Как на ход СВО в Украине повлияет «снарядный голод»

39

В последнее время в отечественных СМИ можно увидеть многочисленные комментарии в духе того, что нам спешить побеждать Украину не надо, и само время якобы работает именно на Россию. Дескать, тактика «огневого вала» позволит ВС РФ без лишних потерь освободить Донбасс, а потом Незалежная, оставшись без света и тепла, естественно, в очередной раз «сама развалится». К сожалению, это утверждение очень далеко от истинного положения дел.

«Снарядный голод»


Если проанализировать ход спецоперации на Украине, то становится видно резкое изменение стратегии Генштаба ВС РФ после отвода войск из-под Киева. Если на начальной стадии СВО наша армия действовала по канонам Второй мировой войны с ее стремительными ударами бронированными кулаками вглубь территории противника, то затем на Донбассе она перешла к тактике «огневого вала» образца Первой мировой.



Российская артиллерия уже более полугода методично сносит украинские укрепрайоны, выбрасывая ежедневно колоссальное количество снарядов всех типов, а потом на развалины заходит для зачистки наша пехота. О том, что все идет по плану, заявил лично президент Путин после саммита ШОС в Узбекистане в минувшем сентябре:

У нас наступательная операция на самом Донбассе не прекращается, идет небольшим темпом, но последовательно, постепенно-постепенно российская армия занимает все новые и новые территории, я обращаю внимание, мы же воюем не полной армией, воюем только частью российской армии, только контрактной частью, ну, естественно, это связано с определенными параметрами личного состава и так далее, поэтому мы не спешим в этой части.

Вроде бы все верно, потери среди военнослужащих ВС РФ снижаются. Однако реализация подобной тактики в течение длительного времени упирается в ресурсную базу нашей страны, а вот с этим есть определенные сложности. О том, что на фронте в последнее время наметился пресловутый «снарядный голод», появляется все больше и больше сообщений. Этот прискорбный факт подтвердил, в частности, старший научный сотрудник Академии военных наук РФ Владимир Прохватилов в разговоре с Общественной службой новостей:

Если бы с нами сейчас воевала непосредственно американская армия, и там бы это было. На войну высокой интенсивности между равными армиями никто в мире не рассчитывал, никто к этому не готовился.

С его слов, снижение активности «огневого вала» связано с дефицитом снарядов определенных калибров, а также с износом артиллерийских стволов. И это очень тревожная тенденция.

«Советские калоши»


Не секрет, что Россия сегодня воюет на советском наследии, о котором когда-то так пренебрежительно отзывался Владимир Путин. Проблема заключается в том, что и советские запасы не безграничны. Хорошо постреляли ВС РФ в свое время в обеих Чеченских кампаниях, потом в Грузии в 2008-м. Работал «военторг» на Донбассе с 2014 года. Шел расход боеприпасов и во время спецоперации в Сирии. Что-то продали за рубеж на экспорт в «лихие 90-е», что-то утилизировали, что-то взорвалось при пожарах на складах Минобороны РФ.

В ходе СВО на Украине в «жаркие» дни российская артиллерия выстреливает от 40 до 60 тысяч снарядов различных калибров, во время «затишья» - порядка 24 тысяч. То есть, за сутки в сторону противника ВС РФ выпускают по 50-60 груженных доверху снарядами железнодорожных вагонов. Кроме того, есть серьезная проблема с износом орудийных стволов, ресурс которых, увы, не бесконечен. Артиллерийские нарезные стволы, в зависимости от калибра и типа снаряда, имеют ресурс в 2000-3000 выстрелов, танковые стволы - от 210 выстрелов бронебойными подкалиберными снарядами и до 840 выстрелов осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами.

Иначе говоря, избранная Генштабом ВС РФ тактика «огневого вала» требует исключительно мощной материально-технической базы. А вот у нас с этим имеются очередные проблемы, и весьма серьезные.

С одной стороны, многие российские предприятия ВПК в «тучные нулевые» закупили современное иностранное оборудование, что само по себе можно только поприветствовать. Казанский пороховой завод покупал оборудование в Германии, Австрии и Швейцарии, то же делали ФНПЦ «Алтай», «Мотовилихинские заводы» и другие производители артиллерии, и разработчики, и производители порохов и твердых ракетных топлив. С другой стороны, после начала антироссийской санкционной войны в 2014 году усложнилось обслуживание и своевременный ремонт закупленного импортного оборудования, а также возникла зависимость от иностранных химических компонентов для производства боеприпасов. Плюс к этому необходимо учитывать фактор «эффективного менеджмента», который поставил ряд стратегически важных оборонных предприятий на грань банкротства и ликвидации.

