России необходима унификация частей и подразделений, участвующих в СВО
Как сообщают СМИ, в приграничных с Украиной российских регионах созданы отряды территориальной обороны и народные дружины. Их задачей является противодействие диверсионно-разведывательным группам ВСУ. Это шаг в правильном направлении, однако он тянет за собой множество других не менее важных организационно-правовых вопросов.
ТерО по-русски
О том, что создание в приграничных с Незалежной регионах России войск территориальной обороны неизбежно, мы говорили еще 15 апреля 2022 года. Правда, тогда речь шла также о создании в украинском приграничье специальной «буферной зоны», которая оградила бы Белгородскую, Курскую и Брянскую области от проникновения вражеских ДРГ. Как видно, эта здравая идея была реализована только частично.
О том, что на Белгородчине сформированы собственные отряды территориальной обороны, заявил губернатор Вячеслав Гладков:
Буквально с первых дней начала специальной военной операции обращалось большое количество жителей Белгородской области с необходимостью начать подготовку и формирование отрядов территориальной обороны или самообороны. Такое решение мы приняли.
Кроме того, в приграничной области создана так называемая белгородская засечная черта, призванная предотвратить массированный прорыв танковых колонн ВСУ вглубь России, о чем также отчитался глава региона:
Проехал сегодня вместе с курирующим заместителем Владимиром Васильевичем Базаровым и проверил, как идет ход строительства засечной белгородской черты. Работа <...> особо важная для обеспечения безопасности всех жителей, которые проживают на территории Белгородской области.
О том, что своя народная дружина создана и в Курской области, рассказал СМИ ее губернатор Роман Старовойт:
Курская область вновь на защите рубежей государства. У нас формируется народная дружина «Патриот». Добровольцы после серьезного отбора и боевой подготовки будут помогать военным охранять территорию региона.
В общем, это действительно движение в верном направлении, поскольку местное население объективно замотивировано в обороне своих населенных пунктов. Однако в этой бочке меда есть и своя ложка дегтя, куда ж без нее?
Проблема заключается в не вполне ясном правовом статусе самих дружинников и тероборонщиков. Так, в Белоруссии, Польше или на той же Украине Тероборона является отдельным родом войск в составе вооруженных сил. Она подчиняется Генштабу, ее военнослужащие имеют соответствующий юридический статус, права и обязанности. Но в Российской Федерации нет своих войск территориальной обороны.
В соответствии с законом «Об обороне» ТерО определяется следующим образом:
Территориальная оборона – система осуществляемых в период действия военного положения мероприятий по охране и обороне военных, важных государственных и спецобъектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, по борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями, по выявлению, предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий их диверсионной, разведывательной и террористической деятельности.
При введении военного положения в каждом регионе по мере необходимости необходимо сформировать штаб территориальной обороны, во главе которого должен стать местный губернатор. Однако на данный момент в Белгородской, Брянской и Курской областях военного положения нет, там действует режим среднего уровня реагирования. Соответственно, при всей симпатии к инициативе региональных властей возникают вопросы по поводу правового статуса привлеченных к борьбе с украинскими ДРГ тероборонщиков и дружинников. Каков он, если они и не военнослужащие, и не росгвардейцы?
Полагаются ли им или членам их семей какие-то выплаты от государства, если при исполнении своих обязанностей они получат ранения, увечья или вообще будут убиты? О таких вещах говорить неприятно, но такова правда жизни – произойти может всякое. Плохое тоже случается.
Наконец, стоит задаться вопросом, а правильно ли будет, если в течение неопределенно долгого времени в отдельных областях Российской Федерации будут созданы свои собственные вооруженные формирования, подчиняющиеся местным или региональным штабам. Может быть, разумнее и дальновиднее выстраивать военизированные структуры по линии Минобороны РФ в виде нового рода войск или хотя бы Росгвардии?
«Феодальная» война
Вопросы организационно-правового характера возникают и при анализе боевых действий на Украине. Если посмотреть на состав их участников с нашей стороны, то он оказывается очень разношерстным. Там бок о бок действуют и ВС РФ, и Росгвардия, и бойцы БАРСов, и НМ ЛДНР, и ЧВК «Вагнер». Любая аналогия ложна, но все это со стороны и правда очень похоже на войну периода Средневековья, когда каждый феодал приводил с собой свое личное воинство и все воевали кто во что горазд.
И это неправильно! Вспомним недавние откровения командира бригады «Восток» Александра Ходаковского:
После мариупольской операции мы посчитали, что большую часть потерь мы понесли от дружественного огня. Кто-то даже называл цифру – 60 процентов. Это рядовое явление, но распространение его зависит, конечно, от компетенции командиров – особенно артиллеристов.
Чтобы подобное не происходило, все воюющие со стороны России части и подразделения должны быть подчинены единому командованию и получать централизованное снабжение. Народную милицию ЛДНР необходимо полностью интегрировать в структуру Минобороны РФ, экипировать и вооружить соответствующим образом. Для легализации «Вагнера» нужно принять закон о частных военных компаниях, чтобы подписавшие контракты с «музыкантами» бойцы чувствовали себя защищенными в правовом поле наравне с военнослужащими ВС РФ или бойцами Росгвардии.
Соответственно, не нужно плодить дополнительных сущностей с местными ополчениями и просто создать новый род войск ВС РФ – Территориальную оборону, которая должна будет подчиняться и снабжаться централизованно по линии Минобороны.
Информация