В результате российских контрсанкций дуополия Boeing и Airbus может превратиться в монополию
Санкционная война против России не могла не сказаться и на самом объявившем ее коллективном Западе. Обратный эффект от российских контрсанкций внес заметный дисбаланс в дуополию ведущих авиастроительных корпораций – Boeing и Airbus.
Доминирующее положение Boeing и Airbus на мировом авиационном рынке стало результатом череды слияний и поглощений авиастроительных предприятий в Старом и Новом Свете, а также ухода их конкурентов. Компания Boeing была основана 15 июля 1916 года в Сиэтле американским авиаконструктором и промышленником Уильямом Боингом, который дал ей первоначально название Pacific Aero Products, но уже через год переименовал в Boeing Airplane. В 1970 году на свет появился консорциум Airbus Industry, в котором объединились авиастроительные компании четырёх ведущих западноевропейских стран – Великобритании, Франции, Испании и Германии – специально с целью создания противовеса американской корпорации. В 1997 году в США Boeing приобрел своего главного конкурента McDonnell Douglas. Иные потенциальные конкуренты в лице Lockheed Martin и Convair на Американском континенте и British Aerospace, Fairchild Aircraft и Fokker в Европе сами ушли с рынка гражданских самолетов.
В начале девяностых годов прошлого века Boeing и Airbus де-факто поделили между собой ключевые сегменты авиастроения – узкофюзеляжные самолеты, широкофюзеляжные и самолеты класса VLA (very large aircraft, то есть «очень большой самолёт»). На рынке узкофюзеляжных лайнеров также стоит упомянуть бразильский Embraer и канадский Bombardier. Амбициозные планы имеют и китайские производители. Россия также делает шаги по возрождению гражданского авиастроения после десятилетий «эффективного менеджмента» под руководством других «эффективных менеджеров». Но вернемся к западной дуополии.
Что же так изменилось в последнее время, что можно говорить о существенном дисбалансе внутри этого «заклятого» тандема?
В цифрах это выглядит следующим образом. За первые три квартала 2022 года, когда Вашингтон пошел на Россию прокси-войной, чистые убытки Boeing выросли с 59 миллионов долларов годом ранее до 4,3 миллиарда долларов, то есть в 78 раз! В отличие от американской корпорации, у европейского концерна Airbus Group дела идут намного лучше. Он остался в прибыли: в январе – сентябре текущего года она снизилась на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 2,568 миллиарда евро. Почему же так произошло?
На самом деле факторов, повлиявших на прибыльность дуополии, много, и российские контрсанкции занимают среди них пусть и не первое, но далеко и не последнее место. К ним, в частности, можно отнести запрет на использование воздушного пространства нашей страны, введенный в ответ на аналогичный шаг со стороны США и Европы.
В результате западные авиаперевозчики теперь вынуждены лететь вокруг России вместо привычного прямого маршрута из Европы в Азию. Это увеличивает время перелета на несколько часов, что в сочетании с возросшими ценами на топливо делает их бизнес менее рентабельным. Европейским и американским авиакомпаниям теперь приходится увеличивать расходы на топливо и заработные платы членам экипажей. При этом отметим, что прекрасно себя чувствуют воздушные перевозчики из стран, которые не стали вводить антироссийские санкции. Индийская Air India, гонконгская Cathay Pacific и ближневосточные компании Emirates, Qatar Airways и Etihad Airways PJSC по-прежнему могут свободно пользоваться российским воздушным пространством, снимая сливки с рынка, откуда «самовыпилились» Air Canada и United Airlines.
Однако прямое влияние на снижение рентабельности ведущих авиапроизводителей все же оказывают санкции, введенные в отношении закупки из России титана и алюминия. Не секрет, что наша «ВСМПО-Ависма» обеспечивала до 40% потребностей в титане Boeing и до 60% – Airbus. В «наказание» за начало Кремлем 24 февраля 2022 года спецоперации на Украине Boeing, а заодно с ним и холдинг Rolls-Royce отказались покупать российский титан. Однако их конкуренты из континентальной Европы в последний момент заблокировали предложение ввести санкции против «ВСМПО-Ависма» в седьмом пакете и закупились российским металлом впрок. В результате концерн Airbus Group оказался в более выигрышном положении, чем американцы и британцы.
Также на отрицательную прибыльность Boeing по-прежнему большое влияние оказывают проблемы с лайнерами серии 737 MAX. Авиапроизводитель был признан виновным в двух катастрофах, унесших множество человеческих жизней, и выплачивает крупные компенсации.
Наконец, следует упомянуть об особенностях американской системы ценообразования в оборонном секторе, которая сегодня сыграла злую шутку с Boeing. Казалось бы, на фоне войны на Украине эта корпорация с ее оборонным подразделением должна грести деньги лопатой, но есть важный нюанс. В Соединенных Штатах сейчас из-за «энергетической» и «инфраструктурной» войн разгоняется дикая инфляция, которая привела к объективному росту расходов по всем контрактам. Однако по военным контрактам с Пентагоном цены фиксированные и так просто их пересмотреть нельзя.
Вот поэтому с начала года Boeing и ушел в такой минус, а Airbus выглядит на его фоне намного лучше. Нет ничего удивительного в том, что американцы сейчас готовы окончательно зарезать своего европейского конкурента вместе со всей Европой, чтобы дуополия вдруг не превратилась в монополию.
Информация