Как ВКС РФ могут обеспечить надежную защиту своих самолетов на земле

18

Недавняя воздушная атака, устроенная ВСУ по нескольким российским военным аэродромам, находящимся, как казалось, в глубоком тылу, показала, что по-настоящему безопасных мест в радиусе 1000 километров от Украины в России уже не осталось. Дальность полета украинских БПЛА, превращенных в «камикадзе», вполне позволяет им добить до Москвы и не только. Это ставит вопрос о безопасности объектов критической инфраструктуры в нашей стране, а также о сохранности собственных аэродромов.

Уроки Шестидневной войны


В 1967 году произошла война между Израилем и целой коалицией арабских стран, куда вошли Сирия, Иордания, Египет, Ирак и Алжир, которая продлилась всего шесть дней. Невероятно, но убедительную победу тогда одержал маленький Израиль, который смог обезоруживающим ударом уничтожить чуть ли не всю авиацию противника, что стало решающим фактором последующего поражения в ходе наземной операции.



В ходе операции «Мокед», или «Фокус», 5 июня 1967 года в 7 часов 45 минут утра ВВС еврейского государства нанесли превентивный удар по 11 египетским аэродромам, уничтожив прямо на земле 197 боевых самолетов и 8 радарных станций. В ходе второго удара, который начался в 9 часов 30 минут, были разбомблены еще 107 египетских самолетов, находившихся на 14 авиабазах, и попутно были сбиты два сирийских истребителя. Покончив с Египтом, израильтяне атаковали военные аэродромы в Иордании, Сирии и Ираке. В результате Каир разом потерял 293 самолета из 500, включая все бомбардировщики. Иордания полностью лишилась боевой авиации, а Сирия – двух третей.

Выбив одномоментно почти всю авиацию противника, Тель-Авив добился господства в воздухе и смог беспрепятственно бомбить военные колонны и позиции войск арабской коалиции, в том числе, с применением напалма. Итогом Шестидневной войны стали значительные территориальные приращения Израиля.

В следующем 1968 году в СССР началось масштабное строительство железобетонных капониров для ВВС с тем, чтобы подобный обезоруживающий удар не стал реальностью и для нашей страны. Сначала их построили 600, на следующий год – 900, в 1970-м – еще 600. Железобетонные арки капониров должны были защитить советские самолеты от попаданий фугасных авиабомб, крылатых ракет и даже от поражающих факторов ядерного взрыва. Кроме того, нахождение в защищенных укрытиях берегло военную технику от непогоды и сезонных колебаний температур. Однако был один важный нюанс.

Подавляющее большинство подобных защитных сооружений строилось тогда в странах Варшавского договора, а также в Прибалтике, Белоруссии и Украине, то есть, там, где блок НАТО имел наилучшие шансы к нанесению превентивного удара. На тыловых аэродромах же было решено ограничиться земляными насыпями, которые защищали бы самолеты от крайне маловероятных атак диверсионно-разведывательных групп противника. В 1986 году с началом Перестройки процесс строительства капитальных защитных сооружений для авиации прекратился, а после распада СССР нашим самолетам пришлось перелететь вглубь страны на аэродромы, где капониров не строили. В «лихие девяностые» на это вообще денег не выделяли, а задуматься о необходимости защиты боевых самолетов вновь пришлось только после осмысления опыта участия ВКС РФ в сирийской кампании.

В 2017 году США нанесли массированный ракетный удар по сирийской авиабазе «Шайрат», но смогли уничтожить только 6 старых самолетов, поскольку истребители ВВС САР находились в железобетонных капонирах. Российская авиабаза Хмеймим также неоднократно подвергалась воздушным атакам беспилотников террористов и минометным ударам, что поставило задачу обеспечить сохранность самолетов. О том, что в России ведутся работы по созданию укрытий для самолетов, сообщалось еще в августе 2022 года. Очевидно, что стало реакцией на взрывы, произошедшие 9 августа на аэродроме Морской авиации ВМФ РФ в Крыму, когда серьезные повреждения получили несколько российских самолетов. На фотографиях с места происшествия видно, что они стояли крыло к крылу, что и обусловило масштабы бедствия.

Увы, но все это не помешало недавней атаке ВСУ на аэродромы ВКС РФ, находящиеся в глубоком тылу. Украинские беспилотники сумели преодолеть 650 километров над российской территорией и смогли повредить несколько стратегических ракетоносцев, являющихся составной частью нашей «ядерной триады». На имеющихся в открытом доступе спутниковых снимках аэродромов видно, что драгоценные самолеты спокойно стояли крыло к крылу, буквально выпрашивая обезоруживающий ракетный удар. А что, если бы атаковали российские военные аэродромы не ВСУ несколькими устаревшими БПЛА, а блок НАТО современными средствам поражения?