Может ли отечественный ВПК оперативно воспроизводить столько снарядов, сколько их расходуется на фронте, большой вопрос. Поэтому нет ничего удивительного в том, что западные СМИ со ссылками на свою разведку сообщают о том, что Россия теперь якобы закупает артиллерийские снаряды у КНДР. Северная Корея имеет мощную артиллерию различных калибров, и плановая экономика позволяет ей воспроизводить боеприпасов к ней столько, сколько понадобится без опостылевшего нам «сдвига сроков вправо». Будем надеяться, что иранских БПЛА и баллистических ракет и северокорейских снарядов окажется достаточно, чтобы завершить освобождение Донбасса, но потом тактику, по всей видимости, придется вновь менять на стремительные прорывы и окружения.

Также не стоит обольщаться тем, что аналогичные проблемы со «снарядным голодом» сейчас испытывают ВСУ и стоящие за ними страны блока НАТО. Отечественные СМИ смакуют сетования западных военных аналитиков на то, что имеющегося запаса снарядов у США, Великобритании или Франции хватит всего лишь на полторы-две недели высокоинтенсивных боев. Оборонные заводы там, в отличие от Российской Федерации, остаются в сохранности, и объемы производства могут быть быстро наращены многократно. Финансовый год в Соединенных Штатах только начался, и американский ВПК теперь получит средства на возобновление крупносерийного производства снарядов. Так что рассчитывать на то, что «три топора» останутся без боеприпасов, и ВСУ прекратят терроризировать Донецк, не стоит.

Если посмотреть на картину в целом, то она, признаться, пугает, поскольку в СВО слишком много проявляется параллелей с Первой Мировой войной. Тогда Российская империя ввязалась в нее для помощи Сербии, а Российская Федерация вступилась за ДНР и ЛНР. «Великое отступление» в Киевской, Черниговской, Сумской, Харьковской и Херсонской областях мы уже получили, теперь «снарядный голод». Что дальше?
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    19 ноября 2022 13:06
    Если посмотреть на картину в целом, то она, признаться, пугает, поскольку в СВО слишком много проявляется параллелей с Первой Мировой войной. Тогда Российская империя ввязалась в нее для помощи Сербии, а Российская Федерация вступилась за ДНР и ЛНР. «Великое отступление» в Киевской, Черниговской, Сумской, Харьковской и Херсонской областях мы уже получили, теперь «снарядный голод». Что дальше?

    А дальше аналог Брусиловского прорыва и выход нашей промышленности на массовое производства вооружения. Не секрет, что в последние два года царского правления, наша промышленность изготовила столько оружия, что хватило и на ПМВ до Бреста и на гражданскую. Надеемся что аналог февраля 1917 года нас всё же обойдет.
    1. 0
      24 ноября 2022 14:57
      «Великое отступление» в Киевской, Черниговской, Сумской, Харьковской и Херсонской областях

      По версии МО России там не было отступления. Там были великие манёвры!
  2. +9
    19 ноября 2022 13:32
    «снарядный голод». Что дальше?

    А дальше Великая Октябрьская Социалистическая Революция 2.0.
    Олигархов и ведущих менеджеров - к стенке.
    ( Это всего лишь возможный прогноз развития ситуации )
    1. 0
      23 ноября 2022 10:04
      prior, помечтай может полегчает.
  3. +5
    19 ноября 2022 13:51
    Дело идет к копированию войны 1812 года и сожжению Москвы. После сожжения Москвы - русские не пострадают, Израиль объявит полугодовой траур.
  4. +6
    19 ноября 2022 14:22
    Что дальше. Пока Украина не будет отрезана от Чёрного моря, война будет продолжаться до бесконечности. К моему сожалению, я не вижу предпосылок к скорой победе.
    Снарядный голод. Такую проблему нельзя замалчивать. Лучше ошибиться, чем оказаться правым. Автор первый поднял этот вопрос, после Запада. А может правильно?
    1. +2
      20 ноября 2022 03:29
      Цитата: сталевар
      Пока Украина не будет отрезана от Чёрного моря, война будет продолжаться до бесконечности.

