Применит ли Россия тактическое ЯО на Украине: эксперты сомневаются

20

В последнее время в масс-медиа много разговоров о возможном применении тактического ядерного оружия в ходе СВО. Давайте разберёмся, что говорит об этом российская ядерная доктрина и есть ли вообще в этом смысл.

Принципы ядерного сдерживания


Запад активно раскручивает тему ТЯО в СМИ для укрепления своего авторитета и продвижения системы либерального диктата

— считает официальный представитель МИД Мария Захарова.



Документ «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» гласит, что ядерная доктрина России предусматривает только оборонительное применение ЯО «в случае угрозы самому существованию государства» и решение о нём принимает верховный главнокомандующий.

Если же мы обратимся к ядерной доктрине США, отражённой в документе «Обзор ядерной политики», то окажется, что Америка зарезервировала себе возможность применить ЯО в любой момент. Об этом недавно высказался дипломат Андрей Белоусов. В частности, доктрина США предусматривает «возможность применения ядерного оружия в ответ на атаку с использованием неядерных средств нападения».

Тактическое ядерное оружие и целесообразность его применения


Тактическое ядерное оружие предназначено для поражения целей непосредственно на фронте и в ближайших тылах, поэтому его мощность в тротиловом эквиваленте не превышает всего несколько килотонн. Оно может существовать не только в виде ракет и снарядов, но и других боеприпасов, например, авиабомб.

В России основными носителями тактических ядерных зарядов являются самолёты Ту-22М3, Ту-160 и Ту-95МС. Первые, кстати, уже работают по врагу обычными авиабомбами и ракетами. Имеются ядерные снаряды для артиллерийских систем, таких как «Мста-С», «Гиацинт», «Малка» и даже для тяжёлого ствольного миномёта «Тюльпан». Их боеприпасы не наносят существенного вреда окружающей среде, так что о радиоактивном заражении местности можно не беспокоиться. В большинстве случаев никто даже не заметит, что боеприпас был ядерным в силу его малой мощности. Вообще общий тренд современных ядерных вооружений это снижение массы и мощности в обмен на повышение точности удара.

Но если даже за единицу ТЯО принять такую мощную систему, как наземный оперативно-тактический комплекс «Искандер-М» с ядерной боеголовкой 50 килотонн, получится вот что.

Плотность войск ВСУ на один километр линии фронта составляет до 300 человек. При этом важно понимать, что солдаты передовых частей, как правило, не находятся в чистом поле. Их защищают окопы, блиндажи, боевая техника. Давно доказано, что корпуса бронемашин и танков задерживают даже гамма-лучи.

Учитывая численность и плотность расположения войск противника, получим, что подрыв тактического ядерного заряда должен быть произведён на высоте от 350 метров, иначе радиус поражения будет слишком мал. Но даже на минимальной для подрыва высоте огненный шар от взрыва не достанет до земли, и радиус тяжёлого поражения живой силы взрывной волной не дотянет даже до 900 метров. Надежда только на смертельное гамма-излучение, которое распространится почти на 4 километра по фронту. Каковы будут потери противника?

Результаты получаются неоднозначные. Вроде бы мы накрыли 4 километра, но погибнут максимум 700 человек, а это лишь 1% от общего числа погибших в ходе СВО со стороны киевского режима. Таких же потерь на стороне ВСУ можно достичь обычной ствольной и реактивной артиллерией за относительно короткое время, если она будет работать круглосуточно и опираться на максимально точные разведданные. А из наших подсчётов выходит, что за всю СВО потребовалось бы около сотни тактических ядерных ударов, чтобы нанести врагу такой же ущерб, как от обычного оружия. Это подтверждается информационными сводками Министерства Обороны. Получается, что овчинка выделки не стоит, боеприпасы обойдутся дороже, а эффект тот же. Только международный резонанс в нагрузку.

Большинство солдат даже в самом простом окопе выживут и после ядерного взрыва. Примерно так же выжили некоторые жители Хиросимы и Нагасаки, успевшие спрятаться в подвалах домов. А военная техника уязвима к ТЯО ещё меньше. Вот исторический пример. В 1953 году англичане испытали свой новый на то время танк «Центурион», подорвав в 320 метрах от него заряд на 10 килотонн. В машину посадили манекенов с датчиками радиации, завели мотор и оставили работающим.

