Ещё один урок СВО: России нужны новые военные союзы
Среди множества выводов, которые российскому руководству следует сделать из хода специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, одним из основных, вне всяких сомнений, является тот не слишком приятный факт, что среди различных стран, с которыми Москва вроде бы имеет «партнерские» и даже «дружественные» отношения, нет фактически ни единой, которая могла бы сойти за военного союзника России. Увы, но прошедшие полгода крайне убедительно показали, что даже те государства, с которыми она связана соответствующими договоренностями, мягко говоря, совершенно не рвутся оказаться с российской армией «в одном окопе».
Мало того – при этом нисколько не меняется потребительский подход к этим же самым соглашениям, проявляемый теми, кто слишком уж привык «в случае чего» прятаться за «широкую спину» Москвы. Более того – пример того же Казахстана убеждает, что оказание ею кому-то действенной и своевременной помощи вполне может обернуться против российских интересов. Всё это заставляет «поставить ребром» вопрос о явно назревшей острой необходимости пересмотра государственной политики на данном направлении как таковой.
ОДК «без Б»…
Единственной структурой с участием России, худо-бедно тянущей (вернее, до недавнего времени тянувшей) на звание «военного блока», пусть и с определенной натяжкой, можно было бы считать Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Позволю себе напомнить, что в таковую входят, помимо нашей страны, Армения, Белоруссия, Киргизия и Казахстан с Таджикистаном. СВО на Украине идет вот уже более шести месяцев – и что же мы видим? Где если не участие в ней, то хотя бы явная внешнеполитическая поддержка со стороны хотя бы одного из перечисленных государств? Их нет от слова «совсем». Исключением является разве что Белоруссия. Хотя…
И в отношении Минска имеется целый ряд весьма серьезных вопросов по поводу его вовлеченности в события, касающиеся его самым что ни на есть непосредственным образом. Не буду вдаваться в подробности, поскольку они требуют совершенно отдельного разговора, остановлюсь лишь на двух моментах. Во-первых, как признавал сам Александр Лукашенко, именно на украинской территории готовились боевики для «беломайдана». Сейчас же там набираются реального боевого опыта те, кто в будущем твердо намерен взять в стране власть никоим образом не мирными методами. Сегодня сражается с этой публикой российская армия. Во-вторых, в Киеве уже не единожды звучали призывы к нанесению по Белоруссии то ли «превентивных ударов», то ли «ударов возмездия». И далеко не факт, что они так и останутся пустыми разглагольствованиями. Если из Вашингтона дадут соответствующие команды, те же «Хаймарсы» ударят если не по Минску, так по приграничным городам и селам. Тем более что хвастливые посулы «раскатать за три дня» белорусскую армию и взять тамошнюю столицу «с налета» что укронацисты, что спевшиеся нынче с ними «змагары» давали тоже неоднократно. Батьке, право же, стоило бы призадуматься, но…
С другой стороны, со всеми прочими членами ОДКБ дела обстоят и того печальнее. И едва ли не хуже всех – с Казахстаном, где в январе нынешнего года, за какой-то месяц с небольшим до начала СВО, впервые были применены коллективные силы Организации – для наведения порядка, спасения страны от кровавого хаоса и погружения в пучину настоящей гражданской войны. Операция по умиротворению и восстановлению конституционного порядка была проведена молниеносно и без преувеличения блестяще. Однако назвать то, чем отплатил за всё это нынешний президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, оказавшийся на своем высоком посту исключительно благодаря своевременным и грамотным действиям партнеров по ОДКБ (России – в первую очередь), просто черной неблагодарностью, означало бы сильно преуменьшить глубину совершенного им предательства. Чего стоит один демарш этого деятеля во время Санкт-Петербургского международного экономического форума, когда он в крайне резкой форме высказался относительно «неприемлемости» признания Казахстаном Донецкой и Луганской Народных Республик! Русофобия в этой стране, при Назарбаеве носившая в основном «мягкие» и «ползучие» формы, вышла на совершенно новый уровень и усилилась в разы. Астана стремительно продолжает сближение с Западом, и прежде всего с являющейся злейшим врагом России Великобританией. И, кстати, военное сотрудничество (те же совместные учения) со странами НАТО там развивается также опережающими темпами. Дошло до того, что Казахстан был буквально пойман за руку на поставках вооружений киевскому режиму, в ходе которых готов был предоставить укронацистам всё, вплоть до боевых самолетов. Вот так «союзнички»! С такими врагов однозначно не надо.
Не там ищем?
