Россиянам придется пересесть на китайские и иранские автомобили

18

Специальная военная операция на Украине, вернее, введенные в ответ на ее начало западные санкции негативно повлияли на целые отрасли российской экономики. В частности, радикальные изменения претерпел отечественный автомобильный рынок, который уже точно никогда не будет прежним.

С вещами на выход


О прекращении производства и полном уходе из России объявили компании Mercedes-Benz, BMW, Renault, Nissan, Mazda и Ford. Ряд других зарубежных автопроизводителей окончательно дверью пока не хлопнули, но фактически остановили работу своих сборочных заводов под предлогом проблем с поставкой комплектующих, санкционных рисков и общей неопределенности. К ним можно отнести, в частности, немецкий концерн Volkswagen и шведскую Volvo, южнокорейские Kia и Hyundai. Кроме того, о прекращении поставок в РФ своих автомобилей заявили компании, не имеющие собственных производств в нашей стране: бренды Audi, Opel, Porsche, Honda, Suzuki, Mitsubishi, Lexus, Infiniti, Fiat, Ferrari, Lamborghini, Jaguar, Rolls-Royce, Citroen, Peugeot, Chevrolet и Cadillac.



Также после ухода иностранных автопроизводителей наблюдаются серьезные проблемы с комплектующими для последующего обслуживания и ремонта. Приходится либо покупать неоригинальные запчасти в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, либо везти окольными путями в обход санкций европейские или американские, которые по цене в итоге становятся «золотыми».

Российские власти теперь напряженно думают, что им делать с закрытыми сборочными заводами иностранных компаний. Самым простым решением кажется передача их для нужд многочисленных китайских автобрендов, чтобы сохранить высокотехнологичные рабочие места. Вариант, безусловно, логичный, но вот сами китайские производители почему-то не спешат заполнить освободившуюся нишу. Пока можно назвать наш новый «Москвич», представляющий собой переименованный кроссовер из КНР от JAC, да собираемые в Тульской области кроссоверы Haval, являющегося суббрендом Great Wall. Почему все происходит именно так?

Дело в том, что крупные автопроизводители – JAC, FAW и Changan – по своей сути являются компаниями с госучастием, и они действуют строго в рамках генеральной линии китайской Компартии. То есть их симпатии на стороне России, но под вторичные санкции Минфина США они подпадать не желают. Свобода предпринимательской деятельности компании Geely в определенной степени сдерживается наличием в собственности шведской Volvo. Китайская GAC тесно сотрудничает с Honda, FIAT, Isuzu, Mitsubishi и Toyota, и потому проблемы с технологическими партнерами из-за нас ей тоже не нужны. Из крупных игроков остается Haval от Great Wall, который уже имеет сборочное производство в России, да Chery, которая представлена компанией-дистрибьютором АО «Чери Автомобили Рус». Если что, головная компания может легко откреститься от своего российского представительства.

Таким образом, на масштабную экспансию китайских автобрендов в нашу страну рассчитывать пока что сильно не стоит. Вернее, машины свои в РФ они продавать, конечно же, будут, а вот с организацией полноценного сборочного производства станут тянуть до появления полной ясности в российско-украинском кризисе. Если принято решение заменить одних иностранных производителей на других, то более целесообразным в наших непростых реалиях было бы сделать ставку на Иран.

Персия нам поможет


Как ни странно, находящийся десятилетиями под западными санкциями Иран обладает достаточно развитой автомобильной промышленностью, доля которой достигает 10% ВВП страны. Исламская Республика выпускает грузовые и легковые машины, внедорожники и пикапы, автобусы и микроавтобусы. В создании автомобильной отрасли ей в свое время помогли зарубежные компании Peugeot, Citroen, Renault, Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz, Nissan, Toyota, Kia Motors, Hyundai и Daewoo, малайзийский Proton и китайская Chery, работавшие в формате совместных предприятий. На сегодняшний день в Иране присутствует более двух десятков автопроизводителей, самые известные из которых следующие.

