Why the CSTO cannot become a real competitor to the NATO bloc


In the coming days, the next summit of the CSTO countries is to be held in Yerevan, in which President Putin will personally take part. As reported, the meeting will consider issues of improving the crisis response mechanism of this international structure. What could possibly be the future of this organization?


"Holy Alliance - 2"?


The Collective Security Treaty Organization, or CSTO, was established on May 15, 1992. Russia, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Armenia, Tajikistan and Uzbekistan became its members. In 1993, it also included Azerbaijan, Belarus and Georgia, but subsequently Baku, Tbilisi and Tashkent refused to extend their participation in the CSTO. Undoubtedly, Moscow considered this structure as an opportunity to keep under its indirect control the former Soviet republics that were spreading into “national apartments”.

The events of 2022 became a turning point for the further fate of this international organization. On the one hand, at the beginning of this year, the CSTO mechanism was actually and quite successfully activated for the first time to ensure the security of one of its members, Kazakhstan. On the other hand, the special military operation in Ukraine that began on February 24, 2022 seems to be the beginning of the end of the organization in the form in which it has existed for all previous decades.

Timur Suleimenov, First Deputy Head of the Presidential Administration of Kazakhstan, expressed his attitude towards the Russian NWO very well:

Kazakhstan is not part of this conflict. Yes, we are in the Eurasian Economic Union, but we are an independent state with our own system, and we will comply with the restrictions imposed on Russia and Belarus.
We do not want and will not risk being in the same basket. And we would like to expand our cooperation with the EU countries and the EU as a whole. We are the most Westernized country in Central Asia. We have many common values. First, we have a common continent, because 300 square kilometers of Kazakhstan is in Europe. This part of Kazakhstan is much larger than most EU countries.

President Tokayev personally and as publicly as possible called the DPR and LPR “quasi-states”, and the authorities of Kazakhstan, Kyrgyzstan and Uzbekistan, which joined them, under pain of criminal liability, forbade their citizens to fight in Ukraine on the side of Russia. Official Bishkek made a resonant decision to cancel the command and staff exercises of the CSTO peacekeeping forces "Indestructible Brotherhood - 2022". Armenian Prime Minister Nikol Pashinyan spoke about the withdrawal from the CSTO of Armenia.

Why is this organization, designed to ensure the safety of all its members, "shooting" once, begins to fall apart right before our eyes?

The reason is actually banal and simple. For the national "elites" in the same Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan or Armenia, the CSTO is just an opportunity to acquire Russian weapons with "allied" discounts, as well as some kind of "roof" in case the situation in their countries goes into disarray and they themselves do not will deal with it. In fact, this is exactly what we all saw in January 2022 in Kazakhstan, when the official Nur-Sultan needed an external arbiter. For the first time, peacekeepers from all the CSTO member countries gathered and went to help an ally, showing President Tokayev a direct and unambiguous militarypolitical support. One factor of their presence was enough for the local security forces to be able to cope with the rebels, who had sharply lost their fighting fervor and faith in victory.

Any analogy is false, but the CSTO in its current form is somewhat reminiscent of the "Holy Alliance", created once by European monarchs to jointly suppress revolutionary sentiments in their countries. As you can see, in Kazakhstan, the mechanism of collective security worked exactly like this.

Super "NATO"?


And that is why it did not work either during the second Nagorno-Karabakh war, when Moscow did not interfere in the conflict between Armenia and Azerbaijan, or during the special operation in Ukraine, when no one, except Belarus, provided Russia with any real help or support. Whether it's good or bad, but the CSTO is definitely not a NATO bloc, because all the other participants, except for us, do not want to see it as such.

Now there are proposals in the expert community on how to reform the organization, bringing it to the level of the North Atlantic Alliance. To do this, it is necessary to oblige all signatories to regularly pay contributions to the common fund, create collective forces of constant readiness, bring them up to the Russian level by deploying them in Belarus and Armenia, make the entry of all CSTO members into the war without alternative if someone attacks one of their allies , regardless of the national interests of these countries, etc. Realistic?

Of course not. This directly contradicts the approach of our "allies" in the CSTO. The NATO bloc was created after the Second World War under the auspices of the United States as a counterbalance to the USSR. Then there was a confrontation not for life, but for death of two alternative systems of the world order. After the collapse of the Soviet Union and the creation of the European Union, the importance of NATO declined sharply, becoming a burdensome structure for its members. The alliance has turned into a supranational military superstructure over the European Union. The Americans breathed new life into it after the events of 2014 in Ukraine, when Russia again began to sculpt the image of the enemy.

