XX съезд КПК: что ждать миру от Китая?

9

На Западе пристально следят за подготовкой самого важного политического форума современного Китая — съезда правящей партии. СМИ напирают на то, что в стране якобы кризисная ситуация: застройщики банкротятся, народ не доволен антиковидной политикой, «проявленной слабостью» по Тайваню и вообще устал от Си Цзиньпина, в том числе из-за насаждаемого «культа личности». Недавно даже вбросили «жирный фейк» о том, что Председателя Си свергли какие-то генералы.

Часто в прессе можно увидеть и рассуждения о том, что вероятное переназначение Си вступит в противоречие с традицией смены поколений, заложенной Дэн Сяопином. А значит, будет недовольство, а может, даже и политический кризис.



Западные же аналитики, напротив, убеждены, что Си Цзиньпин легко переизберётся и будет править столько, сколько позволит здоровье. Они связывают проведение съезда с дальнейшим укреплением власти Председателя и радикализацией его антизападной политики. Призывают западных лидеров готовиться к худшему – к возвращению маоцзэдуновского курса.

Кто командует партией, тот руководит государством


Если же говорить по сути дела, то власть в Китае по характеру её осуществления и институализации не похожа на привычные западные образцы. Всё-таки китайское государство рождено в буре социалистической революции и гражданской войны, во многом было создано собственно Коммунистической партией. Верно пишут аналитики из Совета по геостратегии Британского парламента:

Устав КПК является самым важным. Он имеет приоритет над Конституцией КНР и является ее источником. Это окончательное руководство по политике, поведению и стандартам для членов КПК.

Власть в Китае идеологизирована и партийна. Кто командует партией, тот руководит государством. Стомиллионная партия пронизывает весь аппарат государства – от правительства и мелких чиновников до милиции и армии, а также профсоюзы, значительную часть бизнеса и сферу культуры. Подконтрольные партии комсомол и пионерия охватывают огромные массы молодёжи. Всё, как это было у нас в СССР, с той лишь разницей, что в Китае рыночная экономика и государство даже жёстче, чем, например, в брежневскую эпоху.

Естественно, такая система власти, выстроенная под одну партию, требует конкретной, ясной, чёткой идеологии, охватывающей почти всё мировоззрение. Иначе партия развалится под ударами противоречий различных слоёв общества. Но идеология КПК — теория «марксизма с китайской спецификой» — в силу своей абстрактности в принципе не способна овладеть миллионами даже членов партии. Эта проблема естественным образом как бы компенсируется вождизмом. В руководстве выявляются наиболее авторитетные лица, доказавшие на практике свою состоятельность, которые становятся вождями партии. Так происходит во всех социалистических системах. В СССР вождями были Ленин, Сталин, Брежнев. В Корее — Ким Ир Сен и Ким Чен Ир. На Кубе — Фидель Кастро и Че Гевара. Во Вьетнаме — Хо Ши Мин. В Венесуэле — Чавес. В Никарагуа — Ортега. И так далее.

История показывает, что так называемый культ личности в социалистических государствах — обязательный атрибут власти, но базируется он на авторитете лидера, а не на голой пропаганде и рекламе. Искусственно же сформировать культ, и неважно, при социализме или нет, можно только временно. Как только такой руководитель уходит или отстраняется, культ сдувается. Как это было с Троцким, Гитлером, Муссолини, Хрущёвым, Горбачёвым, Назарбаевым и почти всеми монархами. А вот, например, культ Де Голля, Черчилля или Рузвельта не сдулся, потому что они действительно были выдающимися политиками, пусть и по ту сторону баррикад.

Авторитет Си


Авторитет Си Цзиньпина базируется в основном на трёх составляющих.

Во-первых, на его личных качествах. Он фанатично преданный партии человек с кристально чистой репутацией. Всю свою карьеру он принципиально отстаивал идеологию КПК и вёл бескомпромиссную борьбу с коррупцией. За годы у власти Си стал самым плодовитым писателем Китая, опубликовав 125 книг. Так называемые идеи Си Цзиньпина охватывают все сферы жизни общества – от управления государством до философии и литературы. Короче говоря, Си Цзиньпин как минимум неглупый руководитель.

