Россиянам придется пересесть на китайские и иранские автомобили
Специальная военная операция на Украине, вернее, введенные в ответ на ее начало западные санкции негативно повлияли на целые отрасли российской экономики. В частности, радикальные изменения претерпел отечественный автомобильный рынок, который уже точно никогда не будет прежним.
С вещами на выход
О прекращении производства и полном уходе из России объявили компании Mercedes-Benz, BMW, Renault, Nissan, Mazda и Ford. Ряд других зарубежных автопроизводителей окончательно дверью пока не хлопнули, но фактически остановили работу своих сборочных заводов под предлогом проблем с поставкой комплектующих, санкционных рисков и общей неопределенности. К ним можно отнести, в частности, немецкий концерн Volkswagen и шведскую Volvo, южнокорейские Kia и Hyundai. Кроме того, о прекращении поставок в РФ своих автомобилей заявили компании, не имеющие собственных производств в нашей стране: бренды Audi, Opel, Porsche, Honda, Suzuki, Mitsubishi, Lexus, Infiniti, Fiat, Ferrari, Lamborghini, Jaguar, Rolls-Royce, Citroen, Peugeot, Chevrolet и Cadillac.
Также после ухода иностранных автопроизводителей наблюдаются серьезные проблемы с комплектующими для последующего обслуживания и ремонта. Приходится либо покупать неоригинальные запчасти в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, либо везти окольными путями в обход санкций европейские или американские, которые по цене в итоге становятся «золотыми».
Российские власти теперь напряженно думают, что им делать с закрытыми сборочными заводами иностранных компаний. Самым простым решением кажется передача их для нужд многочисленных китайских автобрендов, чтобы сохранить высокотехнологичные рабочие места. Вариант, безусловно, логичный, но вот сами китайские производители почему-то не спешат заполнить освободившуюся нишу. Пока можно назвать наш новый «Москвич», представляющий собой переименованный кроссовер из КНР от JAC, да собираемые в Тульской области кроссоверы Haval, являющегося суббрендом Great Wall. Почему все происходит именно так?
Дело в том, что крупные автопроизводители – JAC, FAW и Changan – по своей сути являются компаниями с госучастием, и они действуют строго в рамках генеральной линии китайской Компартии. То есть их симпатии на стороне России, но под вторичные санкции Минфина США они подпадать не желают. Свобода предпринимательской деятельности компании Geely в определенной степени сдерживается наличием в собственности шведской Volvo. Китайская GAC тесно сотрудничает с Honda, FIAT, Isuzu, Mitsubishi и Toyota, и потому проблемы с технологическими партнерами из-за нас ей тоже не нужны. Из крупных игроков остается Haval от Great Wall, который уже имеет сборочное производство в России, да Chery, которая представлена компанией-дистрибьютором АО «Чери Автомобили Рус». Если что, головная компания может легко откреститься от своего российского представительства.
Таким образом, на масштабную экспансию китайских автобрендов в нашу страну рассчитывать пока что сильно не стоит. Вернее, машины свои в РФ они продавать, конечно же, будут, а вот с организацией полноценного сборочного производства станут тянуть до появления полной ясности в российско-украинском кризисе. Если принято решение заменить одних иностранных производителей на других, то более целесообразным в наших непростых реалиях было бы сделать ставку на Иран.
Персия нам поможет
Как ни странно, находящийся десятилетиями под западными санкциями Иран обладает достаточно развитой автомобильной промышленностью, доля которой достигает 10% ВВП страны. Исламская Республика выпускает грузовые и легковые машины, внедорожники и пикапы, автобусы и микроавтобусы. В создании автомобильной отрасли ей в свое время помогли зарубежные компании Peugeot, Citroen, Renault, Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz, Nissan, Toyota, Kia Motors, Hyundai и Daewoo, малайзийский Proton и китайская Chery, работавшие в формате совместных предприятий. На сегодняшний день в Иране присутствует более двух десятков автопроизводителей, самые известные из которых следующие.
Iran Khodro – это крупнейший автопроизводитель не только в Иране, но и на всем Среднем и Ближнем Востоке, имеющий сборочные производства также в Египте, Сирии, Венесуэле, Азербайджане и Сенегале. Компания производит легковые автомобили как по лицензии Peugeot, так и под собственным брендом, а также выпускает грузовики и автобусы по лицензии Mercedes-Benz.
Pars Khodro начинала с лицензионной сборки американских внедорожников, затем переключилась на производство Nissan Patrol и пикапов по лицензии. В настоящее время 51% акций компании принадлежит другому крупному иранскому автопроизводителю SAIPA, который собирает легковые автомобили по французской и корейской лицензии, а также имеет собственные двигатели и модельный ряд.
Компания Kerman Khodro занимается производством китайских автомобилей Chery и JAC под своим собственным брендом. Вполне возможно, что в Россию через Иран попадут перелицованные седаны J7 (Sehol A5 Plus), кроссовер K7 (JAC X7) и рамный пикап T8 (T8 Pro). То же можно сказать и о продукции иранской компании Bahman Group, которая занимается сборкой автомобилей совместно с китайскими FAW, ZX и Great Wall.
Иранские автомобили критикуются за то, что они созданы на устаревших платформах и технологиях, однако их несомненным преимуществом для России перед прочими конкурентами является то, что Тегеран проводит по-настоящему суверенную политику и не считает необходимым оглядываться на западные санкции. Если нам нужен надежный партнер, то это именно Иран.
Информация