Очевидно, что на десятом месяцев спецоперации пора бы заблаговременно рассредоточить немногочисленные и дорогостоящие ракетоносцы по разным аэродромам. Необходимо серьезно усиливать систему ПВО над ними. Нужны капониры, для начала хотя бы временные в виде фортификационных габионов: защитных конструкций из сварной сетки со вставками из геотекстиля, куда можно насыпать любой грунт. Это позволит обеспечить защиту если не от прямых попаданий, то хотя бы от осколков. Потом надо строить капитальные железобетонные сооружения, и поскорее.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    10 декабря 2022 21:11
    Безусловно необходимо строить укрытия и усиливать ПВО. Но те должностные лица, которые за это отвечали, должны идти под трибунал. Не обязательно садить в тюрьму, а разжаловать и отправить на фронт. И если это сделано не будет, то скорее всего СВО завершиться крахом, потому что для выигрыша войны должна быть введена жесточайшая ответственность.
    1. +5
      11 декабря 2022 12:21
      Ответственность? Да я вас умоляю.. Суровикин командовал ВВС и что. Беда коль пироги ....ну и так далее. Вон генерал армии про...л мобилизацию и даже испугом не отделался
  2. -10
    10 декабря 2022 21:46
    Что вы так распереживались то... ))) Наши силы ПВО и ПРО вели вражеские БПЛА вплоть до подлёта к нашим аэродромам. Практически с момента взлёта. Вспомните Загреб. Румыны сразу увидели ТУ-141 как он пересёк границу. Не надо верить басням про то что у нас африканская армия, которая небоеспособна.
    Что случилось конкретно на самих авиабазах вам никто не скажет. Может там всё было совсем по другому, чем нам рассказали. Главный плюс, который мы извлекли из ситуации - это совершенный casus belli.
    Теперь мы можем применить ядерное оружие против стран НАТО и Украины в любой момент, опираясь на данный инцидент.
  3. 0
    10 декабря 2022 22:42
    Дык, все это известно со времен 2й мировой ,и многократно описывалось даже в художественной литературы и бсуждалось лет 70.
    Поэтому: либо это комуто нужно. (ХПП например)
    либо отрицательная селекция. Все все понимают, но...денег нет, держитесь там...
  4. +1
    10 декабря 2022 22:56
    странно, "бесконечные человейники" выгодно строить, а ангары для техники (госзаказ), по логике, еще выгоднее должно быть - вот вам новое направление для выплавки стали, производства металлопроката внутри страны... но видимо либо крепко спят ответственные, либо решили полностью избавиться от ввс
  5. +6
    11 декабря 2022 10:06
    Никак...Мы ведь ничего не начинали ещё...Похоже и не начнем, даже после поражения стратегов...
  6. +2
    11 декабря 2022 11:49
    Вот на строительстве защитных капониров и обвалований и надо использовать пленных ВСУшников.
    А то, пролёживает бока бесплатная рабсила.
    Пусть бы себе на похлёбку зарабатывали.
    1. 0
      11 декабря 2022 20:22
      Там на месте полно работы.
  7. 0
    11 декабря 2022 15:52
    ВКС РФ могут обеспечить надежную защиту своих самолетов на земле

    Вот они и обеспечивают.
  8. +3
    11 декабря 2022 20:20
    Повторение 1941-го. А других военачальников для нас нет. И Сталина нет. И даже будильник не включен.
  9. +1
    12 декабря 2022 17:36
    Очевидно, что

    и то же самое касается и АПЛ.
    Нефиг им стоять под открытом небом.
  10. 0
    12 декабря 2022 22:05
    Русские никогда не извлекают уроков, не учатся на своих и чужих ошибках, быстро забывают свои провалы и поражения, наивны, беспечны, легковерны и упоением поддаются обману. Поэтому мы всегда были не готовы к любой войне, побеждали только ценой огромных потерь и жертв, а плоды этих побед транжирили и с легкостью отдавали своим врагам. Но это не может продолжаться вечно. В конце концов надо же менять свой менталитет. Добром это не закончится. Для начала хотя бы разогнать все наше верховное командование, допустившее развал ПВО страны и армии, которая ничего не способна сделать с бандеровцами на украине.
    1. 0
      13 декабря 2022 01:10
      Рыба гниет с головы.
  11. +1
    14 декабря 2022 01:08
    Рыба гниёт с головы, ангары у нас не строят по причине; генералы амуницию для солдат воруют, какие ангары?
  12. 0
    15 декабря 2022 02:13
    Что вы так распереживались то... ))) Наши силы ПВО и ПРО вели вражеские БПЛА вплоть до подлёта к нашим аэродромам. Практически с момента взлёта. Вспомните Загреб. Румыны сразу увидели ТУ-141 как он пересёк границу. Не надо верить басням про то что у нас африканская армия, которая небоеспособна.

    Тут намедни проскользнула мысль от западного комментатора, что хохлы при атаке на аэродромы использовали или транспондеры гражданской авиации, или системы свой - чужой вкс РФ, как свой! Потому и видели, сопровождали, но сбили, когда уже было поздно.
    Системы попасть в руки Хохлов могли. Сколько они самолётов завалили над своей территорией? А перенастроить систему никто не догадался или поленился... Недавно хохлы ми 8 завалили своего, вполне возможно шел к нашим позициям под видом нашего, а ПВО укропов не предупредили. Как то так. Возможно?
  13. 0
    19 декабря 2022 03:12
    Как ВКС РФ могут обеспечить надежную защиту своих самолетов на земле


    Российские военные на аэродроме в Энгельсе оставили послание Украине и НАТО
  14. 0
    28 декабря 2022 23:43
    История показывает что никак.
  15. 0
    18 января 2023 22:21
    Полёт военной мысли автора опуса поражает, конечно. Габионы, блин... Проблема в том, что система разведки и контроля воздушного пространства у нас до ума так и не доведена. Дыр хватает, чтобы одиночные дроны смогли пересекать границу. Надо признать, что и само решение проблемы является нетривиальным. Особенно с учетом общей протяженности границы. Уверен, что военные сделают разбор ошибок и ускорят работы по системам защиты нашего неба. Трудности отчасти в том, что военным в данном вопросе приходится взаимодействовать с гражданской авиацией. Малая авиация тоже вносит свою порцию хаоса.