России пора вернуться к практике Особых конструкторских бюро

45

Начиная с 2014 года российская экономика вошла в состояние системного кризиса. Причиной ему стал разрыв отношений с коллективным Западом, инициированный после референдумов в Крыму и на Донбассе с той стороны. В 2022-м после объявления президентом Путиным СВО на Украине этот процесс радикально ускорился, и тут вдруг выяснилось, что совершенно не понятно, куда наша страна должна идти дальше.

После развала СССР захватившая власть в свои руки «белая» верхушка взяла курс на интеграцию молодой демократии в американоцентричную мировую капиталистическую систему. Принципиально отказываясь от советского пути, новоявленная российская «элита» вела страну к статусу сырьевой полуколонии, ибо иных вариантов ей на Западе не предложили, а на собственный проект развития ума не хватило. Естественным результатом такого подхода стала деиндустриализация, проводимая под чутким руководством отечественных системных либералов. О том, что эти люди прекрасно осознавали, что и зачем они делают, могут свидетельствовать следующие цитаты наиболее одиозных российских сислибов.



Так, печально знаменитый главный «эффективный менеджер Всея Руси» Анатолий Чубайс однажды, разоткровенничавшись, заявил:

Мы знали, что каждый проданный завод — это гвоздь в крышку гроба коммунизма. Дорого ли, дёшево, бесплатно, с приплатой — двадцатый вопрос, двадцатый… Приватизация в России до 1997 года вообще не была экономическим процессом. Она решала совершенно другого масштаба задачи... Она решала главную задачу — остановить коммунизм. Эту задачу мы решили. Мы решили её полностью.

Его идейный сподвижник-реформатор Егор Гайдар, по воспоминаниям экс-министра станкостроительной и инструментальной промышленности СССР Николая Паничева, буквально за минуту «отфутболил» пришедшего к нему на прием просителя:

Да кому нужны ваши... станки?! Понадобятся — мы все за рубежом купим.

Свое мнение по поводу сего «государственного деятеля» Паничев сформулировал впоследствии так:

Визит продолжался не больше минуты. Я шел к союзнику, попал к злейшему врагу дела, которому отдал всю свою жизнь. В одной его фразе была сфокусирована программа уничтожения отечественной промышленности, перевода России из страны — производителя техники в страну-покупателя, что ставило нас в полную зависимость от Запада.

После 2014 года, когда Россия перестала быть «любимой женой» для коллективного Запада, это нам всем горько аукнулось. Под давлением США зарубежные партнеры начали отказывать Москве в поставке комплектующих и готового оборудования, станков и технологий. В качестве ответной меры Кремль ввел режим контрсанкций и объявил о начале программы импортозамещения, которая идет уже девятый год.

Тем удивительнее недавние сетования президента Путина по поводу критической зависимости России от импортных приборов:

К сожалению, зависимость от иностранной приборной базы у нас очень большая, по некоторым данным, до 90%, и в сегодняшних условиях это особенно остро ощущается. Хотя я все время говорил об этом, и, думаю, вы тоже со мной согласитесь — ясно, что без приборной базы работать невозможно. Но ясно также и то, что нужно было в конце концов когда-то начать интенсивно развивать свою приборную базу. А так как за нефте-, газодоллары можно закупать все что угодно — от гвоздей до бриллиантов, только своего никогда не будешь производить, поэтому сегодняшняя ситуация подталкивает нас к самостоятельной работе по очень многим направлениям, в том числе и по производству собственной научно-приборной базы…

Как известно, поколения приборов для научных исследований меняются где-то с темпом в три-пять лет, и нам нужно <...> создать промышленность специальную, когда у нас на постоянной основе вот эта замена происходила бы естественным образом.

Как-то День сурка. Складывается впечатление, что у нас на дворе не 2022 год, а вновь 2014-й. Простите, а что конкретно помешало создать отечественные станки и приборы за предыдущие восемь лет, когда уже стало очевидно, что с Западом мы окончательно разошлись? Или кто?

