В результате российских контрсанкций дуополия Boeing и Airbus может превратиться в монополию


Санкционная война против России не могла не сказаться и на самом объявившем ее коллективном Западе. Обратный эффект от российских контрсанкций внес заметный дисбаланс в дуополию ведущих авиастроительных корпораций – Boeing и Airbus.


Доминирующее положение Boeing и Airbus на мировом авиационном рынке стало результатом череды слияний и поглощений авиастроительных предприятий в Старом и Новом Свете, а также ухода их конкурентов. Компания Boeing была основана 15 июля 1916 года в Сиэтле американским авиаконструктором и промышленником Уильямом Боингом, который дал ей первоначально название Pacific Aero Products, но уже через год переименовал в Boeing Airplane. В 1970 году на свет появился консорциум Airbus Industry, в котором объединились авиастроительные компании четырёх ведущих западноевропейских стран – Великобритании, Франции, Испании и Германии – специально с целью создания противовеса американской корпорации. В 1997 году в США Boeing приобрел своего главного конкурента McDonnell Douglas. Иные потенциальные конкуренты в лице Lockheed Martin и Convair на Американском континенте и British Aerospace, Fairchild Aircraft и Fokker в Европе сами ушли с рынка гражданских самолетов.

В начале девяностых годов прошлого века Boeing и Airbus де-факто поделили между собой ключевые сегменты авиастроения – узкофюзеляжные самолеты, широкофюзеляжные и самолеты класса VLA (very large aircraft, то есть «очень большой самолёт»). На рынке узкофюзеляжных лайнеров также стоит упомянуть бразильский Embraer и канадский Bombardier. Амбициозные планы имеют и китайские производители. Россия также делает шаги по возрождению гражданского авиастроения после десятилетий «эффективного менеджмента» под руководством других «эффективных менеджеров». Но вернемся к западной дуополии.

Что же так изменилось в последнее время, что можно говорить о существенном дисбалансе внутри этого «заклятого» тандема?

В цифрах это выглядит следующим образом. За первые три квартала 2022 года, когда Вашингтон пошел на Россию прокси-войной, чистые убытки Boeing выросли с 59 миллионов долларов годом ранее до 4,3 миллиарда долларов, то есть в 78 раз! В отличие от американской корпорации, у европейского концерна Airbus Group дела идут намного лучше. Он остался в прибыли: в январе – сентябре текущего года она снизилась на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 2,568 миллиарда евро. Почему же так произошло?

На самом деле факторов, повлиявших на прибыльность дуополии, много, и российские контрсанкции занимают среди них пусть и не первое, но далеко и не последнее место. К ним, в частности, можно отнести запрет на использование воздушного пространства нашей страны, введенный в ответ на аналогичный шаг со стороны США и Европы.

В результате западные авиаперевозчики теперь вынуждены лететь вокруг России вместо привычного прямого маршрута из Европы в Азию. Это увеличивает время перелета на несколько часов, что в сочетании с возросшими ценами на топливо делает их бизнес менее рентабельным. Европейским и американским авиакомпаниям теперь приходится увеличивать расходы на топливо и заработные платы членам экипажей. При этом отметим, что прекрасно себя чувствуют воздушные перевозчики из стран, которые не стали вводить антироссийские санкции. Индийская Air India, гонконгская Cathay Pacific и ближневосточные компании Emirates, Qatar Airways и Etihad Airways PJSC по-прежнему могут свободно пользоваться российским воздушным пространством, снимая сливки с рынка, откуда «самовыпилились» Air Canada и United Airlines.

Однако прямое влияние на снижение рентабельности ведущих авиапроизводителей все же оказывают санкции, введенные в отношении закупки из России титана и алюминия. Не секрет, что наша «ВСМПО-Ависма» обеспечивала до 40% потребностей в титане Boeing и до 60% – Airbus. В «наказание» за начало Кремлем 24 февраля 2022 года спецоперации на Украине Boeing, а заодно с ним и холдинг Rolls-Royce отказались покупать российский титан. Однако их конкуренты из континентальной Европы в последний момент заблокировали предложение ввести санкции против «ВСМПО-Ависма» в седьмом пакете и закупились российским металлом впрок. В результате концерн Airbus Group оказался в более выигрышном положении, чем американцы и британцы.