Танк даже взрывной волной не перевернуло. Двигатель продолжал работать пока не кончилось топливо. Сорвало только крышки люков, отчего манекены и внутренности танка «отпескоструило» потоком песчинок, подхваченных атомным пламенем. Спустя три дня в танк (без дезактивации!) посадили живых солдат, он уехал с полигона своим ходом, и только после этого мотор сломался, «наглотавшись» пыли. Еще через 16 лет тот же танк отправился на Вьетнамскую войну и пережил даже ее.

Начнётся ли глобальная ядерная война?


Российская ядерная доктрина в реальности не предусматривает применение ТЯО для прекращения эскалации конфликта, как об этом пишут в западных СМИ. Угроза применения ядерного оружия со стороны России это всего лишь миф, порождённый слабой осведомлённостью иностранных журналистов. Зато страхи и сомнения в недружественных странах на руку России: НАТО вряд ли решится на открытый конфликт, когда в западном обществе господствуют подобные настроения. И чем дольше они сохранятся, тем меньше вероятность того, что мы увидим ядерное оружие в действии.

Руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов сослался на основные принципы ядерного сдерживания и высказался, что использование Россией ядерного оружия будет зависеть от того, как будет рассматриваться атака Украины на новые территории, вошедшие недавно в состав РФ. По его словам, нужна серьёзная неотвратимая угроза нашей государственности, чтобы ситуация дошла до применения ЯО. Пока что таковой не наблюдается.

Директор Центра военно-политических исследований, политолог Алексей Подберезкин считает, что США сознательно провоцируют Россию на применение ядерных боеприпасов.

США вполне устраивает, если в результате ядерных провокаций будут уничтожены или сильно пострадают Россия и Европа. Дня них это приемлемый расклад

— заключил политолог.

Таким образом для применения ядерных вооружений со стороны России нет никаких предпосылок. Нет ни условий, которые бы склоняли нас к неизбежной капитуляции, ни угрозы нашей государственности. Так что пока людям, не мобилизованным для участия в СВО, достаточно сосредоточиться на своих делах и читать поменьше новостей: психика целее будет.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    9 октября 2022 09:33
    Можно согласиться что ограниченное применение ТЯО на поле боя будет малоэффективно, а против гражданских объектов бесчеловечно. Однако есть цели подходящие для ТЯО, это мосты через Днепр. России нужно гарантированное уничтожение и невозможность их восстановления. Эту задачу могут выполнить тактические ядерные заряды без больших потерь гражданского населения
    1. +3
      9 октября 2022 09:49
      Начать можно с применения объемно-детонирующих авиабомб большой мощности по железнодорожным станциям и аэропортам,ибо это стратегические объекты забитые боевой техникой,войсками,топливом и боеприпасами,а о бесчеловечности применения чего то там против гражданских следует забыть,ибо Украина уже не оставила ни одной целой деревни в приграничных районах Белгородской области ,я уж не говорю о Донбассе и церемониться с родственниками тех,кто по сути своими руками проводит политику геноцида русского народа,мягко говоря не стоит....Война идет,а ее в белых перчатках не делают...
  2. +2
    9 октября 2022 10:03
    То, что может начаться глобальная ядерная война - это бред сивой кобылы, англосаксы по своему обыкновению блефуют. На самом деле представители Золотого миллиарда НИКОГДА не допустят этого, даже, если будет 99,9999% гарантии, что их активы и их жизни будут в безопасности. Меня удивляет тот факт что никто из российского руководства не заявят, что Россия одержит победу в нэзалэжной без ядерного оружия, тем более, что нам, россиянам, там жить!
  3. +1
    9 октября 2022 11:02
    Не важно что за оружие. Для оружия нужно выбирать правильные цели для уничтожения центров государственности и максимального эффекта. Можно ядерным оружием ударить по безлюдной местности с нулевым эффектом.

    Можно широкой полосой сильной радиации отсечь войска или снабжение войск. Можно отсечь Украину от Польши.

    Можно вакуумным папой всех бомб закончить войну за неделю выбрав правитьные цели, максимальный ущерб.

