Дорогой керосин «уничтожит» российскую авиацию
Рост цен на топливо может привести к самым плачевным последствиям не столько даже для российских автолюбителей, которые в любом случае постараются найти средства на оплату бензина, сколько для авиакомпаний. Сфера воздушных перевозок в нашей стране и так находится далеко не в самом лучшем состоянии. Но значительное увеличение цен на авиатопливо буквально может ее добить.
Как известно, авиационной отрасли России в последнее время очень не везет. Сначала ограничения на полеты в Турцию и Египет, затем конфликт с Украиной с последующим прекращением авиационного сообщения – все эти события сказались на гражданской авиации. Ряд компаний обанкротились, с рынка ушли такие мощные игроки как «ВИМ-Авиа» и «Трансаэро». Теперь авиакомпаниям придется расхлебывать последствия налогового маневра, в результате которого увеличится налоговая нагрузка на все горюче-смазочные материалы.
В течение 2018 года цена на керосин выросла на 35%. Это очень существенный показатель. Подобный рост цен отмечался десять лет назад – в 2008 году. Тогда прекратила работу AirUnion, еще ряд авиакомпаний оказался на грани банкротства. Сейчас ситуация не лучше. Только за первое полугодие 2018 года сфера воздушных перевозок России потеряла более 40,75 млрд рублей. При общем уровне инфляции в 2,3%, в авиации рост себестоимости составил 12,8%.
Интересно, что формальные показатели развития отрасли при этом не столь плохи. Например, объемы авиационных перевозок в стране растут. Так, в течение первых восьми месяцев 2018 г. рост перевозок составил 10%. Граждане все чаще летают на самолетах. Однако авиакомпании все равно недовольны – при росте себестоимости они вынуждены держать цены на существующем уровне.
Но и поднимать цены на авиаперевозки вряд ли возможно. Например, авиабилет с Дальнего Востока в Европейскую часть РФ может обойтись пассажиру в несколько десятков тысяч рублей. Но общий уровень жизни и доходов населения в России в последние годы не растет, поэтому и повышение цен на авиаперевозки способно лишь сократить количество пассажиров, а не увеличить доходы авиакомпаний.
Стоит отметить и то, что ряд авиакомпаний осознанно позиционируют себя как низкобюджетные и продают авиабилеты по низким ценам. Поэтому и другие перевозчики вынуждены считаться с ними, чтобы не произошел отток основной части пассажиров в низкобюджетные перевозки.
Финансовые проблемы авиаперевозчиков неизбежно скажутся и на общем состоянии парка самолетов, на привлечении квалифицированных пилотов. Перед российской гражданской авиацией и так сейчас очень остро стоят проблемы как технической модернизации авиапарка, так и поиска опытных пилотов, а теперь прибавится еще и проблема с дорогостоящим топливом.
Перед государством сейчас стоит очень важная задача – разработать такой комплекс мер, которые бы позволили поддержать авиационную отрасль страны. Это может быть введение возвратного акциза, который будет заключаться в возмещении государством НДПИ авиационным компаниям. В любом случае, меры нужно принимать срочно, поскольку уже весной 2019 года Россия может столкнуться с целой серией банкротств авиационных компаний страны.
Как известно, авиационной отрасли России в последнее время очень не везет. Сначала ограничения на полеты в Турцию и Египет, затем конфликт с Украиной с последующим прекращением авиационного сообщения – все эти события сказались на гражданской авиации. Ряд компаний обанкротились, с рынка ушли такие мощные игроки как «ВИМ-Авиа» и «Трансаэро». Теперь авиакомпаниям придется расхлебывать последствия налогового маневра, в результате которого увеличится налоговая нагрузка на все горюче-смазочные материалы.
В течение 2018 года цена на керосин выросла на 35%. Это очень существенный показатель. Подобный рост цен отмечался десять лет назад – в 2008 году. Тогда прекратила работу AirUnion, еще ряд авиакомпаний оказался на грани банкротства. Сейчас ситуация не лучше. Только за первое полугодие 2018 года сфера воздушных перевозок России потеряла более 40,75 млрд рублей. При общем уровне инфляции в 2,3%, в авиации рост себестоимости составил 12,8%.
Интересно, что формальные показатели развития отрасли при этом не столь плохи. Например, объемы авиационных перевозок в стране растут. Так, в течение первых восьми месяцев 2018 г. рост перевозок составил 10%. Граждане все чаще летают на самолетах. Однако авиакомпании все равно недовольны – при росте себестоимости они вынуждены держать цены на существующем уровне.
Но и поднимать цены на авиаперевозки вряд ли возможно. Например, авиабилет с Дальнего Востока в Европейскую часть РФ может обойтись пассажиру в несколько десятков тысяч рублей. Но общий уровень жизни и доходов населения в России в последние годы не растет, поэтому и повышение цен на авиаперевозки способно лишь сократить количество пассажиров, а не увеличить доходы авиакомпаний.
Стоит отметить и то, что ряд авиакомпаний осознанно позиционируют себя как низкобюджетные и продают авиабилеты по низким ценам. Поэтому и другие перевозчики вынуждены считаться с ними, чтобы не произошел отток основной части пассажиров в низкобюджетные перевозки.
Финансовые проблемы авиаперевозчиков неизбежно скажутся и на общем состоянии парка самолетов, на привлечении квалифицированных пилотов. Перед российской гражданской авиацией и так сейчас очень остро стоят проблемы как технической модернизации авиапарка, так и поиска опытных пилотов, а теперь прибавится еще и проблема с дорогостоящим топливом.
Перед государством сейчас стоит очень важная задача – разработать такой комплекс мер, которые бы позволили поддержать авиационную отрасль страны. Это может быть введение возвратного акциза, который будет заключаться в возмещении государством НДПИ авиационным компаниям. В любом случае, меры нужно принимать срочно, поскольку уже весной 2019 года Россия может столкнуться с целой серией банкротств авиационных компаний страны.
Информация