«Длинная рука» Киева: создадут ли ВСУ оружие для ударов по российскому тылу

13

Произошедшие 5 декабря удары украинских БПЛА-камикадзе по базам российской дальней бомбардировочной авиации Энгельс и Дягилево стали в каком-то смысле квинтэссенцией заветной мечты киевского режима о собственном «стратегическом оружии». Получился как бы большой успех: достали, достали до путинского ядерного меча!

Впрочем, если отбросить словесную пену о «политических издержках», которую накрутили отечественные «лидеры мнений» («ах, что теперь подумают американцы?!»), то «успех» окажется таким же сомнительным, как и все прочие «достижения» необандеровцев. Хотя жовто-блакитные камикадзе и смогли прорваться через пограничный эшелон противовоздушной обороны, объектовая ПВО авиабаз всё же поразила оба снаряда, минимизировав потери и ущерб на земле. Да и сами самолёты-снаряды, в девичестве бывшие БПЛА-разведчиками Ту-141 «Стриж», вовсе не «незалежные», а снова доставшиеся в наследство от проклятых «коммунистических оккупантов» – какая незадача.



Это не значит, что к перспективе ударов по нашим тылам дальнобойным оружием можно относиться несерьёзно: трое погибших и четверо раненых авиатехников не дадут соврать.

Хотя на практике куда большие перспективы открывает вербовка и использование диверсантов из числа украинских беженцев в России, создание какого-нибудь «оружия возмездия» очень важно для фашистов с пропагандистской точки зрения. После урона и фурора, который произвели «Герани», выкатить какой-нибудь аналог стало для киевского режима настоящим делом чести (если это словосочетание можно употребить по отношению к Зеленскому и его команде), и работы в этом направлении ведутся.

«Бандер-мопед»


Какой-никакой творческий и ресурсный потенциал для создания простецких (как и сама «Герань») БПЛА-камикадзе у Киева имеется до сих пор, так что их появление было лишь делом времени.

По большинству оценок, электронные «куриные мозги» украинского «Стрижекадзе» состоят из GPS-навигатора, инерциальной системы наведения и сопряжённого с ними автопилота, а бывший отсек разведывательной аппаратуры наполнен взрывчаткой и поражающими элементами. Если эти предположения верны, то аппарат является полным функциональным аналогом «Герани» и «Шахеда», только на реактивной тяге.

Высказывались также предположения, что в голову фашизированного «Стрижа» в качестве элемента управления мог быть внедрён терминал Starlink, но с ними нельзя согласиться. Хотя эта спутниковая сеть и считается более помехозащищённой, чем GPS, неясно, какие реальные преимущества дало бы управление аппаратом через неё. А важнее всего то, что сейчас такой вариант невозможен технически: специализированные абонентские терминалы Starlink, которые худо-бедно работают в движущемся автомобиле, появились всего месяц назад, но на скорости в несколько сот километров в час и соответствующие перегрузки они явно не рассчитаны.

Впрочем, классические способы наведения дают вполне приемлемую точность, даже с учётом аэродинамических особенностей «Стрижа», от которого в комсомольской молодости не требовалось куда-то прицельно врезаться в конце полёта. Гораздо сложнее заставить аппарат, собственно, взлететь.

По данным из открытых источников, на Украине могло быть в наличии не более сотни (скорее, ещё меньше) Ту-141 выпуска 1979-1989 гг. Часть из них успела хорошо послужить в Советской армии, а после распада СССР и до 2014 г. хранились они так же «бережно», как и вся прочая военная техника ВСУ. Какую часть этих дюралевых туш удалось реанимировать – вопрос.

Если с заменой электронных систем неразрешимых проблем у украинских фон Браунов возникнуть не могло, то с двигателями ситуация прямо противоположная: они наиболее подвержены порче временем и осадками, а найти такие же свежие сейчас невозможно. Нельзя и просто так «воткнуть» какой-нибудь подходящий по габаритам аналог, да и есть ли он? Но и считать запасы «Стрижей» полностью гнилыми тоже опрометчиво: в конце концов, есть опыт «Точек-У», которые ВСУ всё же смогли восстановить в каком-то количестве и использовать.

9 декабря в соцсетях появились сообщения, что фашисты якобы начали подготовку нескольких аэродромов малой авиации под пусковые площадки «Стрижекадзе». К этой информации можно относиться двояко.

С одной стороны, если у ВСУ действительно есть в наличии какое-то количество боеготовых самолётов-снарядов, то попытка организовать их массированную атаку выглядит логично (тем более что и запаса может быть лишь на один-единственный удар). Логично и развёртывание по определению ненадёжной техники в стороне от «нормальных» авиабаз: если что-то пойдёт не так или последуют ответные удары российской стороны, хотя бы не пострадают немногочисленные боевые самолёты.