The question is - and against whom then should Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan and Armenia unite with the Russian Federation in a full-fledged military alliance? Against the US and the EU? They don’t need it for nothing, they fulfill all anti-Russian sanctions. Against China, or what? Not funny. In addition, during the NMD in Ukraine, our army suffered a number of unpleasant defeats, which, of course, affected the international prestige of the country in the eyes of the “allies”.

The summary is the following. The CSTO is now in a severe crisis, and the prospects for the organization are really terrible. No one really wants to be in the same boat with Russia, burdened with a colossal number of Western sanctions and a proxy war with NATO in Ukraine. Only a confident and decisive victory over the Kyiv regime can fundamentally change something, since no one respects “weaklings” anywhere, any yard kid knows this, as well as Russia’s active promotion of its own adequate integration project in the post-Soviet space. No other way.
  • Author:
  • Photos used: Ministry of Defense of the Russian Federation
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Sergey Latyshev Offline Sergey Latyshev
    Sergey Latyshev (Serge) 21 November 2022 16: 53
    0
    In fact, Nato had a similar situation before the age of 14 and before the age of 22. To be able to purchase and develop the latest weapons, wildly saving money on a full-fledged army. Hedged about conflicts. (For which they were scolded endlessly by Agent Trump, according to our media)
    But then the KhPP arrived in time and sharply strengthened the role of NATO, spending on Western armies, the military-industrial complex and new weapons developments.

    Well, at the CSTO, you can see the HPP was not enough. Yes, conditions are different.
    Saving the midiarder brothers from the rebellious poor from the outskirts (loudly called "20000 militants from the mountains" and "NATO DRG") is one thing, but actually sending your citizens to other people's military operations is prohibited and subject to jurisdiction under all laws, including Russian.
  2. borisvt Offline borisvt
    borisvt (boris) 21 November 2022 22: 03
    +1
    The author directly poses the question that has been in the air for a long time, what kind of union is this? I would rephrase it to “why a goat needs a button accordion” and I’ll try to answer myself: we don’t need such allies, they are, frankly, useless, with the exception of Kazakhstan, and even then with a big stretch.
    Even in the army of the USSR, ours, and Ukrainians with Belarusians, could really fight. Kazakhs occasionally, by the way, even then organized riots on their lands, which were suppressed on the sly. The same Uzbekistan was the backbone of the construction battalions, former fellow citizens from there and now are engaged in construction, already on a commercial basis, and they also cope well with their role. I will not even mention Plato's "State", where he quite reasonably talks about the three main types of citizens, each of which is called upon to perform its function.
    In my opinion, the task of the CSTO is not to let NATO into NATO, even if such a thought suddenly stirs, and without particularly burdensome costs of the main interest in the form of the Russian Federation. The analogy with the NATO countries, I think, is in the economic parallel. Like almost all NATO members in the EU, so are the Odkbeshniki in the customs union, separately, go and do not happen))
  3. Dust Offline Dust
    Dust (Sergei) 22 November 2022 01: 17
    0
    CSTO is a dead organization. The Ukrainian conflict has shown that this organization is worth it. Uzbekistan supplies warm clothes to Ukraine, Kazakhstan supplies oil and oil products…Belarus only helps in words, but modern weapons regularly demand from Russia…Practice, we help them with money, resources, weapons in exchange for kisses, we must finish….
  4. prior Offline prior
    prior (Vlad) 22 November 2022 09: 51
    0
    The CSTO was not created to protect the citizens of its countries, but to protect the authorities and property of the oligarchs of its countries.
    It's fundamentally not the same thing.
    The function for which it was created is being performed by the CSTO. An example is Kazakhstan.
    Those dissatisfied with the authorities were dispersed, the power of the thieves was preserved.
  5. Semyon Sukhov Offline Semyon Sukhov
    Semyon Sukhov (Semyon Sukhov) Yesterday, 19: 34
    0
    For the gifted: They are needed so that the Americans do not become their allies ...

Почему ОДКБ не может стать реальным конкурентом блоку НАТО


В ближайшие дни в Ереване должен пройти очередной саммит стран ОДКБ, личное участие в котором примет президент Путин. Как сообщается, на встрече будут рассматриваться вопросы улучшения механизма кризисного реагирования данной международной структуры. Какова вообще может быть дальнейшая судьба этой организации?


«Священный союз – 2»?