По факту мы подошли к прокси-войне с Североатлантическим альянсом на территории Украины «без штанов». Тут, оказывается, нет спутников, потому что их у нас слишком долго собирают, там нет своих двигателей, здесь нет отечественных микрочипов и так далее. И ведь из ниоткуда это само по себе не возьмется! Где-то, наверное, точечно помогут иранцы или северокорейцы, из-под полы что-то продадут китайцы, но никто, кроме нас самих, наши проблемы не решит.

И что делать-то теперь, если обычными методами страну из технологической ямы не вытащить и Победу над всем блоком НАТО не обеспечить?

Думается, все актуальнее становится возвращение к практике советских Особых конструкторских бюро. Разумеется, речь не идет о том, чтобы кого-то специально сажать в тюрьму. Однако надо учитывать обстановку, в котором оказалась наша страна, это фактически военное время, требующее совершенно особых мер. В современных реалиях всех этих высокооплачиваемых топ-менеджеров надо закрывать в специально отведенных местах вместе с инженерами и другими вольнонаемными специалистами, не выпуская, пока они не выдадут готовый результат. Не в колонии или тюрьмы, а в именно в специально отведенные места, технополисы или наукограды, где все эти специалисты должны будут посвятить все свое время достижению конкретных результатов в кратчайшие сроки. В соответствии с заключенным трудовым договором, а не приговором.

Крайне важно, чтобы руководство проектов несло за их исполнение персональную ответственность. Тогда, глядишь, свои микрочипы и станки с приборами, двигатели и спутники начнут оперативно появляться, сроки перестанут постоянно сдвигаться вправо, а бюджеты — расти.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    2 декабря 2022 11:38
    Гайдар: Да кому нужны ваши ... станки?! Понадобятся - мы все за рубежом купим.

    ВВ: ...поэтому сегодняшняя ситуация подталкивает нас к самостоятельной работе по очень многим направлениям, в том числе и по производству собственной научно-приборной базы…

    Не вижу "практически те же слова и формулировки, что и у Гайдара".

    А вообще критиковать всегда проще.
    1. +3
      2 декабря 2022 15:11
      Цитата: solist2424
      А вообще критиковать всегда проще.

      Маржецкий не критикует, он констатирует как может, как видит, но в жанре триллера: "напугать всех и свалить в сторону, с удовольствием потирая ладони". Предложения Маржецкого отражают его "глубину". Глубины нет.
      Но народу он нравится очень. Признаю.
      1. 0
        17 января 2023 11:29
        Известная фраза Гайдара- при чем тут trash! Что сказано то сказано. И продолжали уничтожать все до чего руки дотягивались. Где бы сейчас был Уралвагонзавод если бы его рабочие не поднялись против банкротства главного производителя танков в России? Что скажете ничегощникивсепутем.?
  2. +3
    2 декабря 2022 11:50
    всех этих высокооплачиваемых топ-менеджеров надо закрывать в специально отведенных местах вместе с инженерами и другими вольнонаемными специалистами

    Разбегутся тогда вольнонаёмные окончательно. На творческий инженерный труд больше всего способны как раз те люди, что ценят личную свободу - они её от творческой не отделяют.
    Во время ВОВ шарашки были не только местом концентрации мозгов, но и способом их защиты от суровых военных будней остального гражданского населения.
    Атомный проект двигали люди, сидящие в "золотой" клетке - таких возможностей для реализации своих идей на "мирной, свободной" гражданке они и в мечтах не видели.
    Творческого человека можно мотивировать только богатейшим арсеналом инструментов и средств, и самое главное - проявлением заинтересованности в результатах их труда, чему этот арсенал и ресурсы служат подтверждением. А необходимость "закрывать" была только в плане секретности.
    Сейчас попытки "закрыть" - только добьют все начинания.
    1. +2
      3 декабря 2022 06:32
      Здесь под "закрыть в специальных местах" можно понять "организовать заново, опираясь на имеющиеся ресурсы". А фразы про "эффективных менеджеров" - всегда ирония (ибо этих только увольнять, с подпиской о неразглашении и невыезде, по стопам Рогозина и др. владельцев элитной недвижимости на Тверской).
      Вопрос - кто будет это делать, "не сдающий своих" ВВП..? Риторический вопрос, в самой статье есть и ответ - "что мешало за 8 лет"...
      1. Рогозин сейчас полезной деятельностью , кстати, занят.
        Тестирует на передовой положенные под сукно разработки, и по результатам их эффективности организует производство.
  3. +10
    2 декабря 2022 12:38
    В современных реалиях всех этих высокооплачиваемых топ-менеджеров надо закрывать в специально отведенных местах вместе с инженерами и другими вольнонаемными специалистами, не выпуская, пока они не выдадут готовый результат. Тогда, глядишь, свои микрочипы и станки с приборами, двигатели и спутники начнут оперативно появляться, сроки перестанут постоянно сдвигаться вправо, а бюджеты – расти.