Также на отрицательную прибыльность Boeing по-прежнему большое влияние оказывают проблемы с лайнерами серии 737 MAX. Авиапроизводитель был признан виновным в двух катастрофах, унесших множество человеческих жизней, и выплачивает крупные компенсации.

Наконец, следует упомянуть об особенностях американской системы ценообразования в оборонном секторе, которая сегодня сыграла злую шутку с Boeing. Казалось бы, на фоне войны на Украине эта корпорация с ее оборонным подразделением должна грести деньги лопатой, но есть важный нюанс. В Соединенных Штатах сейчас из-за «энергетической» и «инфраструктурной» войн разгоняется дикая инфляция, которая привела к объективному росту расходов по всем контрактам. Однако по военным контрактам с Пентагоном цены фиксированные и так просто их пересмотреть нельзя.

Вот поэтому с начала года Boeing и ушел в такой минус, а Airbus выглядит на его фоне намного лучше. Нет ничего удивительного в том, что американцы сейчас готовы окончательно зарезать своего европейского конкурента вместе со всей Европой, чтобы дуополия вдруг не превратилась в монополию.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Jacques Sekavar Офлайн Jacques Sekavar
    Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 7 ноября 2022 17:10
    +2
    Запрет на полёты недружественных стран над территорией РФ нанёс обоюдный ущерб, им – увеличение расходов на топливо, нам – оплата за техобслуживание. Импортозамещение российского титан и аллюминия, не одномоментно, но не составит проблемы, в отличие от Ависмы спрос на продукцию которой в долгосрочной перспективе не возместит авиастроительная программа РФ.
    Боинг, системообразующий концерн, на подобии Газпрома или Транснефти, а потому всегда может расчитывать на государственную поддержку.
    В борьбе с инфляцией, которая в июне выросла до 9%, ФРС повысила ключевую ставку до 3%, а также распродаёт казначейские и ипотечные бумаги, что в целом должно остановить или снизить инфляцию и рост цен, ну и как говорил Бернанкин Бен, военные заказы играют в экономике не послнднее значкеие.
  2. Сергей Латышев (Серж) 7 ноября 2022 18:59
    +1
    Вах. Но статья прямо противоречит прошлым заметкам, что промышленность ейропы загибается в угоду ЮСА.А здесь ровно наоборот
  3. Шмурзик Онлайн Шмурзик
    Шмурзик (Seymslav) 7 ноября 2022 20:20
    +1
    В результате западные авиаперевозчики теперь вынуждены лететь вокруг России вместо привычного прямого маршрута из Европы в Азию. Это увеличивает время перелета на несколько часов, что в сочетании с возросшими ценами на топливо делает их бизнес менее рентабельным. Европейским и американским авиакомпаниям теперь приходится увеличивать расходы на топливо и заработные платы членам экипажей. При этом отметим, что прекрасно себя чувствуют воздушные перевозчики из стран, которые не стали вводить антироссийские санкции. Индийская Air India, гонконгская Cathay Pacific и ближневосточные компании Emirates, Qatar Airways и Etihad Airways PJSC по-прежнему могут свободно пользоваться российским воздушным пространством, снимая сливки с рынка, откуда «самовыпилились» Air Canada и United Airlines.

    А какая вообще есть связь между проблемами производителей с преференциями и проблемами эксплуатантов ???
    1. Alex Kiselev Офлайн Alex Kiselev
      Alex Kiselev (Alex Kiselev) 7 ноября 2022 23:16
      -3
      Да лишь бы ляпнуть, статья не имеет ничего общего с реальностью и основана только на 2ух цифрах из "тырнета" - это 57 раз и 4 млрд зелени.
  4. 1_2 Офлайн 1_2
    1_2 (Летят утки) 8 ноября 2022 14:51
    0
    на Западе изначально любое производство приносит только убытки, так как там выше себестоимость : налоги,зарплаты, ресурсы и т.д но все убытки Запад компенсируют печатанием трлн фантиков