    Можно гипер звуковым оружием уничтожить всю государственность за минуты, если ударить по важным и правильным целям. А можно пускать тысячи ракет с практически нулевым эффектом, солдат ещё наберут. :)
  4. 0
    9 октября 2022 11:04
    Я тоже считаю что действие ядерного взрыва преувеличено. Да, взрыв сильный, да, радиация, но все это на ограниченной территории. По городам эффект будет большой, а по территории нет. Возьмите площадь какой то страны и площадь воздействия от взрыва это как точка на карте. Поэтому я считаю что количество боеголовок в России очень и очень малое. Мы не сможем дать сокрушительный ответ всем врагам, а по нам отработают так что мы не встанем. Потом наши соседи нас добьют, была Россия и не стало, совсем, и народа не будет, вообще никого. Поэтому в первую очередь надо уничтожить Европу ядерным оружием пока не уничтожили нас. Украину трогать не надо это наша земля и наши люди. Когда Европа заткнется мы Украину голыми руками возьмем по доброму, сами придут.
    1. 0
      9 октября 2022 11:11
      Все зависит от выбора цели. Если наносить удары пальцем в небо естественно эффекта не будет.

      В самом жёстком варианте хватит даже тактических ударов рядом с городами чтобы население все убежали в Европу. А значит некого набирать в армию, а значит кормить их будет Европа.
    2. 0
      9 октября 2022 11:13
      Представляете даже удар рядом с городом ослепляющую вспышку с грибом и ударную волну. Всё окна в городе разобьются. И все население убежит из этого города, городов. Вряд ли они останутся проверять действие радиации на себе.

      Тем более от радиации можно выжить временно, а потом заболеть.
      1. +1
        9 октября 2022 20:47
        Высотный ядерный взрыв определённой мощности выводит из строя электронику и часть электротехники, но оставляет в живых людей, не создает радиоактивное заражение и не разрушает здания. Представьте этот взрыв над Киевом.
  5. +1
    9 октября 2022 11:22
    Гипер звуковым оружием и всякими папа и всех вакуумных бомб тоже можно закончить быстро войну. Нужно выбрать правильные цели. Лишающие Украину государственности и способности выживать, воевать. Любой следующий временно исполняющий обязанности президента должен знать что это должность смертника, и остаются минуты до удара. Любой Украинский политик вякнувший об оружии(хотим оружие) , войне, Арестович, при этом значительный и чем то важный для управления должен попадать под удар гипер звукового оружия. Во всяком случае, можно завалить входы.
  6. -1
    9 октября 2022 11:37
    Вообще то "Малыш" и "Толстяк", сброшенные на Хиросиму и Нагасаки были по мощности до 18 килотонн, а делов наделали немало.
  7. +1
    9 октября 2022 12:00
    Это просто "Кащенко"... sad Автор пишет о ненужности применения ЯО на Украине (пусть и по специфическим причинам). В ответ люди, с пеной у рта поддерживающие освободительный и денацифицирующий характер СВО, серьёзно обсуждают и "объясняют" необходимость его применения. Это злонамеренная провокация или крайняя степень олигофрении в желании стать страной-изгоем?! Никому не приходит в голову, что удары ЯО по неядерному государству будут расценены как антигуманный акт, выражающий наше бессилие и провал СВО, вызовут безусловное осуждение большинства государств и отчуждение немногих условно дружественных стран с крайне неблагоприятными последствиями?
    1. +1
      9 октября 2022 12:16
      Как США ударили по Японии. Так не прициденты и не пример и не изгой. Дело в том что войну надо закончить быстро. Иначе граждан РФ - мобилизованных погибнит намного больше, плюс мирных. Не важно, ядерное это оружие или крылатое или папа всех бомб или гипер звуковое. Цели выбрать нужно такие чтобы война была остановлена за дни или часы. Победой с капитуляцией.