    А конструкторам надо, для начала, попробовать платить нормальные деньги. На эти деньги, опять же, для начала, подтянутся с пенсий конструктора советской школы, которые пока живы. Это позволит создать определённое количество грамотных конструкторов из бывших студентов. А это обычно дело не одного года, но для этого нужны уже опытные конструктора.
    Усилиями Чубайса и Гайдара в промышленности и науке разрушена преемственность поколений. Специалисты уходили от нищенских зарплат кто куда. Работать с выпускниками ВУЗов стало не кому. Отсюда и перетяжелённый Ил 112 и все остальные проблемы. Для того чтобы балансировать на тонкой грани между перетяжелённой и механически слабой конструкцией самолёта, нужно и чутьё и большой опыт. А руководители КБ делали хорошие зарплаты себе, считая, что пацаны перебьются. А пацанам надо нормально жить, заводить семьи, рожать детей. Один мой родственник проработал на Салюте год, посадил зрение, просидел на копейках, понял, что ждать нечего и свалил. Его точно не гнали, просили остаться. После этого меня не удивляют проблемы с двигателем для Су 57. Ничего другого и быть не может.
    Такая дикая ситуация началась ещё при СССР. Уже тогда конструктор получал в разы меньше рабочего.
    А про чипы - просто бред. На коленке их делать?
    Все уже знают, что для нормального чипа нужен определённый набор оборудования, которое делают в Нидерландах. Оно и было заказано, даже частично предоплачено, но почему-то денег на окончательную оплату не нашлось и его, уже изготовленное, не забрали. А потом начался Майдан, Крым, ЛДНР и про оборудование осталось только мечтать. Возможность производить подобное оборудование у нас утеряна давно и безнадёжно.
    Автору надо было заниматься своей основной работой и выяснять, кто виноват в таких случаях саботажа, кто крадёт деньги, которые надо платить тем, кто реально работает. Тогда и проблем было бы меньше.
    Но оплёвывать других через СМИ оказалось доходнее и спокойнее.
    Мои слова могут показаться резкими, но что такое работа конструктора и производственника (в период чубайсятины) я знаю на собственном опыте. Поэтому мои слова - сильнейшая попытка удержаться в рамках нормативной лексики.
    А то бы я сказал ...
    1. +4
      2 декабря 2022 13:17
      (Бориз) Очень правильно подметили причины такого плохого состояния дел в РФ. Либеральная западная модель, навязываемая через гауйдаро-чубайсовских "либералов" изначально была неприемлемой для развития России. Создавать свою модель должны были "гайдары" в институтах экономики и прочих по развитию, да они слепо копировали западную модель. Режим содержания лошади не подходит для верблюда,- так можно обобщить. (лошадь,- как ЕС, верблюд ,- евразийская Россия со своей спецификой)...
      Ныне мир кооперируется, и всё изготовить уже нет возможностей, потому у РФ есть возможность по многим приборам и комплектующим закупать у КНР и прочих союзников.. Только стратегически важные и массовые изделия изготавливать самим. Тут нужен грамотно просчитанный подход. Пока в РФ действует главный подход: чем больше "распила" средств, такие и результаты..
    2. 0
      2 декабря 2022 19:09
      Борис, с большинством написанного Вами согласен, и готов подписаться, но вот

      Такая дикая ситуация началась ещё при СССР. Уже тогда конструктор получал в разы меньше рабочего.

