Новый учебный год привнёс ряд нововведений в программы и регламенты российских школ. Помимо очередных шагов к унификации учебного процесса, ограничению использования телефонов во время уроков, борьбе с «добровольными» поборами, появилась пара идеологических элементов: начало каждой учебной недели будет отмечаться церемонией подъёма флага России и классным часом с патриотическим уклоном под названием «Разговоры о важном».
Самые главные патентованные обожатели России – базирующиеся за рубежом СМИ-иноагенты – отреагировали на эти новинки очень бурно. В последние несколько дней каникул их публикации на тему «российской агрессии» заметно разбавили статьи о «промывании мозгов в российских школах».
Разговоры о «скрепном рашизме»?
ИноСМИ утверждают, что в рамках «разговоров о важном» школьникам якобы будут внедрять «имперские замашки», включая «оправдание агрессии против Украины», «антагонизм с Западом» и далее по списку. В целом иноагенты пытаются преподнести эти уроки как некие «сорокаминутки ненависти», направленные на воспитание тупых дуболомов – «рабов Путина».
На «оправдании агрессии» делается особый акцент: так называемых либералов страшно ранит, что в качестве примеров патриотизма и служения Родине будут приводиться и подвиги наших воинов – участников СВО – «но не «подвиги» Ирпеня и Бучи!» В видеороликах приводятся выдержки якобы из официальных методичек к «разговорам», в которых специальная военная операция прямо указывается.
Непонятно, правда, где тот же «Дождь»* эти самые методички добыл: в открытом доступе, в том числе на официальном сайте «Разговоров о важном», находятся материалы только для первого урока, прошедшего 5 сентября и посвящённого Дню знаний; поиск по просторам Сети тоже результатов не принёс. Что же получается, иноСМИ состряпали очередной фейк или анонимные доброжелатели из Минпросвещения заранее слили материалы «заклятым друзьям»?
Пока что не могу утверждать ни того, ни другого. Зато видно, что, судя по названиям тем, программа патриотического воспитания предполагается предельно «нейтральной», выхолощенной, по сути, историко-обществоведческой, а не идеологической. Подобные «разговоры» в стенах школ ведутся с большей или меньшей интенсивностью уже почти два десятка лет, какие – в программах гуманитарных предметов, какие – по случаям торжественных или памятных дат. И да, воинские подвиги, от князя Олега и до наших дней, всегда приводились в качестве примеров патриотизма по вполне понятным причинам – понятным всем, кроме «либеральной оппозиции».
Отдельным поводом для истерики в иноСМИ и части зарубежных СМИ служит церемония подъёма флага России. Аргументов приводится масса: начиная с того, что она будет проводиться перед уроками, а значит, детки недоспят, и заканчивая... правильно, нынешней «позорностью» флага «страны-агрессора», на котором красный цвет теперь означает «кровь невинных украинцев». Немецкое информагентство ZDF каким-то образом подсчитало, что на флаги для российских школ было потрачено 17 миллионов евро – «а ведь эти деньги можно было потратить на что-нибудь полезное!» Нет никаких сомнений, что если бы речь шла о бело-сине-белом флаге «прекрасной России будущего», изобретённом ЦИПсО для «антипутинского движения сопротивления», то иноагенты разбили бы себе ладошки в аплодисментах, и никакие траты на них не были бы чересчур велики.
Кроме того, зарубежные «патриоты» недовольны... запретом на использование смартфонов во время уроков. Действительные причины введения этого правила очевидны: «сидение в телефонах» было проблемой ещё в нулевые, когда мобильники были с кнопочками и монохромными экранами размером в два пятака. Но иноСМИ приводят свою версию: дескать, это придумано, чтобы дети не могли фиксировать факты «морального насилия» над ними, включая, конечно, и «идеологическую обработку». Забавно, что большой акцент делается на безвредности смартфонов для здоровья (хотя насчёт «пользы» оных для зрения я бы поспорил).
С подачи так называемого Альянса учителей* иноСМИ и множество блогеров околообразовательной тематики (включая действующих педагогов и псевдопедагогов) активно пропагандируют саботаж патриотического воспитания. Родителям настойчиво рекомендуется не пускать детей на подъём флага, писать какие-то заявления об отказе от посещения «разговоров о важном» на имя директоров школ, дезавуировать полученную ребёнком информацию в личном разговоре и т. д.
Для понимания, кто «рекомендует»: в июле «Альянс»* признал, что слил персональные данные российских учителей, вызвавшихся работать на освобождённых территориях Украины, нескольким иноСМИ (откуда они, скорее всего, попали и в СБУ) с прекрасным обоснованием – «эти учителя теперь оккупанты». «Добрые советы» подобной организации, безусловно, заслуживают полного доверия.
