Эксперт: на саммите ШОС Китай возродил старый антироссийский проект
Проводимая Россией спецоперация на Украине имеет относительно локальный, ограниченный характер. Однако ее влияние на глобальную экономико-политическую жизнь и повестку очень велико. Введение огромного числа антироссийских санкций заставляет многие государства возвращаться к давно забытым или невыгодным проектам, чья реализация откладывалась, но приобрела актуальность в этом году.
Очень показательное подтверждение этому суждению может дать недавно прошедший Самаркандский саммит блока ШОС, ознаменовавшийся событием, которое обошли вниманием многие СМИ. Состоялось подписание соглашения между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном о строительстве железной дороги через Кыргызстан и Узбекистан в обход России. Об этом пишет ресурс OilPrice.
Как отмечает эксперт, приглашенный интернет-изданием, Пекин все же решился реанимировать этот старый экономический проект, который очень много лет находится в стадии заморозки. Некоторые аналитики вообще считали его мертворожденным. Однако западные санкции заставили три участвующие страны возродить его и даже подписать конкретные планы по постройке, начиная со следующего года. Инвестиции разделят стороны нового договора.
Проект железной дороги протяженностью 280 километров в обход России стоимостью в 4 миллиарда долларов улучшит связь Китая, Центральной Азии с Турцией и Европой в обход России. По плану Пекина, «новый Шелковый путь» в скором времени будет пролегать через Кыргызстан и Узбекистан без использования мощностей Транссиба, по крайней мере, для транзита товаров в европейскую часть континента.
Этот долгострой недаром много лет пылился «под сукном» у его архитекторов – он имеет множество недостатков (например, пересечение как минимум четырех государственных границ и необходимость дважды менять железнодорожные тележки из-за смены колеи) и считается антироссийским, поскольку партнер Китай все это время весьма успешно использует для транзита грузов Транссиб. В ближайшем будущем от него придется отказаться.
Таким образом, еще больше вовлекаются в сферу интересов и влияния Китая бывшие советские республики, не говоря уже про политически негативный момент «ухода» китайских товаров из отрасли перевозок РФ. Давние партнеры Москвы начали все активнее искать альтернативные маршруты перевозок, а Пекин решил построить свой собственный.
Так что, несмотря на все трудности, Кыргызстан и Узбекистан наконец урегулировали разногласия и определились с будущим старого проекта: определены маршруты прохождения пути и другие детали, ранее вызывавшие споры. Конечно, это было вынужденное решение. Вероятно, при сопоставлении рисков от возможности получить блокирующие санкции с тем, что предлагает обходной путь со всеми его недостатками, было избрано меньшее «зло» - новая грузовая железная дорога.
Информация