      Можно ударить рядом с городами, вся государственность исчезнет а люди на границах снесут все и убегут на запад и к нам.
    2. 0
      9 октября 2022 19:49
      Итак изгои, Белоруссией сыты не будем
  8. +1
    9 октября 2022 12:21
    Мы выбираем неправильные цели. Уничтожать нужно государственность и начинать нужно с лидеров войны. Зеленского, Арестович и всех значимых людей которые хотят войны. Пусть вместо войны получат в попу гипер звуковой Циркон))) они хотят смерти мирных людей, они хотят войны они давно должны быть уничтожены. !!!! :)
    1. +2
      9 октября 2022 12:39
      Всё верно, убрать главных подстрекателей войны, и государство станет более благоразумно. Вопрос только, а у нас кто правит, если СВО выглядит только резнёй тысячей граждан РФ без внятных планов и создания предпосылок победить. Кто в ответе за такое длительное народное кровопускание, издевательски названное СВО. Первым убрать верхушку хунты Украины, так и сразу многое там станет на свои места. Да и с нашими верхами, доведшими до такого СВО, разобраться надобно.
  9. +1
    9 октября 2022 12:32
    Нужно было с самого начала называть всё это не СВО, а КТО, ввиду того, что власть на Украине вооружённым путем захватили галичанские террористы, с помощью "коллективного Запада", который делает из сегодняшней нэньки "Четвёртый Рейх", как он сделал и "Третий Рейх" с Гитлером во главе, когда вся Европа вооружала фашистский режим, а мы эшелонами отправляли зерно, продукты и металлопродукцию, то же самое происходит и сейчас, когда мы ведём открытую войну с нашими врагами, и в то же время снабжаем их своими энергоносителями, зерном и продовольствием, и до наших властей совсем не доходит, что нашим "партнёрам-врагам" Россия с её народом совсем не нужна, а нужны только богатейшие кладовые её недр, наши лесные и водные ресурсы, и они ни перед чем не остановятся, и скоро будут со всех сторон рвать её на части-Япония, Турция, Китай, Европа и США с прочими сявками, и вот я спрашиваю тех, кто считает применение нами ТЯО "просто Кащенко"-и какой же выход предлагаете все вы, имея в виду применение только конвенциального оружие, которому мы, числом в 150 миллионов населения, будем противостоять, и уже противостоим почти полутора миллиардному "коллективному Западу",+Япония и Турция-у них во всём десятикратное превосходство, а у нас в доме ещё и 15-20% домашней "5й колонны", и мы такую махину не осилим, если не применим ТЯО, и не такое игрушечное, о котором говорится в этой статье. Стоит нам только ударить по линии границы Польша-Галичина, чтобы ни один патрон и мышь не проскочили через эту границу и весь мир заткнётся, потому что всем своя жизнь дорога, а нам терять больше нечего. Жду конкретного ответа, а не сопли-дизлайки от казачков засланных.
    1. +2
      9 октября 2022 12:54
      Все написано правильно. А сейчас мы ведём СВО по плану запада, с кровищей, с унижением. И походу по плану запада если сократить самый многочисленный народ в России, мужчин - связывающий всех, то неизбежно в какой то момент наступит распад государства, необратимый, так как людей обьебеняющих всех - меньшинство. Или недостаточно много.
  10. +1
    9 октября 2022 13:21
    Цитата: Sapsan136
    Начать можно с применения объемно-детонирующих авиабомб большой мощности по железнодорожным станциям и аэропортам,ибо это стратегические объекты забитые боевой техникой,войсками,топливом и боеприпасами,а о бесчеловечности применения чего то там против гражданских следует забыть,ибо Украина уже не оставила ни одной целой деревни в приграничных районах Белгородской области ,я уж не говорю о Донбассе и церемониться с родственниками тех,кто по сути своими руками проводит политику геноцида русского народа,мягко говоря не стоит....Война идет,а ее в белых перчатках не делают...

    Согласен. У нас достаточно неядерных средств поражения. Путин заявлял о возможных ударах по центрам принятия решений. Ну и где эти удары? Центры давно известны.
  11. 0
    9 октября 2022 13:41
    Ну вот, дожили.
    то обличали запад в его "озабоченности", а тут прям в заголовке
    "Применит ли Россия тактическое ЯО на Украине"

    Если вспомнить прежние обещалки: ПВ не подымать, не нападать, не присоединять, не мобилизовать и тп, то "не применять " , да еще с потоком статей - как то уже подозрительно звучит
  12. +1
    9 октября 2022 17:57
    Провал СВО и неспособность денацифицировать и демилитаризировать Украину оставляют единственный шанс достичь изначально поставленных целей и сохранить жизни мобилизованных это применение тактического ядерного оружия. Если это не будет сделано, НАТО в конец оборзеет, а война будет продолжаться до распада РФ.