«Великий танковый дефолт»: на сколько ещё хватит бронетехники ВСУ
Несколько дней назад запросы киевского режима привели к очередному военно-политическому конфузу. 16 октября скандальный бывший посол Украины в Германии Мельник заявил в интервью Die Welt, что Германии нужно создать «танковый альянс», чтобы в ближайшем будущем начать снабжение ВСУ танками Leopard 2 со всей Европы. Но ответ начальника канцелярии Шольца Шмидт, который разместило у себя издание Bild, был не просто разочаровывающим, а почти таким же резким, как многие высказывания самого Мельника: «вы ждёте от «Леопарда-2» таких же чудес, как гитлеровцы от «Фау-2». Непосредственно в поставках танков Германия Украине, уже не в первый раз, отказала.
Проблема, меж тем, весьма животрепещущая. Украинские «наступы» сентября и октября, хотя и объективно принесли значительные территориальные успехи, обошлись фашистским войскам очень дорого. И ресурсы «живого мяса» пока ещё перекрывают потери с избытком (хотя мораль следующих волн «захистников» неуклонно проседает на фоне массового забоя предыдущих), то напряжёнка с боевой техникой становится всё более и более жгучей.
В последние две недели на фоне масштабных российских инфраструктурных ударов особенно актуальной для украинских фашистов стала тема ПВО – точнее, исчерпания средств этой самой противовоздушной обороны. В опубликованном на днях материале Washington Post украинцы плачутся, что большую часть сколько-нибудь живых зенитных ракет уже истратили, а оставшиеся в наличии уже непригодны для использования. Хотя в этом утверждении есть определённая доля дезы, но и правды тоже немало: практически каждая попытка отражения налёта российских (или иранских, если угодно) «Гераней» приводит к новым случаям падения несработавших ракет комплексов С-300 или «Бук» на украинские города, при этом они нередко «сбивают» жилые дома.
Но не менее болезнен факт истощения и наступательных средств тоже. Только «счёт по видео» показывает ежедневные безвозвратные потери ВСУ в 10-15 боевых машин, из которых по 2-3 танка. А ведь есть ещё потери технические: матчасть, как известно, «не железная», а ресурсы по её восстановлению – не безграничны.
Ганс, мы что, злодеи?!
На сегодняшний день иностранная «допомога» уже является основным источником боевой мощи ВСУ. Хотя и не вся она соответствует магическому «стандарту НАТО», но без неё украинский парк военной техники растает до конца года, при нынешнем-то уровне потерь.
На фоне этой вводной всё более и более неудобным становится положение главных континентальных «союзников» киевского режима: Германии и Франции. С одной стороны, жовто-блакитная содержанка и её звёздно-полосатый «папик» требуют от столпов Евросоюза больше танчиков, хороших и разных, а с другой – этих танчиков в буквальном смысле нет, по крайней мере, в виде запаса, который не жаль отдать. Порядка 600 машин на две «великие державы» – мало как ни крути, тем более, что доля боеготовых традиционно составляет около половины (по немцам есть точные данные на осень 2020 г., тогда лишь 43% «Леопардов» бундесвера были готовы выйти из ангаров по тревоге).
Смешнее всего, что упомянутый выше немецкий чиновник абсолютно точно охарактеризовал чаяния украинцев: они, похоже, действительно верят всерьёз, что западная техника обладает какими-то чудодейственными свойствами и в состоянии радикально изменить ситуацию на фронте. Но даже если принять, что западная техника «железно» превосходит российскую по характеристикам (что далеко не бесспорно), 20-30 единиц «Леопардов» или «Леклерков» не хватит, чтобы создать качественное превосходство хотя бы на каком-то одном участке, а подарить ВСУ больше европейцы пожадничали бы.
Собственно, зрада произошла даже в вопросе бартера техники внутри НАТО. Как мы помним, в начале лета Польша обязалась передать ВСУ до 300 танков, не считая другой бронетехники и вооружения, при условии, что эти «небоевые потери» будут компенсированы машинами из немецкого «канцлерского запаса». Насколько можно судить, поляки свою часть сделки выполнили (во всяком случае, польских Т-72 различных вариаций в ВСУ замечено немало), а вот пунктуальные немцы – нет. На уходящей неделе история подошла к своему финалу: Войско Польское отказалось от поставок техники из Германии, так как выгрызть удалось всего 40 танков (видимо, из числа 55 немодернизированных Leopard 2А4, числившихся в резерве) и похоже, что в сомнительном техническом состоянии.
Аналогичная сделка Германии с Грецией пока ещё в стадии реализации. По заключённой ещё летом и затем пересмотренной (в сторону уменьшения) договорённости, в обмен на 40 немецких БМП Marder 1A3 греческая армия должна отправить на Украину столько же БМП-1, приобретённых в начале 1990-х гг. на распродаже военного имущества бывшей ГДР. Пока что состоялась отправка только первой партии в 6 машин, а когда и если эта сделка будет доведена до конца, можно будет судить, не стала ли причиной облома с танками знаменитая немецко-польская «дружба».
