Смогут ли иранские планирующие авиабомбы преодолевать украинскую ПВО
Одной из главных проблем, почему СВО пошла не совсем так, как нам хотелось бы, является то, что российская авиация не смогла завоевать полное господство в воздухе, хотя изначально утверждалось обратное. Отчаянные в своей дерзости действия ВКС РФ вызывают множество вопросов, почему так получилось.
Самым простым ответом будет, конечно же, сослаться на противодействие со стороны украинской ПВО, которую не смогли полностью выбить в первые дни после начала спецоперации, и теперь она только усиливается за счет поставок современных ЗРК натовского производства. Из-за нее российские стратегические бомбардировщики вынуждены наносить удары дорогостоящими дальнобойными ракетами, находясь далеко вне радиуса действия ПВО противника. Однако это будет только полуправда.
Полная правда заключается в том, что к спецоперации ВКС РФ подошли не только без развитой тактической беспилотной авиации, но и фактически без столь необходимых корректируемых авиабомб, которые позволили бы наносить воздушные удары без входа в зону действия украинской ПВО. В Интернете можно посмотреть видеозаписи, на которых наши самолеты фронтовой авиации просто вынуждены действовать на сверхмалых высотах, чтобы сбросить на головы противника обычные «чугуниевые» бомбы. При этом российские Су-25, Су-30СМ и Су-34 подставляют «брюхо» не только ЗРК, но и обычным ПЗРК. Потери ВКС РФ у нас стараются особо не афишировать, некоторые цифры можно найти во вражеских источниках, потому к ним стоит относиться с определенным недоверием. Однако в списках на обмен военнопленных российские пилоты фигурируют периодически, это факт.
Могли ли что-то пойти иначе, и можно ли что-то сделать прямо сейчас, чтобы исправить эту ситуацию?
Joint Direct Attack Munition (JDAM)
Необходимость создания корректируемых авиационных бомб (КАБ) была осознана уже очень давно, прежде всего, в США. Американцы, главные мировые агрессоры, в ходе операции «Буря в пустыне» столкнулись со множеством проблем в действиях своей авиации. С одной стороны, Ирак имел какую-никакую, а систему ПВО. С другой стороны, применение авиабомб с лазерным наведением оказалось осложнено непростыми местными условиями – содержание в воздухе в больших количествах мелкой пыли, задымление от пожаров из-за горящей нефти и т.д.
Результатом системного анализа стал совместный проект ВВС США и ВМС США по переоборудованию обычных свободнопадающих авиабомб в корректируемые. Для этого каждая оснащается компьютером с навигационным оборудованием, комплектом из крыльев, крепящихся в средней части бомбы, и хвостового блока, имеющего управляемое оперение, позволяющее ей маневрировать. Наведение сброшенной с самолета КАБ на цель осуществляется при помощи интегрированной инерциальной системы наведения в паре с GPS-приёмником улучшенной точности. Дальность ее действия составляет 15 морских миль (28 км) от точки сброса, величина кругового вероятного отклонения – 11 метров. При осуществлении бомбометания с больших высот на сверхзвуковых скоростях дальность поражения увеличивается. Например, истребитель F-22 с высоты в 15 километров при скорости, превышающей звуковую, смог поразить цель 454-килограммовой КАБ на расстоянии более 44 километров.
Проект получил название JDAM (Joint Direct Attack Munitions), и по состоянию на 2016 год Пентагон заказал у компании-производителя Boeing 15 тысяч комплектов по переоснащению свободнопадающих бомб в корректируемые. Следует признать, что это яркий пример рационального подхода к имеющимся ресурсам, достойный подражания. А как дела с КАБ обстоят у нас, в России?
КАБ-500С
У нас решили не заморачиваться с переоборудованием свободно падающих бомб в корректируемые, а сразу создать «корректируемую авиационную бомбу калибра 500 кг, спутниковое наведение», или КАБ-500С.
Макет российской КАБ был впервые представлен в 2003 году на выставке МАКС ГНПП «Регион» (теперь входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» или КТРВ). Боеприпас предназначается для уничтожения стационарных объектов с заранее известными координатами – пунктов управления, складов, промышленных предприятий, объектов инфраструктуры, а также судов на стоянках. Длина бомбы составляет 3 м, максимальный диаметр корпуса – 400 мм, размах крыла – 750 мм. Для обеспечения требуемых аэродинамических характеристик бомба оснащена набором плоскостей, Х-образными стабилизаторами и крыльями с рулями. Допустимая высота сброса КАБ-500С в диапазоне от 500 м до 10 км, скорость самолета-носителя при сбросе – от 550 до 1100 км/ч, круговое вероятное отклонение не более 5-10 м. Бомба получила систему управления, основным элементом которой является приемоиндикатор навигационных систем ПСН-2001.
Несмотря на то, что проект российской КАБ успешно дошел до стадии испытаний, в 2012 году он столкнулся с противодействием в Минобороны РФ. Как рассказывало еще в 2015 году «Военное обозрение», некие неназванные силы внутри военного ведомства не устроила цена КАБ-300С в 3 миллиона рублей за штуку (100 тысяч долларов по тогдашнему курсу), и там посчитали, что бомбардировщики Су-24 или Ту-22М3 с современными прицельно-навигационными комплексами способны обеспечивать приемлемую точность бомбометания даже при использовании неуправляемого оружия.
Также в качестве причины для отказа называлось недостаточное расстояние, которое способна преодолеть российская КАБ от места сброса, составляющее от 6 до 8 километров, то есть, избежать входа в зону действия ПВО противника самолету не удалось бы. Несмотря на это, Индия почему-то все же заинтересовалась экспортной версией российской авиабомбы КАБ-500С-Э. В ходе операции ВКС РФ в Сирии по позициям террористов применялись, судя по всему, экспортные версии нашей КАБ.
Вполне очевидно, что к СВО мы подошли без столь необходимых нам корректируемых авиабомб. То, что это направление для российского ВПК теперь станет приоритетным, не вызывает сомнений. Однако воевать надо прямо здесь и сейчас, сберегая жизни наших пилотов. Поэтому представляется правильным закупить у дружественного Ирана опытную партию управляемых планирующих бомб Yasir, которыми персы научились поражать цели на расстоянии до 50 километров от точки сброса. Это позволит ВКС РФ действовать в украинском небе без захода в зону действия большинства систем ПВО, радикально повысить эффективность ударов и сохранить дорогостоящие самолеты и еще более ценных пилотов.
Комплексовать по поводу технологической зависимости от Исламской Республики уже поздно, надо просто побеждать и делать выводы.
Информация