В союз с какими странами могла бы вступить Россия
В последнее время в медиапространстве активизировались разговоры о необходимости создания Россией новых геополитических союзов – то с Казахстаном и Узбекистаном, то с Ираном и Китаем. Очевидно, что все это обусловлено непрерывно нарастающим противостоянием РФ с блоком НАТО, но насколько такие проекты реалистичны?
Союз нерушимый
Некоторое время назад стало известно о том, что президент Путин предложил казахстанскому и узбекистанскому коллегам создание некоего «тройственного газового союза». Звучит громко, амбициозно, однако никакой конкретики публично заявлено не было. Это позволило нам самим немного порассуждать о возможных формах углубленного энергетического сотрудничества между тремя бывшими советскими республиками. Однако теперь в прессу утекли некоторые детали кулуарных переговоров. Министр энергетики и вице-премьер Узбекистана Журабек Мирзамахмудов приоткрыл завесу тайны над идеей президента Путина:
Для покрытия спроса, обеспечения внутреннего потребления и решения проблемы на сегодняшний день мы ведем переговоры, чтобы импортировать газ и электроэнергию из соседних стран, а не через какой-то альянс или союз. Здесь мы ведем переговоры, исходя из национальных интересов, чтобы сотрудничать на основе коммерческого контракта, купли-продажи, а не через передачу своих энергосетей.
Исходя из буквального толкования данного заявления, можно сделать сразу несколько выводов.
Во-первых, Ташкент заинтересован в увеличении объемов закупки российского газа. Дело в том, что из-за холодной зимы в Узбекистане резко возросло потребление энергоресурсов и у него уже не хватает собственного голубого топлива, чтобы сохранять прежние объемы его экспорта в Китай.
Во-вторых, со стороны Москвы явно был выражен интерес к приобретению газотранспортной инфраструктуры Узбекистана и, возможно, Казахстана, что не вызывало у властей страны никакого оптимизма.
В-третьих, официальный Ташкент прямо заявил, что ни о каких политических союзах или блоках с Россией речи быть не может. Обсуждению подлежат только условия чисто коммерческого характера. Тем самым Узбекистан дал понять, что не готов идти путем Белоруссии.
В том же духе высказался и замглавы МИД Казахстана Роман Василенко:
Содержание (договора о газовом союзе с РФ – прим. ред.) еще рано обсуждать, потому что пока это некая идея. Но принципиальная позиция Казахстана в том, что он не позволяет использовать свою территорию для обхода санкций. Эти позиции не поменялись и будут использоваться при оценке любых потенциальных новых инициатив.
Таким образом, две бывшие советские республики публично открестились от политического сближения с Российской Федерацией. Это понудило пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова давать разъяснения, что наши предложения, дескать, неверно поняли:
Мы знаем, что было сказано. Никто не ведет речи о газе в обмен на политические условия. Об этом речи не идет в контексте идеи создания этого союза.
Как пишет в статусах молодежь, все сложно. Очевидно, что то, как развивается вооруженный конфликт на территории Украины, не добавляет странам СНГ желания оказаться с Россией в одной лодке или галере.
То же можно сказать и по поводу перспектив трехстороннего союза России, Ирана и Китая. На бумаге это выглядит интересно, а на практике – нереалистично.
Пекин и до начала СВО не проявлял никакого желания вступать в официальный союз с Москвой, чтобы не брать на себя никаких конкретных обязательств. Покупать нефть, газ и прочие ресурсы с большими скидками – это да. Воевать против ВСУ на стороне ВС РФ или снабжать российскую армию по «ленд-лизу»? Нет уж, увольте. Если называть вещи своими именами, то столь трудное положение, в котором сейчас очутилась наша страна, Китаю только на руку.
С Ираном ситуация несколько иная. РФ и ИРИ, одинаково оказавшиеся под гнетом западных санкций, имеют значительный потенциал по взаимопомощи в области поставок вооружений и технологий. Более того, Тегерану Москва нужна в качестве какого-то противовеса Пекину, который ранее вложил в Иран 400 миллиардов долларов и теперь явно считает Исламскую Республикк своим «задним двором». Однако полноценному сближению с Ираном мешает излишняя на сегодняшний день многовекторность Кремля, который одновременно хочет дружить еще и с Израилем, и с Саудовской Аравией.
«Нет мозгов»
В общем-то, именно в этом и есть корень всех наших нынешних проблем. Российским властям давно пора определиться, чего конкретно они хотят и от Украины, и от отношений с другими государствами и какой именно они видят в дальнейшем свою собственную страну. Напомним, что еще 5 августа 2022 года в статье под названием «Каковы критерии победы или поражения России в войне с коллективным Западом» мы рассуждали о том, что можно будет считать приемлемым результатом по окончании СВО. Вывод тогда был сделан такой:
Если мы сможем создать не виртуальное, а реальное Союзное государство России, Белоруссии и всей освобожденной Украины, а потом расширить его на все постсоветское пространство, сделав «СССР 2.0» новым мировым центром силы и отодвинув границы блока НАТО по состоянию на 1997 год, это и будет несомненной победой. Все иные варианты будут поражением большей или меньшей тяжести, поскольку груз экономических проблем станет только нарастать и пламя войны будет регулярно разжигаться противниками вдоль российских границ.
Единственный союз, который реально нужен России, – это новый Советский Союз под № 2, построенный с учетом ошибок первого. К сожалению, этому выводу категорически противится сама наша «элита». Чего стоит, например, заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова о том, почему празднования столетия со дня образования СССР не будет.
Обосновывая это решение, Дмитрий Сергеевич даже попытался воспроизвести знаменитую цитату своего шефа:
Только человек, у которого нет сердца, может не жалеть о распаде Советского Союза, и только человек, у которого нет мозгов, я боюсь ошибиться в точности цитирования, может желать восстановления этого союза.
Есть и такое мнение. Но не стоит удивляться потом, что союза с Россией почему-то никто особо не желает.
Информация