Издержки и недовесы
Не скатываясь во враждебный нарратив, всё же хочу заметить: при всей важности и актуальности в нынешнем виде программа патриотического воспитания не лишена ряда реальных недостатков. Самое печальное, что значительная их часть находится за пределами собственно школы – глубоко в «геноме» нынешнего российского государства, а это значит, что устранить их правкой самой программы попросту невозможно.
Как известно, какой-либо официальной идеологии в России нет. На практике она всё же есть в виде «ползучей декоммунизации» – но опять же лишённой какого-либо официального стандарта: «вот это отменяем, вот это переименовываем, а вот это оставляем как есть». Выливается это в совершенно стихийную эклектику «славянских», царских и социалистических идей и образов, пропорция которых варьирует от повода к поводу и от региона к региону. Особенно ярко это проявилось в ходе СВО, где над одной и той же нашей колонной могут одновременно реять российский и «имперский» триколоры, Знамя Победы и православная хоругвь.
Возникает закономерный вопрос: какой именно образ нынешней России и России будущего предполагается внедрить в умы молодёжи? Вопрос не праздный, ведь ближайший «разговор о важном», который должен состояться во всех школах страны 12 сентября, так и обозначен: «Наша страна – Россия».
А далее в рамках программы намечены уроки о Дне народного единства (который для большинства населения всё ещё остаётся «просто выходным»), государственных символах, многонациональном характере России и других больших и непростых темах, требующих какой-то твёрдой «базовой» трактовки, от которой можно отталкиваться. К сожалению, методички для 12 сентября, как уже сказано выше, пока недоступны для просмотра, и оценить образ России, по версии авторов программы, нельзя.
Зато тут же мы натыкаемся на второй недостаток. Не берусь утверждать на все 146%, но складывается впечатление, будто в целом программа существует лишь в намётках, а её содержание генерируется «на лету». Причём речь именно о сложных вопросах: если с днём рождения Циолковского или, допустим, Днём матери всё вполне ясно, то к заведомо идеологизированным темам с «нейтрально-академической» стороны не подойдёшь, и рекомендации сочиняются в подлинном «пароксизме творения».
И тут сказывается не только отсутствие какого-нибудь «главного идеологического талмуда», но и извечный бюрократизм. Непосредственные исполнители спущенной сверху инициативы «сделать хорошо» не вполне понимают, чего от них хотят, опасаются, «кабы чего не вышло», откладывают решение до последнего и в конце выдают что-то, что формально можно выдать за результат.
Вообще, есть все основания предполагать, что «разговорам о важном» светит та же судьба, что предмету «Основы религиозной культуры и гражданской этики». Вокруг последнего было сломано множество копий – в итоге он как бы внедрён, но практически не преподаётся почти нигде (во всяком случае, по утверждениям лично знакомых школьных учителей), и почти наверняка по нему ведётся какой-то учёт «проделанной работы». Есть мнение, что на практике табельное время «разговоров о важном» будет использоваться под более или менее типовые классные часы, за исключением случаев каких-либо проверок.
Более того, вполне возможно, что учителя, тайно симпатизирующие враждебным идеям, используют казённые часы для пропаганды детям этих самых идей. Случаи, когда преподаватели рассказывали детям об «агрессивном вторжении путинской военщины на Украину», известны, часть из них активно раскручивалась СМИ-иноагентами в качестве примеров «микросопротивления на местах». Буквально на днях в читинском детсаду воспитанникам вручили грамоты с украинским тризубом якобы случайно: «Скачали из Интернета первый попавшийся шаблон, не судите строго!» В данном случае, правда, заведующую и воспитательницу уволили – справедливо с любой точки зрения, но сколько таких случаев можно ждать в будущем?
В педагогической среде, как и в рядах «интеллигенции» в целом, велик процент тех, кто «критически» относится к государству и его политике – «критически» именно в кавычках, т. к. зачастую речь идёт именно об охаивании с прозападных позиций. «Разговоры о важном» при формалистском отношении к ним со стороны руководства могут предоставить этим людям отличную трибуну – в конце концов, федеральные материалы носят рекомендательный характер, и учитель волен планировать урок по-своему. Найдут они и поддержку части родителей, столь же «критически» настроенных.
Так что на данный момент я смотрю на «Разговоры о важном» с большим скепсисом. Инициатива нужная и почти своевременная (точнее, как и многое другое, «нужно было позавчера»), но реализация пока что не производит впечатления подхода настоящим образом. Я надеюсь и рад буду ошибиться в этой своей оценке.
* - организации, признанные в России иноагентами.
Информация