      Полагаю, оставление Херсона очень поспособствовало "отрезанию от моря". забудьте уже о контроле над морем, о Николаеве и Одессе - они останутся бандеровскими и затем - натовскими. Силенок у второй армии мира на побережье и на эти города не хватает. Уже под Крымом окопы роют
      1. 0
        23 ноября 2022 10:11
        Грица, не говори гоп пока не перепрыгнул. Уже в следущем году наши войска присоединят Приднестровье.
    2. 0
      23 ноября 2022 10:08
      Сталевар, откуда автор знает сколько в армии снарядов? Он что их считал? Наверное, скоро он начнёт сокрушаться о патронном голоде, а потом вообще о голоде в армии. Тоже будешь верить?
  5. +1
    19 ноября 2022 14:42
    Есть ли голод ,нет голода - данные засекречены.
    Если выбрана тактика "лунных пейзажей" (а сми ей радовались), то ничего не остается другого...
    1. +4
      19 ноября 2022 19:04
      Лунные пейзажи, помимо низкого уровня мастерства артиллеристов, вызваны стрельбой с предельных дистанций, куда их загнала артиллерийская разведка ВСУ. В свою очередь это приводит к ускоренному износу артиллерийских стволов, так заряды пороха предельные, и что в свою очередь приводит к большому рассеиванию снарядов. В общем проблемы большие.
      1. +1
        20 ноября 2022 11:21
        куда их загнала артиллерийская разведка ВСУ.

        А почему она их туда загнала?
        Не буду сейчас касаться понтореза Чемезова из "Ростеха" и его ну очень эффективно-дефективных "манагеров". Тут дело не только и не столько в нем, сколько в самом подходе.
        Вы слышали о системе управления огнем Крапива"?
        Создана волонтерами (волонтерами, Карл!!!) для ВСУ.


        По большому счету, в начале спецоперации и российская, и украинская армии использовали одни те же артиллерийские системы советской разработки. Но было одно существенное отличие у артиллерии ВСУ, к сожалению, не в нашу пользу. В последние годы на Украине была создана система управления артиллерийским боем «Крапива».

        В России работы над такими системами тоже шли последние лет десять. Потрачены были миллиарды рублей, но до войск в нужном количестве важная система так и не дошла.

        Ознакомиться с текстом статьи можно по ссылке ниже:

        https://www.mk.ru/politics/2022/11/19/eksperty-rasskazali-kak-krapiva-usilila-ukrainskuyu-artilleriyu.html
        1. -2
          23 ноября 2022 10:16
          Динго, так это с помощью Крапивы укрофашисты не мажут по жилым домам больницам и школам? Снайперы нечего сказать.
          1. 0
            24 ноября 2022 23:45
            Олег Георгиевич,

            по жилым домам больницам и школам

            эти ... бьют целенаправленно.
            Знаю, о чем говорю - племяш, пол-ник ОМОН, был ТАМ со своими ребятами с марта по июнь, север Харьковского направления...
            Соседнее село ночью расхреначили...Почти полностью... А там никого из наших не было - ни омоновцев, ни армейцев...
  6. +2
    19 ноября 2022 16:41
    Соотношение экономики, промышленности врага и нашего 20:1 в не нашу пользу. Власть РФ уже взяла направление и показала его всему миру. Мир жесток, сильных боятся и уважают, слабым не оставляют шансов выжить, слабого будут добивать все и свои, и чужие. У РФ выход один, полная победа над всей Украиной, включение всей территории Украины в состав России, ликвидация Украины, как государства. Любое другое решение по Украине, это капитуляция РФ, которая приведет в дальнейшем к исчезновению русского государства. Только политический ход может изменить ситуацию, связанную с Украиной. Политический ход РФ, это объявление РФ, что вся территория Украины, захваченная сепаратистами с помощью НАТО, является неотъемлемой частью России.
  7. +4
    19 ноября 2022 19:44
    Вообще-то напрашивается аналогия не столько с Первой мировой, сколько с Русско-японской. Со всеми вытекающими последствиями. Тем более, что после первого "хвать за вражеский венец" поджали хвост и, анонсируя "хитрые планы" и "жесты доброй воли", просто творили что могли. Так и продолжается, приходится пятиться, отрыгивая схваченные куски. Группировки на бугре занимаются перетягиванием и договорняками, а армия дергается, не зная кого слушать и что делать. Донецких жалко. У них-то всё всерьез.
    1. +1
      20 ноября 2022 03:31
      Цитата: вася 225
      Вообще-то напрашивается аналогия не столько с Первой мировой, сколько с Русско-японской.

