Потолок цен на нефть: как действовать России?
Эксперты по-разному относятся к введению потолка цен на закупки российской нефти, перевозимой морским путем. Среди них есть аналитики, которые остро критикуют это необдуманное, с их точки зрения, решение. В первую очередь из-за того, что подобные санкции не только не достигают своих целей, но и вредят экономикам тех стран, которые должны были остаться в выигрыше. Таким ошибочным решением стал шестой пакет санкций против России и в его составе ограничения на страхование судов и ответственности.
Потолок цен на нефть глазами экспертов
Даниэль Лакалль, доктор философии, один из самых влиятельных экономистов и инвестиционных управляющих Европы, высказал глубокий скептицизм относительно решения стран G7, ЕС и Австралии о максимальной цене закупки российской нефти, перевозимой морским путем. Название его статьи от 5 декабря 2022 года в The Epoch Times содержит квинтэссенцию анализа: «Это субсидия Китаю». Обосновывает он такой вывод следующим образом:
Во-первых, текущий потолок в 60 долларов за баррель — это выше среднего пятилетнего значения биржевой цены на нефть марки Urals и выше нетбэка «Роснефти», то есть экспортной цены реализации нефти за вычетом стоимости ее доставки и экспортной пошлины. В результате ПАО «НК «Роснефть» в будущем сохранит весьма неплохую прибыльность и 16-процентную доходность на капитал, что позволит ей пополнять российский бюджет на миллиарды рублей.
Во-вторых, страны «Большой семерки» искусственно зафиксировали дно для старых нефтяных цен, не понимая причин, по которым произошло их падение в 2022 году, — а это произошло из-за роста конкуренции за рамками ОПЕК и сокращения спроса. Таким образом, решение G7 сделало невозможным дальнейшее падение цен на нефть, которое в будущем могло быть вызвано кризисом спроса, то есть нежеланием потребителей тратить больше денег на закупку нефти. И одновременно создались предпосылки для роста нефтяных цен в 2023 году благодаря выпадению из европейского рынка 4,5 млн баррелей российской нефти ежедневно и стимулированию ОПЕК к сокращению поставок нефти на экспорт.
В-третьих, нефть из РФ вместо Европы направится в Азию, а китайские корпорации Sinopec и Petrochina повысят свою рентабельность при экспорте продуктов переработки. При этом экспорт российской нефти останется довольно прибыльным делом, даже с учетом потолка цен и дисконтов, предоставляемых Китаю.
В-четвертых, нерациональная энергетическая политика Европы уже привела к недофинансированию отрасли в размере 600 млрд долларов в год. Псевдоэкологическая идеология создает барьеры для разработки внутренних ресурсов, а времени и денег для инвестирования в возобновляемые источники энергии и другие альтернативы попросту нет. Чтобы стать доступными, последние требуют триллионы долларов вложений в добычу меди, кобальта и редкоземельных элементов, большая часть которых также поставляется из России и КНР.
Подводя итог, Даниэль Лакалль констатирует: «…Зависимость от ОПЕК и России увеличивается, а не уменьшается. Правительства развитых стран переводят свои страны от скромной зависимости от России к огромной зависимости от Китая и России».
Похожие опасения по поводу нестабильности и роста цен на нефть высказал аналитик Питер Доран в статье «Российский нефтяной крах», опубликованной в The Hill. Он так же, как и Лакалль, отметил, что подобный ценовой потолок, даже если с ним согласится Путин, не причинит никакого ущерба России, ведь при себестоимости добычи в 20–40 долларов за баррель это все равно отличная цена для заработка.
Возможные последствия для России
Следует не забывать, что потолок, установленный на уровне 60 долларов за баррель, или предельная закупочная цена российской нефти при перевозке по морю, будет пересматриваться раз в два месяца и устанавливаться минимум на 5% ниже среднерыночной цены.
Тот факт, что текущий бюджет нашей страны сверстан исходя из 44 долларов за баррель нефти, а средняя цена, по которой реализовывалась российская нефть в 2022 году, находится на уровне 78 долларов, говорит о том, что в этом году шестой пакет санкций уже никак на нас не повлияет. Но в будущем российским нефтяным компаниям предстоит адаптация к очередным антирыночным условиям.
По морю Россия поставляет в Европу, по разным оценкам, от 1,5 до 2 млн баррелей в сутки — вот их и предстоит перенаправить в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Южная ветка нефтепровода «Дружба», по которой идут поставки в Венгрию, Чехию и Словакию, продолжит работу в штатном режиме. Но, кроме выстраивания новых логистических цепочек, придется озаботиться проблемой страхования топливных танкеров и ответственности, что грозит удорожанием перевозок. Другой проблемой, по сообщению Bloomberg, может стать рост стоимости фрахта судов до 15 млн долларов за перевозку из Балтийского моря в Индию, что в пересчете на баррель добавит к стоимости каждой бочки 20 долларов.
В свете данных событий Россия пусть немного, но снизит добычу нефти, хотя бы для того, чтобы привести в чувство европейцев и в краткосрочной перспективе подстегнуть мировые цены. Пока новые логистические цепочки не будут отработаны, это позволит компенсировать часть издержек, вызванных санкционным давлением и необходимостью предоставлять дисконт.
Информация