      и другая Ваша фраза

      А конструкторам надо, для начала, попробовать платить нормальные деньги. На эти деньги, опять же, для начала, подтянутся с пенсий конструктора советской школы, которые пока живы. Это позволит создать определённое количество грамотных конструкторов из бывших студентов.

      несколько противоречат друг другу. Я больше согласен с первой - не в 1991-м году нежданно-негаданно рухнула великая, процветающая страна. И не в 1985-м всё началось. Это уже заключительные аккорды траурного марша звучали. Так что сейчас даже не на кого ставку делать - КБ, НИИ состоят из эффективных менеджеров - пильщиков бюджетов, и заслуженных дедушек, мастерски умеющих за скромную зарплату, которую они воспринимают как честно заработанную прибавку к пенсии, составлять пустопорожние отчёты-отписки про разрабатываемые аналоговнеты и обоснования необходимости увеличения финансирования. И всё это в перерывах между разгадыванием кроссвордов. Других в оборонке нет, и чтобы их вырастить, не один десяток лет понадобится. И это если начнём сегодня, если они, слегка оперившись, не свалят за бугор, где условия для талантов обеспечат не в пример лучше, чем у нас в стране, где несколько следующих десятилетий точно не будут тучными. Скорее уж стоит ждать возврат к обычной нашей и привычной нищете. Да и кто их учить будет, молодых и перспективных? Менеджеры и заслуженные дедули? Ага, будут они себе конкурентов готовить... Да и не смогут они учить, даже при желании.
      Что делать? А вот не знаю. Всё пропальщик? Увы, да. Не вижу я пока реальных точек роста, точек кристаллизации. Как можно оттолкнуться от дна, если до этого дна ещё даже не дошли? А народ пока даже и не барахтается особо, чтобы выплыть, предпочитая ждать или даже требовать, чтобы "те, кому положено" немедленно всё решили и разрулили, организовали и обеспечили. Только те, "кому положено", умеют только отчёты писать и очковтирательские мероприятия проводить, а в тех отчётах всё решено, организовано и обеспечено. Так и живём.
      1. 0
        2 декабря 2022 20:46
        Я пришёл работать в КБ оборонного завода в 1979г. И там занимались отнюдь не решанием кроссвордов. Были хорошие конструкторы, некоторые работали ещё лет 7 назад, несмотря на возраст. Были и бездельники. Ещё есть возможность найти тех, кто реально мог работать и воспользоваться их знаниями и опытом.
        1. 0
          2 декабря 2022 21:55
          Любые навыки и компетенции, если они не востребованы, достаточно быстро устаревают. Конструктор, который 5 лет на рынке торговал, конструктором быть перестаёт. И это я фактор возраста не упоминаю, а ведь даже тот, кто в 40-50 лет был прекрасным специалистом, далеко не факт, что будет способен хоть на что-то в 65-70.
          У нас ведь страна контрастов - все возмущаются повышению пенсионного возраста до 65, а потом вдруг те же люди протестуют против увольнения сотрудников в 70 лет, доказывая всем, что это чуть ли не самый продуктивный возраст.
  4. -2
    2 декабря 2022 13:22
    После 2014 года, когда Россия перестала быть «любимой женой» для коллективного Запада, это нам всем горько аукнулось. Под давлением США, зарубежные партнеры начали отказывать Москве в поставке комплектующих и готового оборудования, станков и технологий.

    Как раз в 2015-2021 было открыто множество заводов западных партнеров + поставлялось оборудование.
    на 100+ млрд $ ежегодно.

    2 ярких примера -
    - в 2015 Ульяновске окрыли завод DMG-Mori, по производству станков, которые потом засветились на открытии нового цеха алмаз-антей по выпуску С-400/500
    - в 2016 в составе ССК "Звезда" открыт завод "Сапфир" винто-рулевых колонок, вся технология - от General Electric, передана РФ.

