Современные УДК все больше превращаются в тяжелые авианесущие крейсера
Накануне стало известно, что в Китае была успешно завершена постройка универсального десантного корабля типа 075 LHD, третьего в этой серии. Дальнейшим развитием должен стать УДК типа 076, еще больше и мощнее, которых для нужд ВМС НОАК построят целых семь штук. При этом у нас, в России, авианесущие корабли такого класса некоторые чересчур медийно-активные люди упорно называют «бесполезными посудинами» и «огромными плавучими мишенями». Но так ли они бесполезны и беззащитны на самом деле, как это пытаются представить?
Бесполезные?
Необходимость в таком классе, как универсальный десантный корабль, была осознана американцами во время Вьетнамской войны. Успешный морской десант под огнем ствольной артиллерии вьетнамских патриотов, обороняющих побережье своей страны от иностранных агрессоров, становился большой проблемой. Нужно было совместить в одном корабле функции штабного, осуществляющего управление высадкой десанта и координацию действий авиации и кораблей поддержки, а также возможность десантирования морпехов и техники максимально безопасным загоризонтным способом.
Американские УДК прошли свой эволюционный путь развития, постепенно становясь все больше и вместительнее. Полное водоизмещение «Таравы» составляло 39 967 длинных тонн, он мог перевезти 1903 человек морской пехоты, 16 вертолётов CH-46D Sea King, 6 вертолётов CH-53D Sea Stallion и 4 вертолёта UH-1N. Максимально возможное число летательных аппаратов на борту составляло 43 единицы. Полное водоизмещение его преемника, «Уоспа», составило 40 532 английские тонны. Его десантновместимость – 1893 человека морской пехоты, авиакрыло стало заметно мощнее: 30-32 вертолёта CH-46, 6-8 самолётов AV-8B, или до 46 вертолётов CH-46, или 20 самолётов AV-8B. Иначе говоря, за счет возможности базирования истребителей вертикального взлета и посадки УДК начали превращаться в легкие авианосцы.
Вершиной эволюции стали УДК типа «Америка». При полном водоизмещении в 45 700 тонн они могут перевозить 1871 морского пехотинца и нести очень внушительное авиакрыло: 12 конвертопланов MV-22, 6 истребителей короткого взлета и вертикальной посадки F-35B, 4 ударных вертолета ΑH-1Z, 4 транспортных вертолета ΜΗ-53, 3 многоцелевых вертолета UH-1 или 22 истребителя пятого поколения F-35B.
22 СКВВП – это очень серьезная сила, которая при полном водоизмещении более чем в 45 тысяч тонн по праву позволяет отнести «Америку» к классу легких авианосцев! F-35B совместно с ударными вертолетами способны оказывать поддержку морскому десанту, превращая в подобие лунного ландшафта враждебное побережье, а также обеспечивать ПВО, отгоняя истребители и штурмовики противника. Наличие вместительного лазарета для раненых на борту делает УДК настоящим госпитальным судном. При необходимости состав авиакрыла может быть изменен на противолодочные вертолеты, и тогда корабль превратится в противолодочный вертолетоносец.
Если посмотреть на перспективного китайского конкурента «Америки», то его возможности впечатляют не меньше. Стандартное водоизмещение УДК проекта 076 составит 48 000 тонн, а полное – 56 000 тонн, что приближает его к нашему ТАВКР «Адмирал Кузнецов» с его 59 100 тоннами. Из-за осадки в 10 метров высадка батальона морской пехоты с техникой будет осуществляться только при помощи десантно-высадочных катеров или малых десантных кораблей на воздушной подушке типа 726/726А.
Китайский УДК будет оснащен сразу двумя электромагнитными катапультами длиной в 120 метров. Ресурс каждой позволит запускать в воздух до 24 летательных аппаратов в час. Это будут разведывательные БПЛА следующих типов: CH-7 и GJ-11 (малозаметные ударные БПЛА), EА-03 (высотный БПЛА-разведчик, также известен как WZ-9, WZ-2000, BZK-007), WZ-100 и CR-500 (ударные БПЛА вертолетного типа с соосной схемой винтов), должные обеспечить многоуровневую систему разведки и наблюдения с максимальным боевым радиусом в 1500 км, а также ударные вертолеты WZ-10 и WZ-19, противолодочные HZ-20 и транспортные Z-8L и Z-20. Общая численность летательных аппаратов авиакрыла типа 076 составит 40 единиц, подниматься на палубу они будут двумя лифтами грузоподъемностью до 30 тонн.
Классифицировать китайский корабль как легкий авианосец не позволяет только отсутствие у ВМС НОАК своих аналогов F-35B. Но что-то подсказывает, что Поднебесная сможет решить и эту проблему. Семь 076 и три 075 – это то, что может понадобиться Пекину для стремительной десантной операции по возвращению контроля над Тайванем, а заодно и «папуасов гонять» в колониях где-нибудь в Африке.
По факту УДК – это исключительно полезные многофункциональные корабли, что бы там ни утверждали фанаты «москитного флота».
Беззащитные?
С тезисом о якобы полной беззащитности универсальных десантных кораблей также невозможно согласиться. Напротив, современные УДК все больше превращаются в тяжелые авианесущие крейсера.
По советской и российской классификации к ТАВКР относятся ракетные крейсера, оснащенные зенитными, противокорабельными и противолодочными комплексами, одновременно несущие несколько десятков самолетов и вертолетов. Однако по классификации блока НАТО еще 70-х годов прошлого века для отнесения авианесущего корабля к ракетным крейсерам было достаточно наличия на них ЗРК средней дальности. Это было справедливо, например, к британским легким авианосцам типа «Инвинсибл», которые несли зенитно-ракетные комплексы зональной ПВО Sea Dart.
УДК типа «Америка» оснащены не только современным радиоэлектронным вооружением, но и достаточно развитой системой ПВО. Она представлена 2 ЗРК Mk29 на 8 ракет ESSM каждая и 2 ЗРК Mk49 RAM, предназначенными для непосредственной защиты от противокорабельных ракет противника, а также 3 × 20-мм зенитными артиллерийскими комплексами Mk15 Phalanx и 7 × 12,7-мм пулемётами. Китайский конкурент «Америки» для самозащиты будет иметь зенитно-ракетные системы малой дальности «Морское красное знамя 10» и семиствольные зенитные пушки «Тип 730» калибра 30 мм. В перспективе рассматривается возможность оснащения УДК проекта 076 лазерными системами ПВО.
Скажем прямо, на полностью «беззащитную мишень» ни американский, ни китайский УДК вообще не тянут. Если же учесть авиакрыло каждого, способное обеспечить ПВО и ПЛО, то картина начинает выглядеть совсем иначе, чем это иногда пытаются у нас представить.
Информация