Iran Khodro – это крупнейший автопроизводитель не только в Иране, но и на всем Среднем и Ближнем Востоке, имеющий сборочные производства также в Египте, Сирии, Венесуэле, Азербайджане и Сенегале. Компания производит легковые автомобили как по лицензии Peugeot, так и под собственным брендом, а также выпускает грузовики и автобусы по лицензии Mercedes-Benz.

Pars Khodro начинала с лицензионной сборки американских внедорожников, затем переключилась на производство Nissan Patrol и пикапов по лицензии. В настоящее время 51% акций компании принадлежит другому крупному иранскому автопроизводителю SAIPA, который собирает легковые автомобили по французской и корейской лицензии, а также имеет собственные двигатели и модельный ряд.

Компания Kerman Khodro занимается производством китайских автомобилей Chery и JAC под своим собственным брендом. Вполне возможно, что в Россию через Иран попадут перелицованные седаны J7 (Sehol A5 Plus), кроссовер K7 (JAC X7) и рамный пикап T8 (T8 Pro). То же можно сказать и о продукции иранской компании Bahman Group, которая занимается сборкой автомобилей совместно с китайскими FAW, ZX и Great Wall.

Иранские автомобили критикуются за то, что они созданы на устаревших платформах и технологиях, однако их несомненным преимуществом для России перед прочими конкурентами является то, что Тегеран проводит по-настоящему суверенную политику и не считает необходимым оглядываться на западные санкции. Если нам нужен надежный партнер, то это именно Иран.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    21 декабря 2022 11:46
    Китай, Иран...
    А где НАШЕ собственное производство?!
    1. +3
      21 декабря 2022 12:25
      Уничтожено в святые 90-е
    2. 0
      21 декабря 2022 17:22
      А где НАШЕ собственное производство?!

      В "лапотной" Российской империи была компания Руссо-Балт, Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода - предприятие Российской империи, специализировавшееся сначала на выпуске вагонов, далее освоившее производство трамваев, автомобилей и самолётов
      В начале корейские автомобили были хлам, сейчас конфетки. Наш "Москвич" (Опель-капитан) был конфеткой, но выродился в хлам.
      hi
    3. 0
      21 декабря 2022 22:20
      А где НАШЕ собственное производство?!


  2. +2
    21 декабря 2022 12:38
    Анекдот дня: "Российские власти теперь напряженно думают"

    Если бы они думали, в России были бы отечественные легковые автомобили....
  3. +3
    21 декабря 2022 12:44
    Самым простым решением кажется передача их для нужд многочисленных китайских автобрендов?

    Может самым простым решением является национализация бесхозной собственности и налаживание на ней производства отечественной техники?
  4. +2
    21 декабря 2022 12:54
    И что? За 30 лет либеральной демократии так и ничего своего в России не создали? …Кроме отверточной сборки…
  5. 0
    21 декабря 2022 13:07
    я готов хоть сейчас купить пусть даже и 10-ку ладу, но пусть она будет такой же качественной как и 20 лет назад и 100% из отечественных деталей
  6. 0
    21 декабря 2022 18:48
    Автомобильная отрасль в результате санкций оказалась в жесточайшем кризисе.
    Заламывать руки "а где наше на 146%" - нет резонов, в мире давно ни одна страна не производила все автокомпоненты.

    До 24/02/22 рапортовали о ~50% локализации, и по мировым меркам это весьма глубоко.
    (попадались данные, что в США самая глубокая локализация у тойоты, 47%)
    Но отсутствие даже одного компонента может остановить весь конвейер.

    Соответственно, сейчас вопрос именно в вынужденном максимально полном освоении этих компонентов ( включая электронику) , ну и налаживание каналов серого импорта того, что не освоили.
    Наладить штамповку кузовных деталей - это не вопрос, пожалуйста, в Бирюлево (Москва) новый завод давеча окрыли. Многое что можем - но не всё.
    В свете таких раскладов, было принято решение сконцентрироваться на электромобилях - типа ДВС это все равно прошлый век, а заодно можно и с АКПП не мучаться.
    К делу подключили Росатом (ТВЭЛ), они бьют пяткой в грудь, дескать

    предприятия атомной отрасли уже сегодня способны производить 60% всех компонентов электромобиля»

    В общем в 2023 новости об успехах в освоении компонентов (или отсутствие таковых) будут поважнее, чем новости (или отсутствие таковых) о взятии в 10й раз дома на окраине Песков.

