Куда пойдет русская нефть, если Европа откажется от нее?
Нефть – один из ключевых природных ресурсов России, экспортируемых за рубеж. Традиционно в числе главных покупателей российской нефти – страны Западной и Восточной Европы. Их зависимость от поставок «черного золота» из России сохраняется и сегодня, но объемы экспорта российской нефти на запад постепенно снижаются. Так, с начала 2018 г. объемы поставок нефти из России в Европу снизились на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
В Европу нефть идет, в основном, по знаменитому нефтепроводу «Дружба». Его северный участок идет через Белоруссию и дальше – в Польшу и Германию, а южный – через Украину и дальше – в Чехию, Словакию, Венгрию, Хорватию. В 2018 г. через «Дружбу» прошло на 3% меньше нефти, чем в прошлом году. Сократились и объемы экспорта через крупнейшие порты страны – Новороссийск и Приморск. С чем связаны столь масштабные перемены в экспорте российской нефти?
Не секрет, что Россия стремительно переориентируется на восток. Евросоюз в свое время сам сделал свой выбор, встав на путь противостояния с российским государством, поддержав переворот на Украине и введя антироссийские санкции. Но переориентация экспорта нефти – решение не политическое (хотя и связанное с политическими процессами), а экономическое. Все большее значение в качестве покупателя российской нефти начинает играть Китай.
По сравнению с западным направлением, на восточном направлении экспорт нефти только растет. Это касается и трубопроводов ВСТО на Дальнем Востоке, Атасу – Алашанькоу в Казахстане и Сковородино-Мохэ. Причем темпы роста весьма стремительные – 30% по сравнению с показателями прошлого года. Компания «Роснефть», являющаяся крупнейшим экспортером нефти, заключила контракт с китайской CEFC, согласно которому в 2018 году Россия должна была поставить в Поднебесную не меньше 40 млн тонн нефти. Затем эта цифра была увеличена до 50 млн тонн. Месячный объем поставок нефти в Китай в январе 2018 г. также вырос до 5,67 млн тонн.
Китай – очень привлекательный для мировых экспортеров нефти рынок. Спрос на нефть в КНР только растет, что вполне объяснимо, учитывая высокие темпы развития китайской экономики. Эксперты утверждают, что вплоть до 2040 года Китай вместе с Индией будут обеспечивать половину прироста мирового спроса на нефть. Еще в прошлом году КНР возглавил список стран – крупнейших импортеров нефти, сохранится эта тенденция и в обозримом будущем. Поэтому Россия не хочет уступать китайский рынок конкурентам. Запуск трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» позволил масштабно увеличить объемы поставок «черного золота» в Поднебесную.
Для Москвы поставки нефти в Китай на данном этапе куда более привлекательны, чем в Европу. Тем более, что спрос на российскую нефть в странах Евросоюза снижается. Так, постепенно падает интерес к российской нефти в Венгрии, которая нашла возможности замещения российской нефти более дешевыми вариантами. Впрочем, вряд ли Восточная и Центральная Европа даже в значительном масштабе откажутся от импорта российской нефти. Поставляемая из России продукция отличается высоким качеством, а плавающие цены на различные марки нефти не позволяют отдавать предпочтение какому-либо конкретному поставщику.
В Европу нефть идет, в основном, по знаменитому нефтепроводу «Дружба». Его северный участок идет через Белоруссию и дальше – в Польшу и Германию, а южный – через Украину и дальше – в Чехию, Словакию, Венгрию, Хорватию. В 2018 г. через «Дружбу» прошло на 3% меньше нефти, чем в прошлом году. Сократились и объемы экспорта через крупнейшие порты страны – Новороссийск и Приморск. С чем связаны столь масштабные перемены в экспорте российской нефти?
Не секрет, что Россия стремительно переориентируется на восток. Евросоюз в свое время сам сделал свой выбор, встав на путь противостояния с российским государством, поддержав переворот на Украине и введя антироссийские санкции. Но переориентация экспорта нефти – решение не политическое (хотя и связанное с политическими процессами), а экономическое. Все большее значение в качестве покупателя российской нефти начинает играть Китай.
По сравнению с западным направлением, на восточном направлении экспорт нефти только растет. Это касается и трубопроводов ВСТО на Дальнем Востоке, Атасу – Алашанькоу в Казахстане и Сковородино-Мохэ. Причем темпы роста весьма стремительные – 30% по сравнению с показателями прошлого года. Компания «Роснефть», являющаяся крупнейшим экспортером нефти, заключила контракт с китайской CEFC, согласно которому в 2018 году Россия должна была поставить в Поднебесную не меньше 40 млн тонн нефти. Затем эта цифра была увеличена до 50 млн тонн. Месячный объем поставок нефти в Китай в январе 2018 г. также вырос до 5,67 млн тонн.
Китай – очень привлекательный для мировых экспортеров нефти рынок. Спрос на нефть в КНР только растет, что вполне объяснимо, учитывая высокие темпы развития китайской экономики. Эксперты утверждают, что вплоть до 2040 года Китай вместе с Индией будут обеспечивать половину прироста мирового спроса на нефть. Еще в прошлом году КНР возглавил список стран – крупнейших импортеров нефти, сохранится эта тенденция и в обозримом будущем. Поэтому Россия не хочет уступать китайский рынок конкурентам. Запуск трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» позволил масштабно увеличить объемы поставок «черного золота» в Поднебесную.
Для Москвы поставки нефти в Китай на данном этапе куда более привлекательны, чем в Европу. Тем более, что спрос на российскую нефть в странах Евросоюза снижается. Так, постепенно падает интерес к российской нефти в Венгрии, которая нашла возможности замещения российской нефти более дешевыми вариантами. Впрочем, вряд ли Восточная и Центральная Европа даже в значительном масштабе откажутся от импорта российской нефти. Поставляемая из России продукция отличается высоким качеством, а плавающие цены на различные марки нефти не позволяют отдавать предпочтение какому-либо конкретному поставщику.
Информация