Во-вторых, авторитет Си базируется на том, что он, придя к власти, проводит курс на перераспределение богатств. Си Цзиньпин медленно, но поэтапно сворачивает полудикую либерализацию рынка, переориентирует государство на служение обычным китайцам. Темпы роста уровня жизни рядовых граждан не уступают темпам роста экономики. Так, в 2021 году располагаемый доход на душу населения в Китае был на 112,8% выше, чем в 2012-м. Среднегодовые темпы реального роста доходов составили 6,6%, что в целом соответствует темпам подъема экономики. Отсюда и увеличение потребления на душу населения в два раза по сравнению с 2012 годом, или на 8% в среднегодовом исчислении.

И, в-третьих, Си своим авторитетом обязан тому, что Китай при нём стал экономической сверхдержавой, а китайцы вновь обрели чувство собственного достоинства. Когда запускалась политика «реформ и открытости», китайцы были вынуждены учиться у Запада, копировать западное, догонять Запад, смотреть снизу вверх не только на Запад, но и на Японию. При Си Китай обрёл экономическую и технологическую независимость, во всём обошёл Японию, а Запад начал бояться КНР. Это льстит национальным чувствам китайцев, которые были ущемлены, вызывая любовь и почтение к своему руководителю.

Интересным моментом в образе Си Цзиньпина является то, что он никогда не даёт интервью и не общается с прессой, о его личной жизни почти ничего не известно. Зато он много выступает с речами, статьями и часто общается напрямую с обычными людьми. То есть он максимально демократичен и открыт в «тоталитарном» понимании и максимально недемократичен и закрыт в западном смысле. Он задал своеобразный формат связи руководителя с народом, создающий некоторую дистанцию, как это было принято в древние времена, когда образ всяких монархов был отдалён от повседневности.

Нет сомнений, что Си Цзиньпин превратился в настоящего вождя и его власти внутри Китая ничего не угрожает. Вопрос лишь в том, какие новые пути и повороты политики будут намечены на съезде.

Векторы политики КПК


По сути, объективно существуют два противоположных вектора политики КПК: или в сторону западного капитализма, или в сторону маоизма. И это проявляется во всём. В экономике: или либерализация и рост рыночных отношений, или централизация и плановость. Во внутренней политике: или больше демократических свобод, или закручивание гаек. Во внешней политике: или разрядка с Западом, или конфронтация.

Причём важнейшей динамической характеристикой борьбы этих векторов является постепенность, отсутствие скачков и зигзагообразности. В КПК больше всего опасаются крутых поворотов, особенно в идеологии. Главное, что китайские коммунисты усвоили из опыта КПСС, — это то, что резкие телодвижения в политике — прямой путь к катастрофе. Поэтому, когда речь идёт о том или ином векторе, то прежде всего имеются в виду тенденции.

Можно сколько угодно гадать о расстановке кадров после съезда, изменениях в программе партии и новых лозунгах, используя слухи и полуконспирологические версии. А можно просто взять титульную публикацию о съезде подконтрольного КПК издания для западной аудитории «Глобал Таймс» и изучить. Уже название говорит о многом: «Маразм капитализма и сила социализма становятся все более очевидными для мира».

У нас любят повторять, в том числе на самом высоком уровне, что идеология и социализм в Китае — это вывеска, нелепая традиция прежних времён, нечто вроде английской монархии. Правда, сами китайцы пишут иначе:

Развитие Китая полностью объясняется приверженностью страны социализму, как в ранний период правления Мао, так и в более поздний период реформ и открытости. Социализм Китая был оскорблением капитализма США, но, возможно, что еще важнее, развитие Китая было оскорблением империализма США, потому что капитализм США требует подчинения остального мира.