    Автомобилестроение - просто самая публичная из высокотехнологичных отраслей, и результат можно пощупать и оценить по качество/цена, соответственно она служит хорошим индикатором всего положения дел в экономике.

    Я настроен сдержанно-оптимистично.
  7. 0
    21 декабря 2022 20:09
    нужно наращивать отечественное производство, если китай и иран могут развить его то можно работать с ними в партнёрстве, ключевой вопрос размер налогов, в китае они в три раза меньше, только неумный начнет что то производить в рф, где любое производство планово убыточно ( если не оффшор), .....если в китае это можно сделать с прибылью, то умный человек все будет делать в китае, даже гвозди, тем более авто
  8. -1
    22 декабря 2022 10:03
    Ну конечно же...Уничтожили даже своё автостроение /за редким исключением - грузовики/, а всё капитализм хорошо, все в говне - факт - но всё равно хорошо...Пока рулят выгодоприобретатели развала СССР, все эти олигархи - гауляйтеры всё так и будет...Система не может развиваться если её такие умельцы развивают...
  9. 0
    22 декабря 2022 10:22
    Россиянам придется пересесть на китайские и иранские автомобили

    Комуто и прийдется...
    Но Президент недавно по мосту ездил явно не на китайской или русской...
    А на Натовской по сути машине..

    Имхо, Елита страны будет по прежнему на западных лимузинах рассекать...
    Как уже есть прецидент, возможно купят и впрок, в двойном количестве....
  10. 0
    5 января 2023 14:09
    А мы, во Владике, пока иена была слабая. (да и сейчас терпимая), праворуким японским секондхэндом скупаемся. Проверено собственноручно десятилетиями. Рекомендую!
  11. 0
    6 января 2023 12:15
    Нам нужен полноприводной кроссовер от Весты Кросс и не дороже 2 мл.руб. Все остальное в наших дорожных условиях не уместно. И Ладу Тревел привести в порядок, панель поставить современную, движок 100 л.с и пока её ещё на 10 лет хватит. УАЗ Хантер модернизировать тоже можно. И перебьемся!
  12. 0
    17 января 2023 16:16
    Чего-то все мечутся.. 10 лет назад всё Опель мечтали купить, да не продали немцы по указанию американцев. Можно тупо разобрать какую-то хорошую машину и попытаться скопировать, как китайцы делают. Надо только конкретику понимать. А занимпться должны этим в автомобильных институтах . В стране полно вузов, вот пусть разбирают, чертят и заказывают детали заводам. Даже в техникумах справятся, вузы не нужны!
  13. 0
    17 января 2023 16:18
    Цитата: Дмитрий Волков
    Нам нужен полноприводной кроссовер от Весты Кросс и не дороже 2 мл.руб. Все остальное в наших дорожных условиях не уместно. И Ладу Тревел привести в порядок, панель поставить современную, движок 100 л.с и пока её ещё на 10 лет хватит. УАЗ Хантер модернизировать тоже можно. И перебьемся!

    Да тут только пикапы и я согласен - хантеры. Ведь страна - по сути одна большая деревня.
  14. 0
    25 января 2023 08:05
    Хорошо бы, если все страны мира перестали продавать свои авто РФ Может быть это заставит власти начать восстановление своего автопрома, начиная с производства металла и заканчивая станками для линий сборки. Пусть и не самые лучшие по характеристикам, но свои машины необходимы государству, если оно, конечно, государство, а не придаток других стран.
    А если придаток - пешком походят рабы.
  15. 0
    26 января 2023 20:25
    Из-за постоянной жары и тропического пустынного климата машины, произведенные в Иране, совершенно не имеют коррозионной обработки. При попадании в более холодные и влажные условия, которые доминируют на территории РФ, кузова иранских авто станут «легкой добычей» для коррозии.

    Чтобы устранить несоответствия, иранским производителям придется вносить изменения в работу заводского конвейера, а это может быть попросту экономически нецелесообразно.