Но, с другой стороны, после громких налётов на аэродромы Энгельс и Дягилево, «развёртывание» дополнительных камикадзе может иметь сугубо демонстрационный характер с целью отвлечь наши разведывательные и ударные силы от украинской инфраструктуры, хотя бы и ненадолго. Симптоматично, что новости о пусковых площадках «Стрижей» появились почти одновременно с такими же сомнительными «инсайдами» о подготовке ВСУ удара по Москве и соответствующими материалами в западной прессе (например, Forbes). Наконец, не исключено, что оба предположения верны и где-то готовятся к старту исправные самолёты-снаряды, а на заштатных аэродромах выставляют напоказ непригодный к использованию металлолом.

Кстати, довольно характерно, что целями для «Стрижей» были выбраны стопроцентно военные объекты. Похоже, шок первых российских инфраструктурных ударов, начавшихся после диверсии на Крымском мосту, до сих пор не отпустил.

Помимо «Стрижей», по Интернету гуляют также обрывки информации об украинских дальних дронах-камикадзе специальной конструкции. В частности, 20 ноября появились сообщения будто бы о налёте четырёх «геранеобразных» аппаратов на Мелитополь, а около недели назад были представлены фото разбитого якобы такого же БПЛА из Крыма. По снимкам можно однозначно судить лишь о том, что дрон имеет явно кустарное происхождение и по габаритам сравним с «Геранью-1» (или, если угодно, Shahed-134, менее мощным представителем семейства), но действительно ли это камикадзе – не поймёшь.

Кроме этих фотографий, объективных данных практически нет. Есть многозначительные заявления самих «изобретателей» о камикадзе с дальностью полёта в 1000 км и «возможностью возвращения». Есть «общеизвестная» информация, что в Польше на небольших предприятиях ведётся сборка различных БЛА самолётного типа для нужд ВСУ. Судя по характерным деталям на фото, речь идет всё же о разведчиках, но гипотетически можно предположить и выпуск «летающих бомб» на базе их корпусов.

Неповторимый оригинал


Пыхтеть над разнообразными «незалежными» проектами Киев заставляет не только доказанная (специфической) практикой эффективность «Гераней», но и становящиеся всё более призрачными надежды на получение «оружия возмездия» стандарта НАТО.

6 декабря в американском Wall Street Journal появилась статья, утверждающая, что поставленные на Украину установки HIMARS и MLRS были модифицированы таким образом, чтобы исключить применение с них вожделенных ракет ATACMS с дальностью 300 км. С технической точки зрения такая манипуляция вполне реальна: наличие цифровой СУО само по себе предполагает возможность различных прошивок, и известно, что европейские варианты американской РСЗО (MARS-II, LRU) не могут стрелять новейшими модификациями ракет.

Анонимный источник WSJ утверждает, что это было сделано для «недопущения эскалации» (мало ли, вдруг Киев закупит дальнобойные ракеты где-то на стороне). Есть мнение, что правда немного иная и «урезанная» версия была поставлена на тот случай, если установка в более-менее целом виде попадёт в руки российских инженеров, они бы не смогли выудить из её начинки какие-то совсем секретные секреты.

Так или иначе, но заполучить ATACMS Зеленскому пока (а скорее всего, вообще) не светит, как и дополнительные пусковые установки. Что касается наличного, то в последнее время наши войска заявляли об уничтожении большого количества ракет на складах. Косвенно это подтверждается уменьшением числа перехватов ракет GMLRS нашей ПВО.

Прошедшая неделя стала для украинских ракетчиков по-настоящему «чёрной»: 7 декабря было заявлено об уничтожении трёх американских РСЗО, 8 декабря – сразу о пяти уничтоженных установках, 9 декабря – о поражении ещё шести пусковых. В одном случае несколько машин накрыло попаданием нашей дальнобойной ракеты по цеху завода «Арселор Миттал», во всех остальных РСЗО были уничтожены или повреждены в ходе контрбатарейной борьбы, ударов дронов-камикадзе «Ланцет» или боевых вертолётов.

На первый взгляд, такие заявки могут показаться завышенными. Но стоит иметь в виду, что HIMARS и MLRS объективно являются самым мощным оружием в арсенале ВСУ, а значит, и самыми приоритетными целями для наших войск. По-видимому, были выработаны новые тактики поиска и уничтожения вражеской реактивной артиллерии.