    так что до 24/02/2022 все было, в целом, нормально.
    1. +2
      2 декабря 2022 13:53
      Но своей элементной базы (чипов) - не было и нет.
      А всё перечисленное оборудование остановится по команде фирмы - изготовителя. Что и случалось уже.
      Критически важные вещи надо делать только самим.
      1. +1
        2 декабря 2022 14:33
        Цитата: boriz
        всё перечисленное оборудование остановится по команде фирмы - изготовителя

        Во первых, речь у Маржецкого шла о том, что вообще перестали поставлять с 2014г.
        Во вторых, прям по щелчку - пока не останавливается.
        (хотя заложить такую функцию - отключение по инету - реально)

        Только по мере возникновения непреодолимых проблем с ремонтом.
        На текущий момент паники не наблюдается.

        Работает против нас другой момент - даже при локализации в 75%, отсутствие поставок оставшихся 25% останавливает производство и готового изделия, и тех самых 75% локализованных компонентов.
        Но думать об этом надо было до 24/02.
        Сейчас надо искать пути, как адаптироваться к новой реальности.

        Цитата: boriz
        Критически важные вещи надо делать только самим.

        Но пока сами те или иные критически важные вещи не делаем - не стоит нарываться на конфликт с теми, кто их делает и поставляет.
        1. +1
          2 декабря 2022 19:19
          Работает против нас другой момент - даже при локализации в 75%, отсутствие поставок оставшихся 25% останавливает производство и готового изделия, и тех самых 75% локализованных компонентов.

          Категорически плюсую! Почему-то ни до кого не доходило, что полное отсутствие производства какого-то изделия не так критично, как локализация в 99%. Ведь если отказали в поставке готового изделия - можно купить в другом месте, пусть даже через серые схемы. А если отказали в поставке того 1% комплектующих, то во первых, встаёт собственное производство остальных компонентов, во вторых, для переориентации производства на комплектующие другого производителя, часто нужно полностью переналадить собственное производство, обеспечить совместимость, провести заново проверки, сертификации и т д. У нас же, раздуваясь от самодовольства трубили об уровне локализации в 70%... 80%... 90%... 99... Так что нынешняя ситуация была запрограммирована.
          1. +3
            2 декабря 2022 20:31
            Цитата: УАЗ 452
            У нас же, раздуваясь от самодовольства трубили об уровне локализации в 70%... 80%... 90%... 99... Так что нынешняя ситуация была запрограммирована.

            Для мирного развития экономики все правильно делали.

            А строить экономику осажденной крепости - по любому бесперспективно.
            1. 0
              2 декабря 2022 21:49
              Правильно в ситуации до 2014 года, а потом такой вариант "импортозамещения" был много хуже, чем если бы вообще этим не занимались.
        2. -1
          2 декабря 2022 20:53
          Никто специально и не нарывался. Нас заставили, просто загнали в эту ситуацию. И нас и Украину. Посмотрите на Порошенко, хоть и мерзавец, но не лишён был чувства самосохранения, как мог 5 лет уклонялся от главных вещей: полномасштабного конфликта с РФ, продажи земли, жёстко русофобского языкового законодательства. За что и был заменён клоуном.
          И Путин был намерен дождаться крушения западной экономики без войны. И после 24.02, мягко говоря, не гнал к решительному разгрому Украины.
          1. +2
            2 декабря 2022 21:35
            Цитата: boriz
            Нас заставили, просто загнали в эту ситуацию

            Нет.
            Сами влезли.
            Пошли за шерстью - вернулись стриженные.

            Надо было тянуть, что бы именно ВСУ первыми ударили по ЛДНР.
            А ЛДНР превратить в укреп район, отселив жителей.
            1. +1
              2 декабря 2022 22:00
              Цитата: Nelton
              Надо было тянуть, что бы именно ВСУ первыми ударили по ЛДНР.

              И какой бы был в этом смысл? А главное с чего ты взял, что в таком случае проблем у нас было бы меньше?
              1. +1
                2 декабря 2022 22:20
                Цитата: guest
                И какой бы был в этом смысл? А главное с чего ты взял, что в таком случае проблем у нас было бы меньше?

                Худой мир лучше доброй ссоры.

                Время работало на РФ и против Украины, на Азию против Запада.

