Культурный отпор: как заставить российских артистов работать на страну
На уходящей неделе СМИ, и российские, и, особенно, зарубежные, уделили массу внимания просроченной «примадонне» отечественной эстрады Пугачёвой, через соцсети затребовавшей у «путинского режима» признать её иноагентом, как и находящегося за рубежом супружника. И если у нас это освещалось всё же больше в ключе глянцевых журналов, то во вражеской пропаганде «пугачёвский бунт» преподнесли чуть ли ни как сигнал ко всеобщему восстанию против «кровавой диктатуры», а саму Пугачёву – как эдакую российскую коллегу «президентки Беларуси» Тихановской.
На этом фоне остался без должной оценки другой, куда более весомый факт. 16 сентября российский (точнее, уже антироссийский) популярный рэпер Мирон Фёдоров ака Oxxxymiron выпустил клип «Ойда», в котором абсолютно недвусмысленно проталкивается бело-сине-белая повестка по демонизации и «деколонизации» России. На сегодняшний день клип собрал около 5 миллионов просмотров только на YouTube и разошёлся на цитаты у «пацифистски» настроенных граждан, особенно, конечно, молодёжи. Жовто-блакитная аудитория сие произведение встретила с настоящим восторгом.
«Это мост в будущее, это обращение к нашим детям»
Господином музыкантом уже занимаются компетентные органы: ещё 29 августа в одном из московских судов был зарегистрирован иск о признании части текстов рэпера экстремистскими, и свежий трек просто идеально подходит под это определение. Но ситуация несколько сложнее, и неразрешима одними лишь полицейскими мерами.
Использование художественных инструментов в качестве идеологических отработано буквально столетиями, а в последние лет десять достигло пика. Дешевизна и скорость создания цифровых произведений, лёгкость и практическая моментальность их распространения позволяют артистам (любым: художникам, музыкантам, видеографам и т.д.) по-настоящему оперативно реагировать на любой инфоповод.
...И вот тут начинается самое интересное. Чтобы заставить всю эту артистическую братию работать в нужном тебе направлении, вовсе не обязательно (собственно, вообще не нужно) спускать сверху вниз какой-то заказ. Стоит нагнать соответствующий информационный фон – и художественная интеллигенция, повинуясь рефлексам своей «тонкой душевной организации», сама начнёт сочинять, малевать, тренькать и выкладывать результаты на всеобщее обозрение.
Конечно, в основном на выходе будет, условно говоря, «лубок», малая форма – но зато много, вполне потребного качества, и идеально подходящая для «вирусного» распространения через соцсети. Дальше от условного «заказчика» потребуется только способствовать продвижению контента, для чего сегодня требуется буквально несколько кликов мышкой в меню настройки контекстной рекламы, а дальше поисковые машины в автоматическом режиме скормят обывателю новый хит или даже тренд.
Во вражеской пропаганде этот принцип используется настолько часто, что иногда хвост начинает вилять собакой. Например, поздней осенью 2018 г. ещё один известный российский исполнитель – рэпер Дмитрий Кузнецов ака Хаски – заявлением о том, что ФСБ якобы преследует его за несколько музыкальных клипов и пытается «пришить» экстремизм, поставил на уши всю российскую музыкальную тусовку. Происходило это на фоне действительного ужесточения антиэкстремистского законодательства и некоторых перегибов на местах (знаменитых «арестов за репосты»), соответствующая информационная атмосфера якобы скорого введения «тотальной цензуры» уже была создана – поэтому арест Кузнецова на 15 суток за хулиганство (повреждение чьего-то автомобиля) удалось легко и успешно раскрутить как «политическое дело».
К общественной кампании за освобождение бедного музыканта из «фээсбэшных застенков» подключились коллеги по цеху (включая и рэпера Фёдорова), ещё несколько молодых музыкантов, смекнув, куда дует ветер, тоже поспешили объявить, что и их тоже шпыняют «люди в чёрном» и запрещают концерты... На самом деле, никто никого не преследовал, все якобы «запрещённые» видео находятся в открытом доступе до сих пор. Единственным чёрным во всей этой ситуации был чёрный пиар ряда музыкальных исполнителей и коллективов. Однако уже летом 2019 г. некоторые из них по-настоящему вышли на подпевку к антироссийской «оппозиции» во время протестных акций в Москве.
