С октября Индия прекратит закупку российской нефти: эксперт назвал причины
Постсанкционный всплеск «дружбы» между Россией и Индией является исключительно прагматическим шагом, важным для обеих сторон выгодной сделки. Москва получает огромный рынок сбыта, а Нью-Дели – дешевую нефть. Впрочем, идиллия длилась недолго. Уже в сентябре Индия почти до нуля сократила импорт отечественной нефти, а в октябре, как ожидается, закупки полностью прекратятся. Нет, дело не в цене – российское сырье по-прежнему стоит дешево. Настоящие причины называет эксперт по энергетике ресурса OilPrice Чарльз Кеннеди.
Уже в этом месяце началось увеличение поставок черного золота в Индию из Африки и Ближнего Востока, поскольку тарифы на перевозки на дальние рейсы резко возросли. Индийские нефтеперерабатывающие заводы не колеблются заключать сделки с РФ — их основным стимулом для покупки была более дешевая российская нефть, чем международные эталоны и аналогичные сорта с Ближнего Востока и Африки.
Однако с учетом недавнего скачка фрахтовых ставок российская нефть не выглядит такой уж дешевой. Кроме того, время в пути от Дальнего Востока России, где грузы класса ESPO (ВСТО – марка сибирской нефти, поставляемая по трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан, приравнивается к Dubai Crude) загружаются на экспорт, до Индии составляет месяц по сравнению с неделей, необходимой для доставки ближневосточного груза в тот же порт. Именно поэтому в ближайшее время произойдет резкое изменение структуры поставок на индийском рынке. Об этом также пишет агентство Reuters.
Таким образом, с учетом фрахта стоимость доставки российского сырья сейчас оказывается на 5-7 долларов дороже по сравнению с аналогичными сортами из других стран. Конечно, в рамках жеста доброй воли Москва, к примеру, может взять расходы по доставке на себя, и тогда все «станет, как было» еще месяц назад. Но это скорее фантастический вариант, нежели рабочий сценарий.
Хотя западные эксперты предрекают, что экспорт РФ не пострадает, так как все свободные объемы, от которых откажется Индия, пойдут в Китай, России все равно необходимо как можно раньше задуматься о постройке собственного нефтеналивного флота, чтобы не переплачивать за фрахт зарубежным судовладельцам. В условиях полного переформатирования рынков сбыта с изменением их географии, что происходит не на один день, а навсегда, это было бы лучшим выходом из ситуации. Ко всему прочему, подобный подход решит также проблему страхования грузов в Лондоне и избавит от влияния санкций за перевозку отечественного продукта иностранными компаниями.
Информация