«Мастер по переобуванию»: почему Анатолий Шарий потерял доверие аудитории

25

Блогер Анатолий Шарий является одним из самых известных русскоговорящих политических обозревателей. На одном только видеохостинге YouTube его аудитория составляет больше 3 млн человек. И до недавнего времени практически все подписчики Шария разделяли взгляды автора, который частенько критиковал украинские власти и сочувствующе относился к жителям Донбасса.

Но в последнее время подача информации со стороны Анатолия довольно резко изменилась. Блогер сместил акцент своих видео с украинской на российскую проблематику, став довольно активным критиком теперь уже властей РФ. Причем произошло это настолько быстро, что многие зрители Шария даже не успели понять, что случилось с их любимым блогером. Кто-то считает, что его просто «купили» или запугали. А кто-то видит в этом давно продуманный план, нацеленный на системную дезинформацию пророссийской аудитории.



Что случилось с Шарием?


Как известно, Анатолий Шарий является украинским блогером, который с 2012 г. проживает в ЕС. Туда он перебрался из-за политического преследования украинскими властями, благодаря чему давно получил там статус беженца. После Евромайдана и последовавших за ним событий Шарий стал активно освещать события на Украине, причем часто делал это в невыгодном для киевских властей свете. Поэтому он снискал очень большую популярность у российской аудитории, которая полюбила блогера за непредвзятость в оценке событий в Крыму и на Донбассе.

В первые месяцы СВО Анатолий Шарий практически полностью разделял точку зрения российских СМИ. Его прямые трансляции пользовались огромной популярностью, а онлайн нередко достигал сотен тысяч зрителей. Но постепенно риторика Шария стала меняться, в результате чего он стал чаще обращать внимание на недостатки в российской армии и принялся критиковать МО РФ. Это закономерно вызвало недовольство некоторых других блогеров, громче всех из которых стал высказываться Юрий Подоляка. Между ним и Шарием вспыхнул нешуточный конфликт, в ходе которого первый обвинил второго в работе на украинскую пропаганду, а Шарий стал предъявлять Подоляке хищение средств, собранных на нужды участников СВО.

Данный конфликт довольно быстро перерос в одну из самых знаковых стычек в блогерской среде. Уже скоро на эту тему стали высказываться многие другие «бойцы информационного фронта», в частности военные корреспонденты. И так как большая часть из них выступила на стороне Подоляки, Шарий автоматически оказался в оппозиции и к военкорам. И тут-то бы Анатолию признать свою неправоту, вернувшись к нормальному освещению событий на Украине. Но вместо этого он стал еще больше критиковать российское Минобороны, СВО и все, что с этим связано.

В итоге сейчас Шарий превратился, пожалуй, в самого оригинального блогера Рунета. С одной стороны, он продолжает критиковать российское МО, выпускать разоблачения, касающиеся нашего военного и политического руководства, а также сеять «ципсошную» панику и «всепропальческие» настроения. Но, с другой стороны, он по привычке критикует и украинские власти, правда, делая это с намного меньшим энтузиазмом, чем раньше.

Могли ли Шария купить или запугать?


Среди подавляющего большинства людей, знакомых с описанной выше историей, распространены три версии причин происходящего:

1. Шария купили.
2. Шария запугали.
3. Все это был давно продуманный хитрый план.

Пройдемся по каждой их них. Что касается первого, то многим эта версия кажется наименее вероятной. Доходов Анатолия от одного только YouTube должно хватить на десятки лет безбедной жизни. У него есть огромное количество соратников в самых разных странах, часть из которых является весьма щедрыми спонсорами. И менять свою точку зрения настолько резко, чтобы отторгнуть от себя значительную часть аудитории, Шарию вряд ли выгодно.

Поэтому версия с угрозами и преследованием в Европе для большинства людей выглядит куда более реалистичной. Учитывая то, какое количество украинских беженцев сейчас скопилось в Испании, блогеру и его семье может угрожать вполне реальная опасность. Вспомнить хотя бы эпизод с нападением на Шария в конце марта 2022 г., когда к его дому пришла разъяренная толпа с украинскими флагами. Тогда Анатолию все же удалось разрулить ситуацию, но кто знает, какие угрозы продолжали поступать ему в дальнейшем. Да и сами европейские власти после начала СВО стали косо поглядывать в адрес блогера, о чем свидетельствует его задержание испанской полицией в начале мая 2022 г. А если бы Шария лишили убежища и экстрадировали на Украину, то это грозило ему очень большими проблемами.

