Двигатель ПД-8 может дать вторую жизнь не только SSJ-NEW и Бе-200, но и Ту-334

16
Двигатель ПД-8 может дать вторую жизнь не только SSJ-NEW и Бе-200, но и Ту-334

2022-й год нас, в целом, не балует хорошими новостями, однако бывают и приятные исключения. Например, весьма порадовали сообщения об успешных испытаниях российского ближнемагистрального лайнера «Суперджет» в максимально импортозамещенной модификации SSJ-NEW с полностью отечественным двигателем ПД-8. Реализация данного проекта открывает перед нашей страной новые перспективы.

Ремоторизация SSJ-NEW и Бе-200


О проблемах «Суперджета» давно и широко известно. Этот узкофюзеляжный ближнемагистральный лайнер, с проектированием которого России «помогли» специалисты из американской корпорации Boeing, на поверку оказался банальным «конструктором». Доля импортных комплектующих в нем изначально достигала уровня порядка 75%. Что еще хуже, наполовину французским был двигатель лайнера, причем огромное количество претензий к качеству при реальной эксплуатации лайнеров предъявлялось именно к европейскому производителю.



Общий результат данного авиастроительного проекта, основанного на глубокой международной интеграции, оказался резко негативным. Сталкиваясь с постоянными проблемами на силовых установках, приобретенные воздушными перевозчиками самолеты, в основном, стояли на приколе, подолгу ожидая поставок французских запчастей для ремонта. Российская компания-производитель так и не сумела наладить эффективное постпродажное обслуживание своих лайнеров. Продать в Иран «Суперджеты» мы не смогли из-за запрета Минфина США, поскольку высокая доля американских компонентов позволяла считать самолет американским. Иронично.

Так бы бесславно и закончилась история «Суперджета», для сборки которого иностранные производители отказались поставлять свои компоненты, если бы государство не взялось его поспешно спасать, отказавшись признавать свой провал. На замену «конструктору» должен прийти полностью импортозамещенный лайнер SSJ-NEW. И самым главным компонентом, который надо было заменить, был его двигатель.

На замену российско-французскому SAM146 идет отечественный ПД-8, «младший брат» двигателя ПД-14, разработанного для среднемагистрального лайнера МС-21. Его тяга составляет 8 тонн, что явствует из названия. По сравнению с SAM146, расход топлива снижен на 3% и на 5%, если сравнивать с двигателем CF-34-10E, устанавливаемым на Эмбраер Е-190. Генеральный конструктор АО «ОДК» Юрий Шмотин так расхваливал отечественную силовую установку:

Все системы разработаны с нуля, на всех уровнях применяются отечественные детали и узлы – это системы управления, топливные системы и так далее. Мы разрабатываем двигатель более экономичным, расход топлива улучшен, и для авиакомпаний это существенно, поскольку для них важна экономичность.

В общем, продвижение по проекту ПД-8 вперед – действительно хорошая новость. Это позволит ремоторизировать сразу два самолета – многострадальный «Суперджет» в версии SSJ-NEW, а также уникальный российский самолет-амфибию Бе-200.

Наш гидросамолет имеет хорошие перспективы на зарубежном рынке гражданской авиации и в военной сфере, поскольку может использоваться как противолодочный самолет. Проблема с ним заключалась в том, что все ранее произведенные Бе-200 оснащались двигателями производства «Мотор-Сич», на которые по понятным причинам уже нет смысла рассчитывать. Для того чтобы заменить украинские Д-436ТП на ПД-8, последние придется «оморячить», сделав их устойчивыми к агрессивной морской среде.

Иранский гамбит?


Самое интересное, что начало серийного производства ПД-8 могло бы дать вторую жизнь еще одному незаслуженно забытому российскому самолету – Ту-334.

Все, кто наслышан о злоключениях «Суперджета», в курсе, что этот «конструктор» был России буквально навязан вместо полностью отечественного ближнемагистрального лайнера Ту-334. Самолет этот был полностью готов к производству, максимально унифицирован со среднемагистральным лайнером Ту-204 и даже получил сертификат типа СТ231-Ту-334-100. Однако потом вопрос порешали на самом верху, и выбор был сделан в пользу «внебрачного детища» Boeing. Имеет ли Ту-334 шанс на перерождение?