                Если бы Украина напала на ЛДНР - то большого энтузиазма в Украине это не вызвало бы. Да и в ЕС то же.

                Ибо кто напал - тот и агрессор.
                1. 0
                  3 декабря 2022 14:43
                  Ты действительно такой наивный? Они бы своё нападение выдали за оборону и им бы поверили на западе.
                  1. 0
                    3 декабря 2022 16:19
                    Все прекрасно все видят, кто напал, кто обороняется.
                    1. 0
                      3 декабря 2022 17:06
                      Да ладно, на западе реально верят, что Россия бомбит Донбасс и ЗАЭС.
          2. +2
            2 декабря 2022 22:02
            Ну, в плане ожидания крушения западной экономики - мы в этом главные специалисты в мировом масштабе. Уже больше столетия ждём. А начинать войну, не ставя целью разгром противника... если это так, то лучше бы он в оловянных солдатиков игрался, а война - дело серьёзное. Её или не нужно начинать, или вести с целью победить. А если наше руководство "вынудили" совершить действия, наносящие ущерб стране, и выгодные лишь нашим противником, то это либо измена, либо вопиющая некомпетентность и профнепригодность.
        3. 0
          2 декабря 2022 21:04
          Во вторых, прям по щелчку - пока не останавливается.
          (хотя заложить такую функцию - отключение по инету - реально)

          Буквально года полтора - два назад останавливала австрийская фирма оборудование, поставленное в РФ. Просто сейчас навскидку не могу ссылку найти. Но история реально была.
    2. 0
      3 декабря 2022 09:50
      Вы хотите сказать, что не видите целенаправленной деиндустриализации всей Страны за последние 30 лет? И подсаживание нас на зависимость от западных технологий?
  5. +2
    2 декабря 2022 13:49
    Путин явно не фарватере, и пока он будет просто плыть, его лучшие друзья будут распиливать эту лодку на которой мы все плывём, пока не утонем. И всё благодаря нашему великому стратегу, ненавидящему коммунизм, не признавший социализм, но так и не создавший капитализм.
    1. 0
      2 декабря 2022 16:29
      Вы, пожалуй, круто загнули - определить строй, в котором будет дальше развиваться страна. А если у каждой модели есть конкретные недостатки, а у страны предельные возможности на текущий момент? Задачи попроще не всегда легко решаются. Авиастроение сколько лет поднимаем, и нельзя сказать, чтобы шло гладко, скорее, с большими трудностями. Уже то, что государству, а не частнику на сегодняшний день принадлежит солидный процент промышленности, неплохо, учитывая, что было в конце 90х.
  6. +2
    2 декабря 2022 13:49
    Вообще, идея, что в шарашки людей загоняли для того, чтобы они лучше работали - нелепа.
    В общем тренде борьбы с заговорами (которые, несомненно, были) многие члены различных властных группировок (их хватало тогда и хватает сейчас) решали свои карьерные задачи путём подачи доносов. Это было массовым явлением. Не имеющим образования следователям было трудно разобраться, кто прав, кто виноват. А группировки добивались радикального "решения вопроса", причём часто давлением через НКВД.
    Пока подследственный жив, была вероятность того, что дело примет обратную направленность. И тогда за решётку отправятся уже доносчики, что и бывало.
    При этом страна безвозвратно теряла лучших специалистов. В Политбюро возник консенсус, оставлять специалистов за решёткой до выяснения обстоятельств, типа, время покажет. Давая при этом возможность приносить пользу стране. Ибо специалистов не хватало катастрофически.
    И не все там оказывались невинными. Но расстрел был бы неадекватной мерой наказания.
    Шарашки в НКВД стали широко использоваться после появления в НКВД Берия.
    22 августа 1938г. Берия назначен первым замом Ежова.
    29 сентября 1938г. Ежов подписывает приказ о создании шарашек.
    После снятия Ежова Берия начинает расширять и совершенствовать шарашки, отзывая из тюрем и зон специалистов.
    Если нужны были специалисты с воли, то по просьбе руководителей "шарашек" (осужденных) таких специалистов прикомандировывали к шарашке, но жили они по другую сторону решётки, только работали вместе с осужденными.
    Были спасены многие известные специалисты: Туполев, Королёв ...
    А вот Таубина спасти не смогли. В итоге автоматический гранатомёт, всем известный АГС начали лихорадочно создавать, когда познакомились с ним во время вьетнамской войны, в 1960-х.
    А могли бы позволить Таубину довести до ума свой АГ-2. И Красная армия имела бы это совсем нелишнее оружие в начале Великой отечественной войны. И не факт, что за решёткой он работал бы быстрее. Но в шарашке он остался бы жив.
    Шарашки были не инструментом принуждения, а спасением жизней нужных специалистов в сложившихся тогда обстоятельствах.
  7. +3
    2 декабря 2022 14:02
    Думается, все актуальнее становится возвращение к практике советских «шарашек», овеянных массой либеральных черных мифов.