Относительно версии про «глубоко законспирированного агента ЦИПСО», специально годами работавшего на российскую аудиторию, можно сказать только одно: об этом вряд ли когда-то станет доподлинно известно. Столь запутанные конспирологические теории очень нравятся широкой аудитории, но практически никогда не проходят проверку временем. Учитывая нынешнее обилие информационного шума, доверять лучше только тем гипотезам, которые хоть как-то можно проверить. А если Шарий и является чьи-то тайным агентом, то про это узнают разве что наши правнуки.

Может, дело вовсе не в Шарие?


На самом деле, есть еще одна причина, объясняющая поведение Анатолия Шария. Находится она на поверхности и касается не только этого блогера, но и ряда других. Если вы внимательно следите за информационной повесткой, то могли заменить, что за последние полгода риторика поменялась у многих обозревателей. Критические нотки в адрес нашего МО стали появляться не только у некоторых блогеров, но и у самых известных журналистов. И даже если посмотреть на аудиторию информационных ресурсов, то количество ура-патриотов, верящих во взятие Киева за три дня, сейчас заметно поубавилось.

Связано это с тем, что нашей армии не удалось добиться столь быстрых успехов, как того ожидало большинство. Мы действительно столкнулись с ожесточенным сопротивлением нацистов, готовых превращать в руины русские города Донбасса, не считаясь с тем, сколько мирных жителей в них погибнет. Но значит ли это, что мы должны терять веру в собственные вооруженные силы и политическое руководство нашего государства? Конечно, нет! Ведь в противном случае мы рискуем столкнуться с гораздо большими проблемами, чем есть сейчас.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    16 декабря 2022 09:35
    Ха. Когда лил воду на мельницу официоза, Кремль был доволен.
    Когда начал освещать тоже самое, но по другую сторону (по статье) - 1. купили. 2. запугали. 3. хитрый план. Вобщем, шпиён (Песня о войне из х/ф "Волшебный голос Джельсомино")
    Ну а идея о правдивости части информации вообще не рассматривается

    Классика.
    1. 0
      16 декабря 2022 10:56
      Вероятно, последнюю часть статьи Вы не прочитали. Там как раз речь идёт именно об этом
      1. -1
        16 декабря 2022 12:59
        Не правы.
        "Все начали критиковать и он начал?"
        Переобуться - это другое, это к Медведеву
      2. +3
        16 декабря 2022 14:04
        А что у вас в последней части статьи про "правдивость информации" написано? Что мы не должны терять веру в правительство и дальше платить налоги, зная, что их разворуют? В первые годы ВОВ были трибуналы и расстрелы офицеров за трусость и оставление поле боя. И ничего, выстояли. А сейчас у нас не полномасштабная война, и если Путин проведет чистку от толстосумов в МО и Ростехе, будет только лучше.

        А на вопрос "что случилось с Шарием?" я думаю более точно ответил Гоблин. Шарий развивал проект "партия Шария" несколько лет. Гасил украинскую власть и ее шестерок в правовом поле и в Европе и на Украине. Даже в Европе скрипя зубами реагировали и принимали факты притеснения свободы слова и журналистики на Украине, на нацисткие лозунги и пропаганду.
        А потом пришла РФ и разрушила все его планы и все то что он строил. Зеленскому развязали руки, он запретил вообще всю оппозицию и СМИ, что не поддерживают "правильную повестку". А Запад теперь не обращает внимания на зверства со стороны нациков или обвиняет в этом РФ. Шарий должен быть благодарен России?
        И где, скажите, в каком видео, он практически полностью разделял точку зрения российских СМИ. С самого начала он был против СВО и с мыслью "нафига вы к нам полезли?" Да, он против нациков и украинской власти, но искоренять их военными действиями, это не про Шария.
        Собственно сам факт, что одним из тезисов, зачем мы начали СВО, что мы хотим искоренить нациков, а затем их же отпускаем под видом обмена, и стал одним из триггеров, почему он переключился на российское правительство.
  2. +3
    16 декабря 2022 09:36
    Уже сам факт, что Шарий искал убежища в Европе, о многом говорит. На наивного простачка, верящего в свободу слова, он не похож. Поддерживаю версию запугали.
  3. +2
    16 декабря 2022 10:23
    Может, дело вовсе не в Шарие?
    На самом деле, есть еще одна причина, объясняющая поведение Анатолия Шария. Находится она на поверхности и касается не только этого блогера, но и ряда других. Если вы внимательно следите за информационной повесткой, то могли заменить, что за последние полгода риторика поменялась у многих обозревателей. Критические нотки в адрес нашего МО стали появляться не только у некоторых блогеров, но и у самых известных журналистов. И даже если посмотреть на аудиторию информационных ресурсов, то количество ура-патриотов, верящих во взятие Киева за три дня, сейчас заметно поубавилось.