Вопрос неоднозначный. Для того чтобы дать ему вторую жизнь, этот лайнер кому-то должен быть нужен. Кроме того, критики Ту-334 особо рьяно напирают на то, что самолет якобы полностью морально устарел, зависит от украинских двигателей и не соответствует рыночным требованиям из-за трех членов экипажа вместо двух, как у всех нормальных людей. Однако с этими утверждениями можно поспорить.

Как мы отметили ранее, проблема с зависимостью от Украины в оснащении Ту-334 силовыми установками будет в самое ближайшее время решена началом серийного производства российских ПД-8. Отказ от трех членов экипажа в пользу двух был предусмотрен в проекте модернизации лайнера до уровня Ту-334СМ на 130 пассажирских мест. Также важно то, что Ту-334 серьезно унифицирован по комплектующим с Ту-204, а мы знаем, что принято решение об увеличении объемов производства «сводного брата» этого среднемагистрального лайнера Ту-214. То есть, технические проблемы, на которые ранее упирали лоббисты «Суперджета», больше не являются непреодолимыми. Остается только вопрос в целесообразности.

Нужно ли России сразу два ближнемагистральных лайнера, SSJ-NEW и Ту-334?

С учетом тех экономических проблем, с которыми столкнулась сегодня наша страна, оказавшись под санкционным колпаком, наверное, сразу два самолета мы не потянем. Однако есть варианты, как Ту-334 все же мог бы переродиться.

Напомним, что не так уж и давно большой интерес к ближнемагистральному Ту-334 и среднемагистральному Ту-204СМ проявлял Иран. О том, что переговоры о закупке лайнеров данных типов ведутся, рассказывал в 2011 году министр жилищного обеспечения и городского развития ИРИ Али Никзад:

Мы закупим в России самолеты в случае положительного заключения Организации гражданской авиации Ирана. Авиатехника должна отвечать требованиям эксплуатации в иранских климатических условиях.

Однако тогда Кремль был ориентирован на Запад, и сделка по ряду причин не состоялась. Сейчас изменилось очень многое. В условиях «прокси»-войны России с блоком НАТО Тегеран один из немногих на деле показал себя союзником Москвы.

