Bloomberg: кто покроет убытки от «теневого танкерного флота» России
Через три недели получить компенсацию за любой ущерб, причиненный танкерами, перевозящими российскую нефть, станет намного сложнее. Кто будет страховать эти суда и что это будет означать для потенциальных претендентов? Ответ на этот вопрос дает агентство Bloomberg в материале обозревателя Джулиана Ли.
Весьма вероятно, что большая часть российского экспорта после 5 декабря, даты введения морского эмбарго, будет осуществляться на ее собственных судах, на судах оставшихся клиентов или на растущем флоте стареющих танкеров, принадлежащих малоизвестным компаниям, зарегистрированным в международных юрисдикциях, не славящихся своей открытостью и прозрачностью.
Крупные морские катастрофы составляют крошечную долю страховых и судебных претензий в судоходной отрасли. Большинство из них намного меньше и обычно остаются незамеченными за пределами вовлеченных компаний. Поэтому вопрос о том, получат ли истцы компенсацию за убытки, причиненные танкером, перевозящим незастрахованную (в западной правовой системе) российскую нефть, остается неясным. Это должно беспокоить каждую страну, чьи порты или береговая линия могут оказаться под угрозой.
Танкеры, перевозящие российскую нефть, вряд ли будут швартоваться в «недружественных» РФ странах, но они, безусловно, будут проходить близко к их берегам, будь то выход из Балтийского моря через Датский пролив или пересечение Ла-Манша.
В настоящий момент российские нефтяные танкеры застрахованы «Ингосстрахом», четвертой по величине генеральной страховой компанией РФ, которая уже застраховала около 2000 судов. Она также, вероятно, покроет большую часть так называемого теневого флота танкеров, которые, как ожидается, продолжат перевозить российскую нефть в следующем месяце. Это вызывает опасения.
Индия готова пойти на этот риск. Портовые власти примут на себя страхование ответственности иностранных судов, предоставленных «Ингосстрахом», от рисков, включая разливы нефти и столкновения. Он входит в список из 15 компаний, не включенных в Международную группу P&I Clubs, утвержденную западными странами. Но Индия, к примеру, готова к этому риску. Китай также, вероятно, примет российскую страховку для танкеров, разгружающихся в его портах.
Именно эти партнеры РФ, скорее всего, получат оплату в случае подачи претензий. Но уверенности в том, что в европейских странах, Великобритании или США дела пойдут так же хорошо, нет.
Информация