    Вот именно!
  4. +2
    16 декабря 2022 13:56
    Это естественная реакция, когда к тебе приходят любители национальных флагов и говорят: "Мы знаем, где ты живёшь".
    Остроумие и красноречие сразу перестаёт быть искромётным, а эмоциональная оценка близится к нейтральной. Это само по себе и неплохо, но темперамент Шария требует проявления именно остроумия и язвительности, разоблачения официальной версии происходящего. В условиях, когда это небезопасно в отношении ВСУ, остаётся "жечь глаголом" ВС РФ. Наши лондонградцы затыкать рот не придут - не в их обычаях, да и полиция по другому на них будет смотреть, нежели на "беженцев". Так что всё закономерно.
  5. +1
    16 декабря 2022 14:41
    - Обувки слишком много!!!
  6. +4
    16 декабря 2022 15:59
    Было бы странно иное поведение Шария.
    Тонкие намеки на толпы агрессивных хохлов под дверями - они конечно понятны. Но еще более понятна позиция самих властей ЕС и в т.ч. Испании, шельмующих Россию и Путина.
    Если такие зубры европейской политики, как Меркель, вынуждены совершать камингаут, который перечеркивает их политический авторитет и порочит всю их карьеру, то чего вы хотите от суслика по фамилии Шарий, которого вроде и нет, но который вроде и есть. Шарий сделает абсолютно все, что ему скажут. Но не толпы украинских соплеменников, а скучный чиновник ЕС...
  7. -2
    16 декабря 2022 16:11
    Было бы чего огород городить этой статьей. После долгих рассуждений, намеков и теорий автору достаточно последнего абзаца что бы все расставить по местам. Лично мое отношение к Шарию сложное но я считаю его хорошим журналистом и как журналист он не мог пройти мимо злободневных проблем всплывших в ходе СВО. Ну почему любая критика МО или хода проведения СВО считается за предательство, хохлизм или паникерство? Опасны не те кто размышляет о происходящем а те кто как бараны твердят "что все идет по плану" Вот именно этих и стоит опасаться.
  8. -1
    16 декабря 2022 16:25
    А в чём Шарий не прав?

    Был же у нас случай, когда пропало 1,5 млн. комплектов военной формы. Об этом говорил Гурулёв.

    И что в итоге? А в итоге человека, который должен был за это отвечать, поставили ревизором над той службой, которую он же то ли раздербанил, то ли профукал.

    Это что ли нормально? И почему это подобные проблемы нельзя освещать?
  9. 0
    16 декабря 2022 18:09
    1) Не нужно искать злой умысел в том, что можно объяснить простой глупостью;
    2) не нужно путать веру в успех и недоверие к облажавшимся.
  10. +3
    16 декабря 2022 23:57
    «Мастер по переобуванию»

    а с чего вы решили, что он переобувается...
    насколько я его помню, еще 2014-го, он всегда был последовательным "хохлом"...
    т.е. за незалежный хохлостан в его понимании...
    при этом он готов лить воду на любую мельницу, которая поможет в этом...
    когда появился зеля, он пел в его честь - что-то не сложилось...
    и он запел старую песню...
    просто сменил текст с порошенко на зелю...
    и Россию он приплетает в разных ролях, в зависимости от текущего сценария...
    так что, он последователен в своих хохлоустремлениях...
    он такой же русофоб, как и ту - ые бандерлоги, только хитрый...
  11. -3
    17 декабря 2022 03:58
    Объективно - Россия слабая восточная страна. В мире таких стран полно. Для меня лично удивительно как российская власть еще с потрохами страну не сдала. В финансовом плане это произошло, результаты которого мы видим каждый день. А вот в остальном пока нет - танки НАТО еще пока не вошли в страну.
  12. -6
    17 декабря 2022 04:53
    Никакого доверия Шарий не потерял. Напротив, он стал более популярным.
  13. -4
    17 декабря 2022 10:55
    В статье нет ни слова о том, что критика Шария необъективна. Не надо клиниться на недостатках, но надо их видеть. Слишком много бед у нас было за 9 месяцев от вранья и умолчаний. Просто надо уметь любую писанину фильтровать. Пусть пишет.
  14. -4
    17 декабря 2022 12:03
    Полная чушь. Шарий взялся за разоблачения Российской , как они любят себя называть , элиты по просьбе Российских подписчиков. Видимо это нашей власти не понравилось, поэтому появилась эта проплаченная статейка. Я полностью поддерживаю Шария, пусть продолжает в том же духе. Пусть Российский народ узнает об этих героях России, что они представляют из себя.
  15. 0
    17 декабря 2022 17:05
    Цитата: Alex_Shulov
    Вероятно, последнюю часть статьи Вы не прочитали. Там как раз речь идёт именно об этом