И действительно, у американского государства и бизнеса немало глобальных конкурентов и без Китая. Но именно рост КНР не даёт покоя американцам, притом что как раз китайцы вовсе не самые агрессивные конкуренты США. Напротив, они всеми силами пытаются продолжить партнёрские отношения.

Может быть, США взбеленились, потому что китайская модель общественного развития угрожает западному капитализму как некоторая альтернатива?

После реформ и открытости, — продолжает «Глобал Таймс», — США активизировали экономическое взаимодействие с Китаем, и идея, особенно после распада Советского Союза в 1991 году, заключалась в том, что такое взаимодействие также сделает Китай более или менее капиталистическим, даже неолиберальным. Однако для КНР это участие было лишь еще одним средством продвижения социализма. Это стало особенно ясно после 2008 года. Это похоже на то, как во время Великой депрессии 1930-х годов люди во всем мире могли видеть, что, в то время как капиталистические страны погрязли в Великой депрессии, Советский Союз набирал силу и становился второй индустриальной державой… Политика вовлечения США на самом деле была попыткой подчинения. Однако лидеры Китая отказались допустить это, участвуя вместе с США и остальным миром в разработке процесса величайшей промышленной революции, которую когда-либо видели.

И резюме:

Простой факт заключается в том, что капитализм под руководством США теряет свою власть над миром. Мир может видеть, что существуют более привлекательные способы организации экономики. Маразм капитализма и сила социализма становятся все более очевидными.