      Может быть, еще не Цусима, но явно уже Мукден
      1. -1
        20 ноября 2022 12:14
        Цусима уже была - крейсер "Москва".
  8. +1
    19 ноября 2022 19:59
    Как на ход СВО в Украине повлияет «снарядный голод»

    Никак. Наше политическое руководство операцию попридержит, пока запад ВСУ снарядиков не подкинет.
  9. +1
    19 ноября 2022 20:31
    вот не хочится вмешиваться. но кто настойчиво информирует о нехватке боезапаса основных калибров глубоко ошибается. не использованы запасы ссср даже на 25%. что касается современного оружия. проблем нет в комплектующих, а значит завтра за нами.
    1. +2
      19 ноября 2022 21:06
      Ну, вот: если мы услышим о стрельбе корейскими снарядами, то проблема существует. А от износа стволов, а тем более от поражения орудий, никуда не денешься. К тому же, в СССР основная доля запасов располагалась на складах в западных округах. Наше счастье, что Украина очень большую долю этих запасов взяла, да и продала.
  10. +5
    19 ноября 2022 23:58
    Пока у руля стоит невменяемый старик, воображающий себя шахматистом и не имеющий элементарных понятий о достоинстве нации, побед не будет.
    1. -1
      20 ноября 2022 12:54
      Вы это о каком достоинстве глаголите? Не бойсь Навально-либеральном.
  11. -2
    20 ноября 2022 00:54
    Без ядрёной бомбы не обойтись. Если бы только с украми войнушка, то управились бы сами и быстро. Но натовская помощь не оставляет вариантов. Или они сдадуться сами, или ядрён батон.
  12. -2
    20 ноября 2022 01:15
    Маржецкий или паникер..или "чужой*....
    1. -4
      20 ноября 2022 11:48
      Всепрапальщик он. На сайте к его опусам уже давно относятся как страшилкам.
    2. +3
      20 ноября 2022 12:13
      Маржецкий или паникер..или "чужой*....

      Скорее, "хирург", вскрываюший "гнойники" и "нарывы".
      А Вам милее "паталогоанатом?
    3. +3
      20 ноября 2022 12:20
      Маржецкий выдающийся и смелый аналитик. Не чета телебалаболам.
  13. -2
    20 ноября 2022 03:26
    Следующий шаг - братания на фронте, потом - выборы командиров, и в конечном итоге - штыки в землю, идем до хаты. А в финале - арест императора и декрет о мире.
    1. +2
      20 ноября 2022 06:32
      не дождётесь
  14. +3
    20 ноября 2022 06:33
    Не секрет, что Россия сегодня воюет на советском наследии, о котором когда-то так пренебрежительно отзывался Владимир Путин.

    Да, дорогие мои, да. Не надо дискутировать. Дело в том, что то, что мы производили, и руками махать не надо, было никому не нужно, потому что наши галоши никто не покупал, кроме как африканцы, которые должны были по горячему песку ходить. Вот в чём всё дело.
    У нас была оборонка - классная, сильная, и мы ею гордимся до сих пор. Мы благодарны нашим дедам и нашим отцам за то, что они создали после Великой Отечественной войны такую оборонку.
    Голос из зала:
    - И первый спутник.
    В. В. Путин:
    - И первый спутник, и первый человек в космосе - это наша общая гордость, это достижения советской власти, которыми мы все гордимся. Это общенациональные достижения.
  15. +1
    20 ноября 2022 11:46
    Про износ стволов ещё верю,но снарядный голод?Запасов снарядов вывезеных на склады из одной только германии нам хватит ещё очень на долго.Вопрос не в колличестве,а в эффективности применения.Это другой вопрос.
  16. +1
    20 ноября 2022 12:08
    Что дальше?

    А дальше - тотальный контроль за предприятиями ВПК.
    ПЕРСОНАЛЬНАЯ ответственность за каждое направление в разработке и производстве "изделий".
    Регулярный финансовый отчет за каждый потраченный рубль из бюджета ( и не "девочкам из гарема" на Фрунзенской набережной, а на комиссии Правительства).
    Всякие "шкурные" интересы "заинтересованных лиц" - вне закона (на поле боя "договорняков" и "жестов" нет ! ).
    Касаемо не только ВПК, но и всякмх там "оптимизаторов" и "оптимизаторшей" (хватит , "дооптимизировались", угробив медицину и образование).
    Скажете, "37 год" ? А почему бы и нет, раз добром не понимают?...
  17. 0
    20 ноября 2022 12:10
    В целом согласен с автором.

    Если на начальной стадии СВО наша армия действовала по канонам Второй мировой войны с ее стремительными ударами бронированными кулаками вглубь территории противника, то затем на Донбассе она перешла к тактике «огневого вала» образца Первой мировой.