Интерес к развитию собственного гражданского авиастроения у Исламской Республики никуда не делся, и наша страна могла бы пойти ей навстречу, предложив организовать совместное предприятие по сборке в Иране модернизированных Ту-334 с двигателями ПД-8, впоследствии расширив сотрудничество за счет среднемагистральных Ту-204СМ, если сможем наладить серийное производство двигателей ПС-90А3. Россия тогда смогла бы сама зарабатывать на поставке комплектующих, а наши отношения с Ираном только упрочились бы.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    26 ноября 2022 12:27
    Вобщем, все упирается не в "Нужно ли России сразу два ближнемагистральных лайнера" ,а что экономика просто не потянет.
    при наличие производств можно бы домодернизировать в нужную сторону, но... деньги соптимизированы, выведены, потрачены на дворцы недвижиммость и яхты...
    Владельцами заводов стали не минестерства авиапредприятия и т.п., а местное начальство, (писали) - так легче деньги из государстваи выбивать...
  2. +7
    26 ноября 2022 12:40
    ТУ 334 не только полностью сертифицирован , но и был запущен в серию . Продолжать игры проамериканских предателей России и выпускать этот проклятый СУПЕР считаю считаю недостойным Русского человека и призываю всех граждан России отказаться от полётов на этом "выкидыше" американских халуёв . Кстати , когда наконец будет арестована американская гражданка подарившая фашисскому блоку НАТО 300 миллиардов нефтедолларов . Или ФСБ карает только русских солдат за правду тостопузым кам в погонах?
    1. 0
      28 ноября 2022 19:48
      Не может новый двигатель дать и не даст новую жизнь Ту-334, по простой причине - фюзеляж тушки перетяжелён из за использования здоровенных модулей и кабины от самолёта Ту-204. В КБ хотели съэкономить на разразработке аутентичного фюзеляжа используя принцип взаимозаменяемости. Это порочная советская методика, которая может жить только при отсутствии конкурентов.. Ни одна авиакомпания не захочет возить воздух и металл вместо пассажиров и топлива.
      Если фюзеляж переделают тогда что то может получиться. Но вряд ли государство станет распылять силы. Так что всё это просто слова!
      1. -1
        3 декабря 2022 21:28
        Практика на базе одного самолета делать линейку разной вместимости -это нормально. Аирбас 318-319..321 тому пример. Только нужно знать, где унифицировать, чтобы сохранить экономическую привлекательность
    2. +1
      30 ноября 2022 22:44
      ТУ-334 НЕ БЫЛ запущен в серийное производство, да и сейчас это едва ли возможно просто по техническим, организационным и фмнансовым присинам, и одного двигателя для ршения этих проблем совершенно недостаточно, не говоря уже об устарелости конструкции. С тем же успехом можно предлагать возобновление производства Ту-134/154 и даже Ту-104 )))
  3. +1
    26 ноября 2022 13:57
    У нас все завязано на одного рулевого. Как он решит так и будет. А чтобы было, необходима правдивая информация. Вот с ней то проблемы. Льют ему в уши то, что выгодно западу, те кому он платит или держит на крючке в виде бабла в банках и имущества. Рулевой тоже никак не решится сломать эту практику. Отсюда и все проблемы в экономике и не только в ней.
  4. +3
    26 ноября 2022 18:13
    Автор правильно указал, что двигатели ПД-8 могут быть установлены на другие проекты. А с небольшой переделкой ещё и на Ми-26... Но показатель экономичности двигателя также зависит от тех проектов, на которые он будет установлен. И это не только расход топлива. Но и затраты на техническое обслуживание. В качестве примера можно взять два самолёта Ту-154М и Ил-76. Двигатели там фактически одинаковые. А межремонтные ресурсы отличаются в два раза. Потому что на Ил-76 двигатели работают на пределе...
    А так конечно, хочется, чтобы наша страна поскорее слезла с иглы АиБ, на которую нас посадили либералы.
  5. 1_2
    +1
    26 ноября 2022 18:58
    иранцы не только ту334 не купят, но они и от ту204 отказались, иранцы себя любят и хотят летать на современной технике. такой как ссд100 и мс21.
  6. -5
    26 ноября 2022 19:49
    нужно продавать авианосец, списывать 1164, 956, 1135, временно прекратить закладку новых фрегатов и корветов (переведя на север и камчатку все имеющиеся) , и бросить все силы на самолеты БЕ200 ПЛО, тральщики и конечно же в первую очередь ПЛ, АПЛ и посейдоны
    1. -1
      5 декабря 2022 20:47
      Могу добавить 61, 1124, 1134, 1234, 12322, и честь совесть и Родину.
  7. 0
    26 ноября 2022 21:49
    летал я единожды на SSJ100 из Питера в Краснодар и был неприятно удивлен. Боинги хороши, чего там, даже возрастные они добротны и летают исправно, не говоря уж о дальнемагистральных, а суперджет тот трясся и шумел неимоверно, и с моей точки зрения просто пассажира, ну как-то не понравился, что ли.
    В общем, буду рад, если в результате сделаем приличный массовый самолет собственного производства. Наподобие, как был в свое время Ту 154, на них летать приходилось частенько ))
    1. Sky
      0
      30 ноября 2022 07:57
      Вранье. И про старые исправные боинги, и про якобу шумный и трясущийся ССЖ.
  8. +2
    27 ноября 2022 13:34
    Статья начинается с вранья.
    На самом деле новость звучит так:
    24 ноября в Центральном аэрогидродинамическом институте завершились аэродинамические испытания МОДЕЛИ самолета SSJ New c ПД-8
    1. Sky
      -1
      30 ноября 2022 07:56
      На самом деле вся статья это пример вранья и передергивания. Эта тема про угребищный 334 разобрана сотни раз за 20 лет.
  9. Комментарий был удален.
  10. +1
    1 декабря 2022 10:35
    Почему бы российским СМИ не проявить этого решальщика на самом верху?! Или это ещё один "шахматный", секретный стратегическо-позорный ход Путина? Помню я, как убивалась авиационная промышленность!
  11. 0
    3 декабря 2022 21:22
    Забудьте о ту334. Ту204 быстро спишут, как только мс21 начнут массово выпускать. Ни новое БРЭО, но новые двигатели не облегчат самолет на столько, что он по экономичности приблизится к аналогам. И это еще при том, что придется его существенно перепроектировать под новые системы и проходить сертификацию. А еще, вероятно, что у нено нет цифрового образа и всю документацию придется оцифровать.
    В любом случае, или создание удлиненного Суперджета, или укороченного МС21 для размерности 130 кресел выглядит интереснее и проще
  12. 0
    5 января 2023 23:35
    как же утомляет безграмотность "комментаторов"...