Совершенно ясно, что подобная публикация была одобрена на самом верху и выражает те тенденции, которые проявят себя на XX съезде КПК. Китай готовится если не к решающей битве социализма и капитализма, то к напряжённому противостоянию с нарастающим «маразмом капитализма». Кстати, медицинский маразм Байдена, возможно, не так уж случаен в этой связи.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    17 октября 2022 12:30
    очевидно что мудрые китайцы, многому научились у Сталинского СССР, Мао Дзедун был редким человеком кто не предал Сталина остался верен его идеям, после его смерти пойдя на сложный конфликт с предателем хрущем вплоть до военного противостояния и потери экономической помощи..... это принципиальность и порядочность Мао! . Отметим мудрость Дэн Сяопина и Си Цзиньпина , теперь уже нам придётся учиться у китайцев, ибо мы предали идеалы своего народа за кружевные трусики в 1991 году , допустили до власти проклятого горбачева... и первый урок который мы должны усвоить у китайцев, это размер их налогов как фундамент их процветания, их налоги в три раза меньше чем навязанные нам врагами из МВФ запретительные для отечественного бизнеса макоэкономически превышающие 100 проц , делающие невыгодным ЛЮБОЕ производство в РФ кроме черного нала.... даже гвозди везем из Китая... налоги эти пилятся бюрократами и разворовываются...... отменить налог на имущество, отменить ндс (этнический налог на русских в пользу иностранцев) заместив его повышением НДПИ в два раза, сделать отчисления в соцстрах добровольными это все так сделано в Китае и работает, поэтому Китай первая экономика мира
  2. 0
    17 октября 2022 13:18
    Очень хороший анализ происходящего в Китае. Компетентный. Есть над чем подумать
  3. +2
    17 октября 2022 13:25
    Угроза кризиса в КНР связана как с внутренними причинами (надувание финансовых пузырей), так и с внешними (санкционная война).
    Антиковидной политикой недовольны все во всём мире, а политика КНР нулевой терпимости приводит к закрытию на карантин таких мегаполисов как Шанхай и потому, недовольства разных слоёв общества не может не быть, но и многие понимают важность мероприятий вызванных безответственной деятельность сшасовских биолабораторий и пентагона.
    Реакция на провокацию тёти пелосси, в данных обстоятельствах, самая разумная хотя многие её и не оценили должным образом.
    Вероятное переназначение товарища Си вступит в противоречие с традицией смены поколений, заложенной Дэн Сяопином и это тревожит.
    ХХ съезд Компартии подведёт итого и наметит стратегию развития на следующую пятилетку, а радикализация политики, в первую очередь, будет зависеть от США.
    В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер и выражает интересы правящего класса которым в КНР является пролетариат, а выразителем его интересов является Компартия Китая, которая контролирует и направляет капиталистические хозяйствующие субъекты на достижение интересов государства и народа, создавая им благоприятные условия для развития и в этом суть социализма как переходного этапа.
    Компартия Китая продвинула теорию марксизма в плане построения социализма с учётом конкретных исторических, культурных, религиозных, национальных и прочих особенностей, что сделало непоколебимую твёрдокаменную теорию советского образца гибкой, а экономические успехи и привлекательной для миллионов человеков во всём мире, при этом, в отличие от Союза ССР, КНР не использует идеологию для свержения капитализма и победы мировой революции.
  4. +1
    17 октября 2022 13:40
    При Путине одна страна встала с колен и эта страна Китай
  5. +2
    17 октября 2022 15:00
    Американская финансовая "элита" и российские либералы почему то уверены,что они и есть пуп земли и априори им дано право учить несогласных уму разуму,но успешный Китай на деле доказал всю ущербность их поганой ,антинародной и грабительской идеологии...Китай доказал финансовой и демонократической элите Запада то,что и в Китае есть не менее крутые стратеги,финансисты,идеологи,промышленники,физики-ядерщики,ученые,артисты театра и балета,а также более умная и прагматичная "интеллигенция",чем на Западе....А Запад вряд ли простит такое вселенское унижение....
  6. +1
    17 октября 2022 22:25
    Китайский социализм - магистральный путь развития социализма, в том смысле, что общего образца социализма просто нет. Каждая нация должна найти свой, национальный вариант, продвигающий ее вперед по пути собственного развития.
    Китайцы - нашли, и я по хорошему им завидую. Думаю, что они правы также и в том, что упадок нашего социализма начался после Сталина. Дело в том, что в его эпоху социализм был настоящей битвой, в которой активно работала система моральных координат, социальные лифты и фильтры. Партия была едина с народом, т.к. вызов времени не позволял стране иного.
    В этом вызове и кроется успех и здоровье социализма эпохи Сталина, а в его отсутствии - причина последующего торможения и упадка. Тот социализм, который мы ( в том числе и я) помним, был уже серьезно болен. Процессы компромисса с негативными явлениями, привыкание и адаптация к ним, зашли уже слишком далеко. У общества не было надежды на их разрешение. Процесс развивался в негативном направлении.
    Для существования здорового общества ему необходим постоянный вызов.
    Думаю, что в нашей национальной модели социализма этот вызов должна создавать конкуренция и борьба за существование, но не субъекта в экономике, а продукта, проекта, идеи в пространстве их практической реализации. Это должна быть вечная конкуренция в созидательной деятельности. Все общество должно быть построено на творческой борьбе, по крайней мере - двух альтернатив.
    В таком социализме жизнь всегда будет напряженной и интересной
    1. -1
      18 октября 2022 09:58
      У человечества нет другого пути выжить, кроме создания мировой социалистической системы. Это наглядно показывает, полностью абсурдная с точки зрения здравого смысла, ситуация в которую капитализм сейчас сознательно загнал весь мир. На пути строительства социализма могут быть ошибки, основанные на неучете в национальной модели социализма особенностей собственной нации.
      Подробнее об этом я написал в своей статье "Как социализму выбраться из ловушки "слепого пятна""
      https://dzen.ru/a/Y0SZQ_JEl1tQX2NG?&
  7. 0
    18 октября 2022 22:01
    Автор в тексте упустил Сталина.
    После окончания ХХ съезда КПК надо изучать его материалы и руководства действий. Как обустраивать жизнь в РФ? Идеологии нет, она под запретом. Куда идём, в какую сторону?
    1. -1
      18 октября 2022 22:15
      Ваша реакция на съезды КПК это реакция нездорового, больного либерализмом, человека.