Организация договора о коллективной безопасности, или ОДКБ, была создана 15 мая 1992 года. Ее членами стали Россия, Казахстан, Киргизия, Армения, Таджикистан и Узбекистан. В 1993 году в нее вошли также Азербайджан, Белоруссия и Грузия, однако впоследствии Баку, Тбилиси и Ташкент отказались от продления своего участия в ОДКБ. Несомненно, что Москвой данная структура рассматривалась как возможность удержать под своим опосредованным контролем расползающиеся по «национальным квартирам» бывшие советские республики.

События 2022 года стали переломными для дальнейшей судьбы этой международной организации. С одной стороны, в начале этого года механизм ОДКБ впервые был реально и вполне успешно задействован для обеспечения безопасности одного из ее членов, Казахстана. С другой стороны, начавшаяся 24 февраля 2022 года специальная военная операция на Украине, судя по всему, стала началом конца организации в том виде, в котором она существовала все предыдущие десятилетия.

Очень хорошо выразил отношение к российской СВО первый заместитель главы администрации президента Казахстана Тимур Сулейменов:

Казахстан не является частью этого конфликта. Да, мы в Евразийском экономическом союзе, но мы независимое государство со своей системой, и мы будем соблюдать ограничения, наложенные на Россию и Белоруссию.
Мы не хотим и не рискнем оказаться в одной корзине. И мы хотели бы расширить наше сотрудничество со странами ЕС и ЕС в целом. Мы самая вестернизированная страна в Средней Азии. У нас много общих ценностей. Во-первых, у нас общий континент, потому что 300 000 квадратных километров Казахстана находится в Европе. Эта часть Казахстана намного больше, чем большинство стран ЕС.

Президент Токаев лично и максимально публично назвал ДНР и ЛНР «квазигосударствами», а власти Казахстана, Кыргызстана и примкнувшего к ним Узбекистана под страхом уголовной ответственности запретили своим гражданам воевать на Украине на стороне России. Официальный Бишкек принял резонансное решение отменить проведение командно-штабных учений миротворческих сил ОДКБ «Нерушимое братство – 2022». О выходе из ОДКБ Армении заговорил армянский премьер-министр Никол Пашинян.

Почему же эта организация, призванная обеспечивать безопасность всех ее участников, «выстрелив» один раз, начинает прямо на глазах разваливаться?

Причина на самом деле банальна и проста. Для национальных «элит» в том же Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане или Армении ОДКБ – это просто возможность приобретать с «союзническими» скидками российские вооружения, а также некая «крыша» на случай, если ситуация в их странах пойдет в разнос и сами они не будут с ней справляться. Собственно говоря, именно это мы все и увидели в январе 2022 года в Казахстане, когда официальному Нур-Султану понадобился внешний арбитр. Впервые миротворцы из всех стран – участниц ОДКБ собрались и направились на помощь союзнику, выказав президенту Токаеву прямую и недвусмысленную военно-политическую поддержку. Одного фактора их присутствия хватило для того, чтобы местные силовики смогли справиться с бунтовщиками, резко потерявшими свой боевой запал и веру в победу.

Всякая аналогия ложна, однако чем-то ОДКБ в своем нынешнем виде напоминает «Священный союз», созданный когда-то европейскими монархами для совместного подавления революционных настроений в своих странах. Как видно, в Казахстане механизм коллективной безопасности сработал именно так.

Супер-«НАТО»?


И именно потому он не сработал ни во время второй нагорнокарабахской войны, когда Москва не стала вмешиваться в конфликт между Арменией и Азербайджаном, ни во время спецоперации на Украине, когда никто, кроме Белоруссии, не оказал России какой-то реальной помощи или поддержки. Хорошо ли, плохо ли, но ОДКБ – это точно не блок НАТО, потому что таковым его не хотят видеть все остальные участники, кроме нас.

Сейчас в экспертном сообществе звучат предложения, как можно реформировать организацию, доведя ее до уровня Североатлантического альянса. Для этого надо обязать всех подписантов регулярно платить взносы в общий фонд, создать коллективные силы постоянной готовности, подтянуть их до российского уровня, разместив в Белоруссии и Армении, сделать безальтернативным вступление всех членов ОДКБ в войну, если кто-то нападет на одного из их союзников, невзирая на национальные интересы этих стран и т. д. Реалистично?