Впрочем, есть в Германии и активные лоббисты украинских запросов, в первую очередь – уже знаменитая депутат бундестага Штрак-Циммерманн, являющаяся главой парламентского комитета по обороне (и, соответственно, распильно-откатному взаимодействию с ВПК). Непонятно, под давлением ли её соратников, или всё же «Дяди Сэма», Германия всё же увеличивает поставки Киеву лёгкой бронетехники. 16 октября на немецких железных дорогах был замечен эшелон с дополнительными САУ PzH-2000 (не менее 4 единиц) и колёсными БТР Fuchs, скорее всего, предназначенными для фашистов. Кроме того, есть сообщения, что на линию фронта отправятся из Великобритании несколько высокоавтоматизированных 155-мм самоходок на колёсном шасси производства Rheinmetall. Эти машины пока ещё являются опытными, так что обкатать их на «иванах» – святое дело.
Что касается Франции, то ранее в боях на Украине уже были замечены аналогичные немецким БТР VAB, тоже наследие Холодной войны. Таких машин во французской армии порядочно, и сейчас они как раз частично заменяются более современной техникой, так что, возможно, украинцам достанется ещё некоторое количество этих бронетранспортёров. А чтобы отвязаться от требы «дайте танков!», французы теоретически могут подкинуть из наличия несколько десятков старых «колониальных» пушечных бронеавтомобилей ERC-90 и/или более солидных AMX-10R.
Но могут и не подкинуть. В конце концов, на неделе Париж уже одарил Киев дюжиной ЗРК Crotale, и хоть техника тоже старая, но зато актуальная, так что приличия соблюдены.
Вымирание «зверинца»
Вообще, уже давно не новость, что Украина стала настоящим кладбищем техники времён Брежнева и Рейгана, и судя по составу новых траншей военной допомоги, «бодрые старики» уже заканчиваются. В частности, последний анонсированный американский пакет включает вместо бронетранспортёров 200 защищённых автомобилей MaxxPro – ветеранов уже Второй иракской войны.
Есть все основания полагать, что дальнейшие поставки лёгкой бронетехники будут включать всё большее и большее количество подобных машин. Уже многократно становились героями фотосессий аналогичные турецкие Kirpi, немецкие Dingo, британские Mastiff и Husky, сообщалось о скорой передаче французских Bastion, наконец, во множестве представлен в ВСУ бронированный HMMWV ака «Хамви»/«Хаммер».
Что это означает? Ничего хорошего, и не только для наших войск, но и для фашистов тоже. Дело в том, что всё это – в сущности, патрульные машины военизированной полиции, предназначенные для использования на дорогах. Полноценной заменой БТР, даже колёсных, они не являются, в первую очередь – из-за невысокой проходимости. Безусловно, драться можно и на них, и даже успешно: в частности, сентябрьские успехи ВСУ на Изюмском направлении были во многом обеспечены «мотокавалерией» на броневичках и «тачанках» – но будь погода влажнее, так свободно рассекать по бездорожью у неё не вышло бы.
Тем временем, на носу как раз долгий период сначала распутицы, а потом и снега, и чем больше в парке ВСУ будет колёсных бронемашин, тем сильнее они будут привязаны к дорогам. А ведь эта «привязанность» (правда, пока ещё больше умственная, чем техническая) является одной из важнейших причин тяжёлых потерь фашистов в технике: есть множество свидетельств того, как они пытаются «наступать» буквально походными колоннами по дорогам и вдоль них, становясь удобной целью. Что будет, если они в принципе лишатся возможности срезать через поля?
Но если не это, то других вариантов средств передвижения у «захистников» скоро просто не останется, не считая кустарно бронированных гражданских машин (которые тоже не очень хорошо чувствуют себя в грязи). Помимо исчерпания запасов боеготовой техники у «партнёров», сама Украина лишается возможности восстанавливать повреждённую: в ходе инфраструктурных ударов были поражены некоторые ближайшие к фронту профильные предприятия (в частности, в Харькове и Николаеве), советские ремонтные фонды исчерпываются, а для импортной техники их и не было.
Кроме того, проблемой стала эвакуация подбитых и брошенных машин с поля боя: российские войска расширяют практику «дожигания» оставленной врагом техники, в том числе и с помощью беспилотников. Ещё в сентябре на южном направлении прославился оператор БПЛА «Призрак Херсона», который с помощью квадрокоптера и гранат уничтожил не менее десятка подбитых украинских танков и БМП.
С течением времени бронетанковый парк ВСУ будет только деградировать. Так что, можно только приветствовать теперь уже официальный (и «оформленный» на местности в виде укреплённых линий) переход российских войск к жёсткой обороне: если враг хочет расшибить себе лоб – значит, нужно подставить под него достаточно твёрдую стену. Тем легче будет наступать уже нашим воинам в ходе зимней кампании.
Информация