    Коллега прочёл лишь то ,что ему нравится
  16. +3
    19 декабря 2022 02:02
    Полностью согласен с автором статьи. Отписался от него недавно. Очень стала заметна его проукраинская позиция. Подоляка тоже много воды льёт.Я Вообще отказался от видеоблогов по СВО. Много шума и рекламы. Мне достаточно знать основные факты. Теперь вот увлёкся репортёром. Очень интересно.
    1. -4
      20 декабря 2022 10:28
      Цитата: ВИКТОР ВАЛЕНТИНОВИЧ
      Много шума и рекламы. Мне достаточно знать основные факты.

      что-бы без шума и рекламы и только основные факты, включай Конашенкова без звука.
  17. -3
    20 декабря 2022 11:07
    Только я заметил, что Шарий подхватил упавшее знамя Навального? С ним определенно "поговорили", и далеко не беженцы. Он набрал хорошую аудиторию в России, и теперь будут заходить и с этого конца. Так сказать потыкать рыбу, что-бы запах почувствовался. А что, посмотрим, послушаем, репортажи-то интересные, народ должен знать своих "героев". А зерна от плевел мы как-нибудь отличим.
  18. 0
    20 декабря 2022 17:25
    Никаких блохеров вообще не смотрю и не слушаю!
  19. 0
    20 декабря 2022 21:29
    Вы не поняли Шария. Он всегда был за Украину. Единую и неделимую. Без нацистов, без той грязи, какая в ней сейчас есть. Ведь он родился задолго до 1991 года. Он видел ещё ТУ Украину. Мирную и спокойную. Ему лет 20 было, когда она начинала свой путь в нэзалэжнисть. Он не друг и не враг, а так. Он за самостийнисть и неделимость. Это ему нужна целая, неделимая Украина с Крымом, Донбассом, Херсоном и Запорожьем. Нам, русским Донбасса, Крыма и Херсона, Запорожья и Харькова такое "счастье" и даром не нужно. Мы просто по разному смотрим с Шариём на будущее этих территорий. Он недоволен тем, что наблюдает на Украине, всю эту власть, но он недоволен и экспансией России, которая возвращает свои территории и своё население под своё крыло. Я ему не завидую. Судя по фамилии, он родом из Западной Украины. Это как негру не отмыться до бела, как и западнику попрощаться с фетишем "единой и неделимой Украины" - вещь невозможная. Он ещё смерился бы с "единой и неделимой" в составе России, но никогда не смирится с тем, что Херсонская и Запорожская вошли в состав России безоговорочно, как неотъемлемая часть России и никаких Украин. Его, Шария, Украина кончается. Её больше нет. Это его личная трагедия. Он всегда был проукраинцем, но никогда не был нацистом или яростным националистом. Всегда воевал за СВОЮ Украину. Её больше нет и не будет. Советской сказке пришёл конец. Теперь уже навсегда.
  20. +1
    30 декабря 2022 13:06
    Татьяна Монтян ещё в марте поведала информацию по Шарию - к нему в его испанскую виллу пришли товарищи из спецслужб и сказали, либо ты будешь говорить то что мы тебе скажем, либо лишаем тебя статуса беженца и отправляем на Украину вместе с женой и сыном. А виллу твою и все деньги отберём. Шарий и потёк - а куда ему деваться, если его крепко держат за яйца?
  21. 0
    1 января 2023 21:28
    Кроме всего выше изложенного, нельзя забывать, что любое блогерство это работа, бизнес. Естественно, всегда борьба за подписчиков, которых много не бывает. Шарий, как не глупый человек быстро смекнул, что военкоров расплодилось слишком много, а тут новая тема, военное ведомство, непаханное поле и конкурентов нет. Вот и пошел сенокос. Да и как бы альтернатива, лояльность западных властей. Ну и заодно потролить своих обидчиков. Блогерить это дело такое, можно совместить бизнес, да еще дела личные.