Ледокол «Лидер» даст России монополию на Северный морской путь
Россия – поистине уникальная страна. Ее богатства теперь прирастают не только Сибирью, но и далеким и холодным Крайним Севером. Континентальный шельф Арктики изобилует огромными запасами углеводородов и других полезных ископаемых. Постепенное уменьшение арктического ледяного покрова океана все больше повышает значимость Северного морского пути. Эксперты убеждены, что со временем, при условии достаточных вложений в портовую инфраструктуру России на Крайнем Севере, наша страна сможет получить собственную альтернативу Суэцкому каналу, причем, большая скорость перемещения грузов по нему будет несомненным конкурентным преимуществом.
Реализация подобного амбициозного проекта требует серьезных материально-технической базы, инвестиций и времени. Несмотря на ускоряющееся таяние льдов, Северный морской путь представляет собой транспортную артерию с крайне сложной навигацией, которую можно использовать только с помощью ледоколов. Условно его можно разделить на два отрезка. Первый – это морской путь от Мурманска до Енисея. Доставшийся в наследство от СССР ледокольный флот способен обеспечить на нем круглогодичную навигацию. Однако восточнее Енисея СМП может сейчас использоваться лишь 5-6 месяцев в году, что явно недостаточно для того, чтобы стать полноценным конкурентом Суэцу.
Основная задача состоит в том, чтобы гарантировать круглогодичную навигацию по всей протяженности Северного морского пути. Имеющиеся в наличии советские ледоколы нуждаются в серьезной модернизации. На верфях в Санкт-Петербурге в настоящее время строятся современные атомные ледоколы серии 22220. Они будут спущены со стапелей через несколько лет и послужат заменой устаревших, но и они не смогут решить проблему восточного отрезка СМП в зимний период. Максимальная толщина льда, которую они способны продавить, составляет 2,6 метра, а зимой ледяной покров восточнее Енисея бывает значительно толще. России требуются более мощные ледоколы.
С этой целью правительство совместно с крупнейшими нефтегазовыми компаниями прорабатывают проект строительства самого мощного атомного ледокола в мире под названием «Лидер». По предварительным оценкам, сверхмощный ледокол обойдется стране в 99 миллиардов рублей, в планах создание трех таких специальных кораблей. В отличие от всех существующих ледоколов, «Лидер» должен проламывать лед толщиной в 4,3 метра, оставляя за собой канал шириной в 50 метров, по которому вслед за ними смогут пройти любые грузовые суда. На «Лидере» будут установлены два ядерных реактора мощность 315 Мегаватт каждый, предполагаемый срок его службы составит минимум 40 лет. Автономность плавания во льдах будет ограничена только запасами продовольствия для членов экипажа, она рассчитывается ориентировочно на 8 месяцев, что будет достаточно для обеспечения навигации в самый сложный зимний период.
В появлении «Лидера» крайне заинтересованы российские нефтегазовые компании. Например, «НОВАТЭК» планирует довести объемы поставок сжиженного природного газа по Северному морскому пути в страны Азии до 20 миллионов тонн в год. Имеются амбициозные планы и у «Роснефти», которая инвестировала огромные средства в строительство в Приморье верфи «Звезда», где и планируют строить суперледоколы. О крайнем интересе нефтяников к появлению «Лидера» свидетельствует тот факт, что «Росфнеть» готова в следующем году сама вложить 3,5 миллиарда рублей авансом в разработку его конструкторской документации. Ледокол должен быть заложен в 2020 году, а сойти со стапелей – в 2027. С 2023 года предполагается начало строительства второй серии «Лидеров».
Ледокол получится дорогим, но он сразу же найдет свое применение в масштабных коммерческих проектах. Его появление даст серьезнейший импульс развитию судостроения в нашей стране, а также повысит экономическую привлекательность Дальнего Востока и закрепит статус России как главной арктической державы.
Реализация подобного амбициозного проекта требует серьезных материально-технической базы, инвестиций и времени. Несмотря на ускоряющееся таяние льдов, Северный морской путь представляет собой транспортную артерию с крайне сложной навигацией, которую можно использовать только с помощью ледоколов. Условно его можно разделить на два отрезка. Первый – это морской путь от Мурманска до Енисея. Доставшийся в наследство от СССР ледокольный флот способен обеспечить на нем круглогодичную навигацию. Однако восточнее Енисея СМП может сейчас использоваться лишь 5-6 месяцев в году, что явно недостаточно для того, чтобы стать полноценным конкурентом Суэцу.
Основная задача состоит в том, чтобы гарантировать круглогодичную навигацию по всей протяженности Северного морского пути. Имеющиеся в наличии советские ледоколы нуждаются в серьезной модернизации. На верфях в Санкт-Петербурге в настоящее время строятся современные атомные ледоколы серии 22220. Они будут спущены со стапелей через несколько лет и послужат заменой устаревших, но и они не смогут решить проблему восточного отрезка СМП в зимний период. Максимальная толщина льда, которую они способны продавить, составляет 2,6 метра, а зимой ледяной покров восточнее Енисея бывает значительно толще. России требуются более мощные ледоколы.
С этой целью правительство совместно с крупнейшими нефтегазовыми компаниями прорабатывают проект строительства самого мощного атомного ледокола в мире под названием «Лидер». По предварительным оценкам, сверхмощный ледокол обойдется стране в 99 миллиардов рублей, в планах создание трех таких специальных кораблей. В отличие от всех существующих ледоколов, «Лидер» должен проламывать лед толщиной в 4,3 метра, оставляя за собой канал шириной в 50 метров, по которому вслед за ними смогут пройти любые грузовые суда. На «Лидере» будут установлены два ядерных реактора мощность 315 Мегаватт каждый, предполагаемый срок его службы составит минимум 40 лет. Автономность плавания во льдах будет ограничена только запасами продовольствия для членов экипажа, она рассчитывается ориентировочно на 8 месяцев, что будет достаточно для обеспечения навигации в самый сложный зимний период.
В появлении «Лидера» крайне заинтересованы российские нефтегазовые компании. Например, «НОВАТЭК» планирует довести объемы поставок сжиженного природного газа по Северному морскому пути в страны Азии до 20 миллионов тонн в год. Имеются амбициозные планы и у «Роснефти», которая инвестировала огромные средства в строительство в Приморье верфи «Звезда», где и планируют строить суперледоколы. О крайнем интересе нефтяников к появлению «Лидера» свидетельствует тот факт, что «Росфнеть» готова в следующем году сама вложить 3,5 миллиарда рублей авансом в разработку его конструкторской документации. Ледокол должен быть заложен в 2020 году, а сойти со стапелей – в 2027. С 2023 года предполагается начало строительства второй серии «Лидеров».
Ледокол получится дорогим, но он сразу же найдет свое применение в масштабных коммерческих проектах. Его появление даст серьезнейший импульс развитию судостроения в нашей стране, а также повысит экономическую привлекательность Дальнего Востока и закрепит статус России как главной арктической державы.
Информация