    Тюремные конторы - ничего не скажешь - эффективное предложение для наших "наперсточников". Представьте - как они могут его обыграть, ничего не меняя по сути. Страна то, и власть останутся прежними. Разве за колючей проволокой могут существовать "оазисы"? Не забывайте - тогда за колючей проволокой "шарашек" кипела жизнь Советского Союза.
    Менять, Сергей, нам придется всю страну. ВСЕ то что мы запустили за 30 лет придется восстанавливать, разгребать завалы, а для этого нам нужна народная власть. Вы скажете, что враг не даст нам этого времени.
    Правильно - при нынешней власти. Однако при этой власти, мы и сами за эту работу не возьмемся.
    Вот если мы сменим власть и заставим врага посмотреть в глаза собственной смерти - он даст нам время. Все, которое будет необходимо. Также, как дал его СССР в 1962 году.
    Если же мы хотим обойтись без хлопот, то нам одна дорога, та по которой мы уже идем - на бойню
  8. +6
    2 декабря 2022 14:45
    Шойгу на всех углах кричал, что на 70-80 процентов в армию поступило новое вооружение.
  9. +3
    2 декабря 2022 15:52
    Ха. По сути , это предложение "перестановка мест слагаемых" для получения какойто иной "переможной" суммы.

    Наукограды и сколково есть? есть. Импортозамещение было объявлено? было.
    " всех этих высокооплачиваемых топ-менеджеров надо закрывать в специально отведенных местах " предлагалось? предлагалось. Всякие НеИмАнМире объявлялись? объявлялись. Благие пожелания делались? да все 20 лет и более...

    Теперь их переставить и будет все ок? врядли. Тем более Путин своих не сдает. Все знают.

    Надо менять слагаемые, а это.... все все понимают....
  10. +4
    2 декабря 2022 16:26
    О чём статья? О том, что враги сожгли родную хату, Советский Союз. Установили капитализм в России. При чём здесь "...Особых конструкторских бюро", если вся промышленность отсутствует, нет кадров, все хотят быть олигархами, но никто не хочет работать и власти ничего не надо.
    1. 0
      3 декабря 2022 00:54
      Не надо говорить за всех и про всё.
  11. +2
    2 декабря 2022 19:34
    Шарашки никакое не решение проблемы, нет самого предмета исследований да еще таким оригинальным образом. На самом деле производства приборов имеются, но в очень скромных масштабах. Их нужно серьезно увеличить, мощности расширить обрабатывающей промышленностью военки, снять запрет на копи-паст, обеспечить образцами, заказами и финансами, подключить группы программистов и специалистов. На ковид нашли средства и технику, при желании найдут и на приборы.
    1. +3
      2 декабря 2022 21:19
      В стране нет внутренних инвестиций под нормальный процент. Вся политика ЦБ и Минфина направлена на это. Экономика РФ монетизирована на 40% при норме 100%.
  12. -1
    2 декабря 2022 20:07
    Ну и чем в таком случае предлагаемые автором наукограды будут отличаться от "шарашки"? Сдается мне, только названием. Да еще тем, что там под предлогом создания домашней обстановки будут кроме новых шарашников содержаться в условиях колонии-поселения и члены их семей.
  13. 0
    2 декабря 2022 22:14
    России вообще пора вернуться к экономике производства,а не к экономике балабольства
  14. 0
    2 декабря 2022 22:56
    Значит прав запад, где Россию называют бензоколонкой. Бензоколонка с атомным оружием. А насчёт чубайс-гайдаровской братии, почему они разбазарили, разрабили Россию, все знают почему и кто они такие, что им Россия значит. Иудейские мошенники, в руках которых Россия оказалась как в 1917 году, так и в 1991, в руках которых Россия и при кинжалах, цирконах и танковых биатлонах. И вся эта ельцинская шарашка уже у врага, среди своих же соплеменников-мошенников, которых даже называть запрещается. Тьфу, погань.. !
  15. -1
    3 декабря 2022 00:45
    Дельный совет от старорежимного автора:

    Если у тебя есть фонтан - заткни его!
  16. 0
    3 декабря 2022 01:06
    Помнится мне, как в 00е жили в обшарпанной общаге и питались и одевались на 2-3 тыс.руб. Потом сделал вывод, что может быть ну его нафиг эту учебу и науку, раз оно никому не нужно. И да, не полоколонией Россия стала. Россия почти всегда была колоние Запада, а только Сталин сделал из неё суверенную страну и Горбачев вернул ей статус колонии, и теперь Путин возвращает ей суверенитет и она вот из состояния колонии идет в состояние полуколонии, за которым последует суверенитет. Но экономическая блокада никуда не денется!
  17. 0
    3 декабря 2022 01:36
    Цитата: Nelton
    Цитата: УАЗ 452
    У нас же, раздуваясь от самодовольства трубили об уровне локализации в 70%... 80%... 90%... 99... Так что нынешняя ситуация была запрограммирована.

    Для мирного развития экономики все правильно делали.

    А строить экономику осажденной крепости - по любому бесперспективно.

    Не экономику крепости, а экономику полу-колонии. Страна только приходит в состояние Ирана без показушной компрадорской аристократии, заведшей страну в пропасть. Это только начало!
  18. 0
    3 декабря 2022 04:52
    Всё это нужно было вчера, а на сегодня уже нет времени. Во вторых на быстрое и недорогое решение подобных вопросов способна советская система управления государством, но не нынешняя российская.
  19. 0
    3 декабря 2022 05:06
    Как в том фильме:

    Ты что, окочурился!?

    (Мама не горюй)

    ..вот и дошли до ручки со всем этим скопом эффективных манагеров!!!Типа: не знали, не ведали что так произойдет!??А почему они все на свободе, где посадки, Ведь взять губернаторов одних: сплошное воровство!!! Нет, ребятушки с вами нужно по другому, по-сталински как в 30-е годы: пятилетку в 4года, индустриализация всей страны, ...ну и конечно ПОСАДКИ и выявление врагов народа!!! Без этого Россию не расшевелить и не поднять!!! Услышали братья!!? А для этого что нужно сделать в ближайшее время? Правильно, объявить войну Украине, ввести военное положение, мобилизацию всей страны на достижение победы не над Зехляндией,а над Западом!!! Который уже нам в затылок дышит!!! Возвращение НАТО к границам 1997 - это первое условие...не выполняют.. тогда пошло: массовые диверсии на нефтепроводах, путях и маршрутах доставки СПГ, перерезание и блокирование трансконтинентальных маршрутов, включая Суецкий, Панамский каналы, Ормузский пролив, активизация терроризма по всей Европе и главное Северной Америки, Японию притопить серией новых Фукусим и неясных подводных взрывов, заблокировать датские проливы на Балтике, закошмарить всю Гейропу Бошировыми и Петровыми, устроить охоту и трибунал над украинской верхушкой с последующими показательными казнями; Озвучить наконец то КТО есть ХУ? в мировой политике/идеологии/ финансовом капитале с описанием их"заслуг" перед всем Человечеством!??? СЛАБО Так сделать! Где все Посейдоны с Лошариками и пр. Цирконами..???! ПУСТЬ нас боятся и дрожат все эти боррели, урсулыипр.макроны-борисы!!! СЛАБО?