Нет, конечно же. Это прямо противоречит подходу наших «союзников» по ОДКБ. Блок НАТО создавался после Второй мировой войны под эгидой США как противовес СССР. Тогда шло противостояние не на жизнь, а на смерть двух альтернативных систем мироустройства. После распада Советского Союза и создания Европейского союза значение НАТО резко снизилось, став обременительной для его членов структурой. Альянс превратился в наднациональную военную надстройку над Евросоюзом. Новую жизнь в нее вдохнули американцы после событий 2014 года на Украине, когда из России вновь начали лепить образ врага.

Вопрос – а против кого тогда должны объединяться с РФ в полноценный военный союз Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Армения? Против США и ЕС? Им это даром не надо, они исполняют все антироссийские санкции. Против Китая, что ли? Не смешно. Плюс ко всему в ходе СВО на Украине наша армия потерпела ряд неприятных поражений, которые, безусловно, отразились на международном престиже страны в глазах «союзников».

Резюме следующее. ОДКБ сейчас находится в тяжелом кризисе, и перспективы у организации на самом деле аховые. Быть в одной лодке с Россией, обремененной колоссальным количеством западных санкций и прокси-войной с НАТО на Украине, особо никто не желает. Что-то принципиально изменить может лишь уверенная и решительная победа над киевским режимом, поскольку «слабаков» никто и нигде не уважает, это любой дворовый пацан знает, а также активное продвижение Россией собственного адекватного интеграционного проекта на постсоветском пространстве. Иначе никак.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Сергей Латышев (Серж) 21 ноября 2022 16:53
    0
    На самом деле у Нато была схожая ситуация до 14 и до 22 года. Иметь возможность закупать и разрабатывать новейшее вооружение , дико экономя деньги на полноценной армии. Подстраховавшись насчет конфликтов. (За что их без конца ругал Агент Трамп, по нашим СМИ)
    Но тут подоспел ХПП и резко усилил роль НАТО, расходы на западные армии, ВПК и новые разработки оружия.

    Ну а на ОДКБ видно ХПП не хватило. Да и условия разные
    Спасти братьев-мидиардеров от взбунтовавшихся бедняков с окраин (громко названных "20000 боевиков с гор" и "ДРГ НАТО") - это одно, а реально посылать своих граждан на чужие боевые действия - запрещено и подсудно по всем законодательствам , включая Российское.
  2. borisvt Офлайн borisvt
    borisvt (boris) 21 ноября 2022 22:03
    +1
    Автор прямо ставит давно витающий в воздухе вопрос, что это за союз такой? Я бы его перефразировал на "зачем козе баян" и попробую сам ответить: не нужны нам такие союзники, они честно говоря никчемные, за исключением разве что Казахстана, и то с баальшой натяжкой.
    Еще в армии СССР толком могли воевать наши, да украинцы с белорусами. Казахи изредка, кстати, на своих землях уже тогда устраивали беспорядки, которые втихаря подавлялись. Тот же Узбекистан составлял костяки стройбатов, стройкой занимаются бывшие сограждане оттуда и сейчас, уже на коммерческой основе и тоже неплохо справляются со своей ролью. Не буду даже упоминать "Государство" Платона, где он вполне разумно рассуждает о трех основных типах граждан, каждый из которых призван выполнять свою функцию.
    По-моему, задача ОДКБ - не пущать в НАТО, если вдруг даже шевельнется такая мысль, причем без особенно обременительных затрат основного интерессанта в виде РФ. Аналогия с натовскими странами, думаю, в параллели экономической. Как натовцы почти все в ЕС, так и одкбэшники в таможенном союзе, отдельно, поди и не бывает ))
  3. Dust Офлайн Dust
    Dust (Сергей) 22 ноября 2022 01:17
    0
    ОДКБ это мертвая организация. Украинский конфликт показал, что стоит эта организация. Узбекистан поставляет тёплую одежду Украине, Казахстан нефть и нефтепродукты…Белорусь только на словах помогает, но современное оружие исправно требует с России …Практику, мы им помощь деньги, ресурсы, оружие в обмен на поцелуи надо заканчивать….
  4. prior Офлайн prior
    prior (Влад) 22 ноября 2022 09:51
    0
    ОДКБ создавалась не для защиты граждан, входящих в её стран, а для защиты властей и имущества олигархов, входящих в неё стран.
    Это принципиально не одно и то же.
    Функцию, для чего она была создана, ОДКБ выполняет. Пример - Казахстан.
    Недовольных властью разогнали, власть ворья сохранена.
  5. Семён Сухов Офлайн Семён Сухов
    Семён Сухов (Семён Сухов) 25 ноября 2022 19:34
    0
    Для особо одарённых: Они нужны для того, что бы их союзниками не стали американцы...