Но вернёмся к рэперу Фёдорову и его свежему бело-сине-белому «творению». Является ли оно вражеской агиткой? – безусловно, да. Оно просто идеально соответствует изобретённому в ЦИПсО шаблону «искупившей грехи перед Украиной и мировым сообществом России будущего под отмытым от крови флагом».
Вложены ли в него деньги заинтересованных иностранных «спонсоров»? – может быть, что и... нет. На всё про всё ушло (возьмём с запасом) 250-300 тысяч рублей, каковые столь популярный исполнитель мог взять и в собственном производственном бюджете и, скорее всего, уже отбил с лихвой на отчислениях с площадок.
Даже если «заклятые друзья» России помогли ему материально не только с рекламой, но и с производством, самое главное здесь не в этом. Важнее всего, что рэпер Фёдоров, очевидно, искренне уверен в собственной правоте, и вещает на публику схожего (не аналитического, а эмоционального) склада, оставляя у неё на извилинах неизгладимые отпечатки своих слов.
Легенду надо подкармливать
Пугачёва, Гребенщиков, Хаматова и прочие бывшие «звёзды» из телевизора в творческом смысле – уже трупы, и то, что они говорят в своих интервью или выкладывают в соцсети, на реальную идеологическую повестку не влияет практически никак. А вот творческая активность артистов нового поколения, даже самых мелкокалиберных, влияет на неё самым непосредственным образом.
«Рэперов фёдоровых» в стране немало, они есть в абсолютно каждой сфере художественного производства; многие из них – действительно одарённые люди, создающие технически качественные и популярные произведения. Обе волны массового бегства молодёжи из России, и весенняя, и нынешняя, в немалой степени инспирированы созданным этими людьми эмоциональным фоном вокруг украинского конфликта (хотя, преувеличивать успехи «лириков» тоже не стоит).
Известное пренебрежение нашего ВПР информационной борьбой в целом, естественно, сказывается и на «культурном» фронте; возможно, даже в большей степени, чем на «новостном». Надо понимать, что при более хлёстком (без визуальной и звуковой цензуры), методичном и непрерывном освещении реалий украинского конфликта, уродливых гримас жовто-блакитного фашизма и подвигов наших воинов в борьбе с ним, многие из «фёдоровых», работающих на врага, работали бы на Россию – и не за страх, а за совесть.
Справедливости ради, как и с информированием, ситуация с эмоциональной накачкой аудитории мало-помалу исправляется. Хотя предпочтение явно отдаётся масштабным мероприятиям и арт-объектам, типа многотысячных митингов-концертов или огромных граффити во всю стену многоэтажного дома, к работе над ними подтягивают обозначившие себя народные таланты.
В очередной раз ворвался в повестку, теперь уже культурную, и Пригожин – «продюсер» ЧВК «Вагнер». В начале октября должен выйти на экраны созданный под его эгидой первый полнометражный фильм об украинском конфликте – «Лучшие в аду», основанный на реальных событиях боёв за Попасную и Стаханов, и там же и снятый. Интересно, что в «департаменте культуры» «Вагнера» не забывают и о малой форме, и в Сети нетрудно отыскать несколько созданных там вполне трендовых музыкальных клипов.
И в целом такого контента – одновременно российского и пророссийского – множество, гораздо больше, чем продуктов коллективного «рэпера Фёдорова». Спектр произведений широчайший: от чернушного вагнеровского хип-хопа «Я достал свой свинорез» до суровой вариации на «Священную войну» рэпера ПодБита, воина-пограничника; от мемчиков с горелыми трупами «захистников» до настоящих батальных полотен.
По сути, всё, что требуется от государства – способствовать продвижению этих произведений на местных площадках, в российских соцсетях, чтобы контекстная реклама с ними была на виду у каждого в режиме 24/7. Заняться этим (как и многим другим) стоило уже давно, а сейчас, с началом частичной мобилизации, поддержка боевого духа стала важнее ещё на порядок.
Информация