    В общем всё так, но с определёнными оговорками и немалой долей условности. На первом этапе происходило быстрое продвижение, но не было мощных ударов, а были недостаток сил и их обеспечения, плохие подготовка и планирование. На втором этапе да, сходства больше с РЯВ и ПМВ...
  18. +1
    20 ноября 2022 12:18
    Такие вопросы решались и в ВОВ в наитруднейших условиях. Можно решить их и сегодня, но нужно отказаться от откатной системы и полной безответственности за не выполнение заданий. Нужна новая система ответственности и жесткий контроль. Но вводить его бояться, потому что все нынешние управленцы и так уже убегают и часто с секретами, а в этом случае останутся единицы. Спросите - чего же не хватает. Ответ прост - политической воли Кремля, похоже уже растерявшегося и потому пока не способного на адекватную реакцию на сложившиеся положение.
  19. 0
    20 ноября 2022 19:51
    Почитав статью, мысль в голове возникла.
    Цель СВО - освободить Донбасс.
    А что если, Херсон, Запорожье - это отвлекающий маневр? Мол, противник потратит там силы, снаряды и людей. А ВС РФ в этом время по Донбассу топать будет?
    Хотя, возможно и бред написал
  20. +1
    21 ноября 2022 16:02
    конечно, если так стрелять как стреляем мы вот уже 8 месяцев, никаких снарядов и ракет не напасешься. Похоже Палят по площадям, по направлениям , по неактуальным разведданным, по точкам на картах. По видео съемкам с БПЛА видны результаты такой стрельбы. Поля, пролески на огромных территориях, где не видно ни техники, ни окопов и позиций нацистов буквально вспаханы воронками от наших снарядов и мин. Зачем и куда палили не понятно. Проку от такой стрельбы не видно. Один расход боеприпасов.и ресурса стволов. Если бы хотя бы половину от этих впустую потраченных снарядов попало точно на позиции бандеровцев под авдеевкой, она давно бы стала нашей. Но для этого надо иметь хорошо подготовленные артиллерийские расчеты умеющие хорошо наводить и стрелять, получающих координаты целей в он-лайн режиме с БПЛА, самолетов, спутников или своих корректировщиков находящихся на передней линии или в составе ДРГ.
  21. +1
    21 ноября 2022 20:38
    Верить публикация, что НАТО на грани истощения боеприпасов? Ну-ну... Вы всерьёз думаете, что стратегически информацию выболтают журналюгам? Ведь точно так же мы плясали вприсядку, что, мол, укропы все запасы боеприпасов распродали, остальное сгорело и взорвалось. А на деле укро-вермахт как сыпал градом снарядов, прежде всего советских калибров, так и сыплет. А мнили, что у него на три дня боев боеприпасов имеется.
    А у нас форсируют банкротство и снос Мотовилихи. А это не только РСЗО, но и стволы 152-мм гаубиц "Мста", 152-мм пушек-гаубиц Д-20 и САУ "Акация". Бизнес-группировкам нужна территория под застоойку человейниками, какие нахрен стволы. Так же как и с БМД проблемы, ВТЗ с землёй сравнял, элитный жилой комплекс на его месте будет, ну а армия без БМД обойдётся, гешефт бизнес-группировок превыше всего.
    А чиновники из Минпромторга и Минэкономразвития только глумливо ухмыляются на угроблегие важнейших предприятий ОПК. И никто на них управу искать не собирается, они там родственники или знакомые очень приятных Кремлю людей, таких не тронут, даже пальцем им не погрозят.
  22. 0
    21 ноября 2022 20:41
    Цитата: wladimirjankov
    конечно, если так стрелять как стреляем мы вот уже 8 месяцев, никаких снарядов и ракет не напасешься. Похоже Палят по площадям, по направлениям , по неактуальным разведданным, по точкам на картах. По видео съемкам с БПЛА видны результаты такой стрельбы. Поля, пролески на огромных территориях, где не видно ни техники, ни окопов и позиций нацистов буквально вспаханы воронками от наших снарядов и мин. Зачем и куда палили не понятно. Проку от такой стрельбы не видно. Один расход боеприпасов.и ресурса стволов. Если бы хотя бы половину от этих впустую потраченных снарядов попало точно на позиции бандеровцев под авдеевкой, она давно бы стала нашей. Но для этого надо иметь хорошо подготовленные артиллерийские расчеты умеющие хорошо наводить и стрелять, получающих координаты целей в он-лайн режиме с БПЛА, самолетов, спутников или своих корректировщиков находящихся на передней линии или в составе ДРГ.

    Какие бы ни были подготовленные расчёты, без надлежащих средств разведки и подготовки данных для стрельбы они ничего путного сделать не смогут. А у нас все ещё на ПУО-9М данные готовят и на ПРК-69 корректуры рассчитывают. Электронные ПУО на основе планшетных компов - несбыточная мечта.