Еще один пример (правда, из несколько иной «оперы») – поведение Армении, которую не так уж и давно спасло от полнейшего военного разгрома и катастрофы государственного уровня лишь вмешательство Москвы в очередной её конфликт с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Рискну попасть впросак, однако скажу, что за всё время СВО не слышал и не читал ни об одном случае прибытия на передовую отрядов армянских добровольцев или передачи Ереваном помощи для российской армии или хотя бы жителей Донбасса. Хоть в какой-то форме и самых крошечных объемах. Повторюсь, возможно, я чего-то не знаю – но, скорее, ничего подобного попросту не было. В то же время стоило на линии соприкосновения в Карабахе вновь вспыхнуть военным действиям, и армянский премьер-министр Никол Пашинян немедля бросился за помощью по хорошо знакомому ему адресу. Апеллировал он при этом к 4-й статье Договора, выполнить которую российская сторона должна была «для восстановления территориальной целостности страны и обеспечения вывода азербайджанских военных из Армении». Напомню содержание этой самой статьи:
Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств – участников настоящего Договора.
По сути дела, провокация азербайджанской военщины, явно затеянная и осуществленная с прямой подачи наших «заклятых друзей» с Запада, была направлена на втягивание Москвы в новый военный конфликт – для отвлечения сил и средств с театра СВО. По некоторым оценкам, расчет делался еще и на срыв самаркандского саммита ШОС, вызывающего у «коллективного Запада острый приступ крайнего раздражения.
Так или иначе, но осуществить этот замысел не удалось (во всяком случае, пока) – в зону конфликта были направлены всего лишь военные наблюдатели ОДКБ, а боевые действия удалось остановить. Впрочем, скорее всего, это далеко не конец истории. Кто-то очень упорно пытается разжечь военный конфликт между Таджикистаном и Киргизией – и, судя по всему, бенефициары там те же самые, что и у обострения в Нагорном Карабахе. Россию упорно тащат в локальные конфликты, вмешиваться в которые она вроде бы будет обязана по условиям Договора, работающего, как показывает практика, исключительно в одном направлении. Так нужен ли он нашей стране вообще? Будем объективны – Москва «упустила» ситуацию в абсолютном большинстве государств так называемого постсоветского пространства, позволив полностью «профильтровать» их агентурой Запада, причем абсолютно на всех уровнях, от «верхов» до «низов», и во всех сферах – от идеологической до «силовых» структур. Более того, что намного важнее и неприятнее, наши геополитические враги успели заиметь во всех постсоветских республиках мощнейшие экономические позиции. И терять их они уж точно не намерены ни при каких обстоятельствах. Тот же Казахстан – лучшее доказательство данного тезиса. В Белоруссии ситуацию удалось спасти буквально в последнюю минуту. И то нет никаких гарантий, что Александр Григорьевич не преподнесет Москве еще пару-тройку «сюрпризов». Впрочем, в любом случае пора, пожалуй, признать, что настоящих союзников среди бывших «братских республик» Москве искать вряд ли стоит. Особенно – в военной сфере, учитывая, кстати, и тот момент, что их армии и возможности ВПК совершенно несопоставимы с российскими.
Так что же делать? Попытаться утешиться мыслью о том, что Великую Отечественную мы выиграли без всяких там «союзов»? Ну, не считать же на полном серьезе таковым «Антигитлеровскую коалицию», в которую в конце войны дружно ломанулись вчерашние сателлиты Третьего рейха и прочие, пардон, прихлебатели вроде Франции? Звучит гордо, однако не следует забывать, что войну ту вел Советский Союз, а не одна лишь Россия. События СВО, к огромному сожалению, демонстрируют нам, насколько весомой может быть поддержка извне, оказываемая сражающейся армии и стране. Не будь её, Киев почти наверняка капитулировал бы уже несколько месяцев назад. Вооружения и наемники с Запада позволяют ему пока что огрызаться – причем, признаем, порой достаточно эффективно.
А может, мы просто не там ищем? Или искали все прошедшие годы? Кто одним из первых признал ДНР и ЛНР? Кто заявил о готовности отправить на передовую СВО сто тысяч своих бойцов? Правильно, Северная Корея. Кто заявил о полном пренебрежении американскими санкциями и полной готовности вопреки таковым поставлять российской армии те виды вооружения и снаряжения, в которых она остро нуждается, прежде всего ударные БПЛА? Иран. Вот с такими странами, являющимися уже проверенными бойцами «антизападного фронта», и стоит заключать полноценные военные союзы. С теми, кто готов не только брать, но и давать, кто не боится лезть в драку и не оглядывается при этом на «мировое сообщество». Увы, о государстве, блокирование с которым могло бы принести Москве едва ли не наибольшую пользу, то есть о Китае, такого пока сказать нельзя. В Пекине осторожничают и пытаются не портить отношения с Западом до последней возможности. Экономические интересы, однако… Хотя, возможно, становящиеся в последнее время всё более агрессивными и напористыми антикитайские действия Соединенных Штатов и «тайваньский вопрос», тянуть с решением которого далее вряд ли получится, заставят товарища Си изменить курс. В любом случае России в союзниках нужны государства, четко осознающие, что им, скорее всего, придется противостоять всему «коллективному Западу», в том числе силой оружия, и реально готовые на это. От других никакого толку и проку не будет.
Информация