Кроме того, иногда фашисты сами подставляются под удар. Например, атака на гостиницу под Мелитополем в ночь на 11 декабря достоверно проведена стандартными ракетами, но, так как цель находилась почти в 80 км от линии фронта, установку пришлось подгонять чуть ли не на самый «передок». По некоторым данным, в разрушенной гостинице мог находиться сын самого владельца ЧВК «Вагнер» Пригожина, так что риск понятен, но и в других случаях американские РСЗО могли подловить при схожих обстоятельствах.

Чем хуже будет становиться положение с «нормальным» дальнобойным оружием, тем отчаяннее будут попытки киевского режима создать его аналоги из кизяков и палок, некоторые из которых даже могут оказаться вполне боеспособными. Это объективная реальность, которую обязательно нужно иметь в виду.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +7
    12 декабря 2022 15:13
    аналоги из кизяков и палок

    Недооценка противника - один из шагов к поражению.
    Инерциальные системы наведения - Киев.
    Автоматизированные системы управления ракетным оружием (стратегическим и не очень, бортовые и наземные) - Харьков.
    Ракеты - Днепропетровск.
    Планеры БПЛА - заводы "Антонов".
    GPS-модули - да хоть с AliExpress контейнерами за копейки. Даже гражданских модулей с их 3-х метровой точностью вполне достаточно.
    Наземные носители - да что угодно. Хоть КрАЗ
    У Украины есть всё необходимое для создания такого оружия.
    Пора уже забыть турбопатриотические кричалки и браться за дело, засучив рукава. Иначе эта война рискует стать очередной Столетней войной.
  3. +2
    12 декабря 2022 15:23
    Кроме "стрижей" были ещё и "рейсы".
    "Рейс" легче и дальность у него поменьше, но их должно было остаться раз в пять больше.
    При дальности в 180км. они вполне могут долететь до Курска, но скорее всего их будут использовать по ближайшим к фронту тылам.
    1. 0
      12 декабря 2022 15:43
      Цитата: каллиграф Лев_Николаевич
      Кроме "стрижей" были ещё и "рейсы"

      Интересно другое. Почему перспективный проект с передовыми характеристиками оказался в загоне и не получил дальнейшего развития? Причем похерен был ещё во времена СССР.
      1. +2
        12 декабря 2022 15:59
        Это вопросы к "Горбатому" . Только он уже не ответит.
        Было произведено 950 штук, состоял на вооружении до 1991г. "Дальнейшее развитие" тогда было принципиально свёрнуто.
        1. 0
          12 декабря 2022 16:13
          Цитата: каллиграф Лев_Николаевич
          Это вопросы к "Горбатому"

          Горбачев тут практически сбоку. Первые экземпляры "Стрижей" и "Рейсов" появились ещё в конце 1960-х годов. Выпускались до 1989 года в практически неизменном виде, не получив дальнейшего развития. Именно ввиду устаревания сняты с производства. И стоят на вооружении до сих пор.
          1. +3
            12 декабря 2022 16:40
            Горбачев тут практически сбоку

            Именно он стал генсеком в 1985 году , и стал "мЫшление" новое внедрять - что оружие нам не нужно, надо жить дружно, и нам желают только добра. Ага. Секондхэндовского.

            Выпускались до 1989 года в практически неизменном виде, не получив дальнейшего развития.

            А что там было развивать ? Электронную начинку ? Мы её до сих пор портативную сделать самостоятельно не можем. Какой мог быть разговор об этом в конце 80-х ?А к носителю до сих пор претензий нет, судя по недавнему использованию.
            1. 0
              12 декабря 2022 16:53
              Цитата: каллиграф Лев_Николаевич
              Мы её до сих пор портативную сделать самостоятельно не можем

              Это вы вживую не видели бортовую систему управления "Пионера", "Тополя" и "Сатаны"
              1. 0
                12 декабря 2022 17:09
                Не видел. Но приблизительно представляю себе задействованную в них элементную базу.
                А габариты у этих замечательных изделий какие ?
                По сравнению с "Рейсом" .
  4. -2
    12 декабря 2022 15:24
    Гарант оплошал , однако . Обложили , со всех сторон . Земан и тот прогнулся .
  5. +1
    12 декабря 2022 16:35
    Думается что в течении 23го года Киев неоднократно удивит Москву, как это мы уже наблюдали с одноимённым флагманом ЧФ.
    1. +2
      12 декабря 2022 20:28
      Киеву куда легче с электроникой. Он спокойно закупает почти любую электронику, комплектующие и программное обеспечение в западных странах.
  6. 0
    12 декабря 2022 20:20
    До бункера все-равно не достанут)))
  7. +1
    14 декабря 2022 14:46
    Если есть возможность модифицировать такие БПЛА, то эта возможность должна быть ликвидирована. Достаточно одно звено из цепи убрать. Но как всегда непонятно ...